Итак, что мы противопоставляем усталости?
Летая регулярно, организм пилота начинает привыкать к такому расколбасу (хотя это не проходит бесследно для здоровья). Вырабатываешь какие-то "техники", позволяющие подготовиться к ночному полету и перенести его с меньшими затратами. Начинаешь понимать цену предполетного отдыха - даже если ты не смог уснуть, но просто побыл в тишине несколько часов перед рейсом, освободив мозг от потока информации, а тело от физических нагрузок - это уже повышает твою устойчивость ночью.
Тем не менее, перед ночным полетом лучше всего поспать. Есть разные рекомендации, как заставить себя уснуть днем. Например - не выспаться ночью, предшествующей полету. Не могу сказать, что это лучшая рекомендация, но она есть.
По себе заметил, что мне помогает физическая нагрузка в первой половине дня или в обед. После такой нагрузки (фитнесс-клуб, теннисный корт и т.п.) удается лучше заснуть ближе к вечеру. Но я жаворонок по натуре, возможно, что совам такое не подойдет.
В полете стоит отвлекать свое внимание, не концентрироваться на монотонности. Настраивайте частоты приводов, принимайте погоду, ведите CFP. Разговаривайте со своим коллегой по кабине. Пригласите бортпроводника, поговорите с ней/ним о насущном.
В полете надо пить. Пить не то, что подумали читающие меня журналисты, а воду или чай. Я позволяю себе не более одной чашки кофе - и то перед снижением. И обязательно напиток (чай или кофе) должен быть горячим - не знаю, как других, но меня это бодрит.
C научной точки зрения, рекомендуется пить холодную воду. Лично мне это не помогает, но Вам, возможно, поможет.
Меня очень хорошо бодрит смоченная холодной водой тряпка. Я прошу бортпроводника смочить впитывающее полотенце или айсиборьку, и периодически протираю лицо.
Перед началом снижения я выхожу из кабины, разминаю затекшее тело и иду в туалет, где умываюсь холодной водой, после чего направляю на лицо обдув. Это мой личный "текник", который проверен практикой - бодрит.
Да, в течение полета - разминайтесь. Опять же, можно встать из кресла, и сделать пару-тройку приседаний, поворотов. А руки и голову можно размять и в кресле. Не позволяйте крови застаиваться!
Ну а дальше важно дотерпеть до аэродрома - как только начинается процесс захода на посадку, уже не до сна. Т.к. кровь насыщается адреналином и независимо от твоего желания ты становишься бодрячком. Причем, чем сложнее условия на заходе, тем большим бодрячком ты себя чувствуешь.
Важно не есть обильную пищу на ночь, но и не идти в рейс голодным. Бросить курить (сам не пробовал эту гадость и другим не советую) - курение приводит к кислородному голоданию. И, если я лечу вместе с самолетом на высоте 2400м (по давлению внутри салона), то мой коллега-курильщик на километр выше.
А если очень сильно хочется спать и уже совсем невмоготу - то лучше все же поспать. Да, прямо в полете. Это меньшее из зол.
Но для этого следует выполнить кучу предосторожностей - другой пилот спать не должен, он должен быть информирован о том, что ты собираешься подремать. Участок полета должен быть не нагружен, твое кресло отодвинуто, а сам надежно зафиксирован ремнями. Неплохо было бы настроить будильник, причем - обоим пилотам. И в идеальном случае - пригласить бортпроводника в кабину.
Примерно так компании и прописывают процедуры контролируемого отдыха на рабочем месте. Ну а если они в отдельно взятой авиакомпании не прописаны, то, повторюсь, выбирая из двух зол (поспать на эшелоне или заснуть на снижении) наименьшее, следует подобных разумных методик придерживаться. И между делом стучать по голове своему начальству, чтобы оно эту практику узаконило в РПП.
Не ленитесь ходить в отпуск. И в отпуске - отдыхайте. Всех денег не заработаешь, но здоровье всегда дороже. Зачем Вам деньги, если в 45 лет Ваше сердце внезапно остановится?
И еще раз - отдыхайте перед и после рейса. Отбросьте все остальные дела. Отдыхайте.