СР-10 (КБ "САТ")

Евгений Лебедев

Как часто бывает, неожиданно оказался на испытаниях экспериментального учебного самолета САТ СР-10. Споров вокруг этого проекта очень много, но по факту, это первый российский реактивный УТС, полностью частного КБ САТ. Не удержался и сделал небольшой репортаж с его испытаний. Процесс выкатки из ангара, испытательный полет под управлением Ю. Кабанова и разбор полета с испытательной бригадой.
Посмотреть вложение
 
Сейчас кто-то скажет, что даже киргтзы научились хорошие самолеты делать, не то, что…
 
Задолбали "регистраторы" - то киргизская, то виргинская - лишь бы "запретить"

#ау
 
Из умных монографий и справочников.
Для справки:
ПУА зависит и от угла стреловидности (и более того - очень существенно от него зависит) тоже. Но далеко не только от этого. Если говорить только о зависимости ПУА от аэродинамики крыла - то при прочих равны: срыв на КОС происходит сильно позже, чем на КПС.
Вот именно из-за п.3. Впрочем - с Вами действительно можно было бы тут согласится (даже в части "свидетельство глупости кого-то другого" ), если бы все или подавляющее большинство тех пилотов, которых предлагают "пропускать" через СР-10 - далее бы "пропускались" через Як-130. Но это, однако, далеко не так.
1. Заказчиком (в лице ВВС или МО - уже не помню).
2. ОКБ им. А.С. Яковлева.
3. На дизель.
"Слив засчитан".
"Аналогично!" (с)
Go в библиотеку ближайшего Дома офицеров, поднимаем подборку ЗВО, смотрим статьи Академия ВВС США, Авиационный Университет ВВС США - читаем, овладеваем.
Когда не могут самостоятельно ознакомится с источником, являющимся применительно к обсуждаемой теме аналогом таблицы умножения в математике или Библии - в христианском богословии - это наводит на удручающие размышления. Но ОК - просто скачайте отсюда и изучите раздел USA Air Force:
ОК, завтра сброшу. И со смехом полюбуюсь. как вы будете пытаться это парировать.
А, нет - нашел по поиску прямо находясь в офисе - наслаждайтесь:
ЗВО, 7/2011, стр. 81.
ЧСХ, как эти Grob 120A обозначаются в RCAF и сколько их закуплено - в "первоисточнике" ни слова. Так что как "первоисточник" опровергает сведения того самого "официального издания МО РФ" о наличии к 2011 году в ВзС Канады всего 4-х УТС I ступени, имеющих канадское обозначение СТ-142 - нИпАнятнА от слова "совсем"...
Да, с Т-41 я ошибся - смотрел устаревший источник.

А вот тут - Вы действительно оказались правы.
 
Сказать-то что хотели? Что вы не в состоянии обосновать цифру 50-60% и потому говорите хоть что-то, относящееся к КОС?
Личная просьба: не употребляйте, плиз, изобретённую вами аббревиатуру "ПУА" - меня от неё передёргивает.

Ещё в советские времена "учебные курсы" для разных видов авиации были разными и выполнялись с использованием разных типов УТС. То же самое сохранилось и сейчас.
Или вы думаете, что будущих бомбардировщиков готовят на Як-130?
Мне казалось очевидным, что речь идёт о подготовке лётчиков тактической авиации. Оказалось однако, что это не так.

Извините, но это полный бред.
Конкурс на УТС - это, дай бог памяти, 2002-й год. До появления в России Райхлина с его REDом было ещё восемь лет. И никаких других авиационных дизелей "в поле зрения" ВВС / МО не было и быть не могло.
Кроме того, по стечению обстоятельств я работал в ФИНАМе, который, собственно, и продвигал упомянутый RED в РФ, конкретно - в проекте ФИНАМ-аэро. И с Райхлиным общался "тогда ещё". Дело это шло тяжко, и если бы не упорство Ремши, хрен бы что получилось. По-вашему же выходит, что КБ Яковлева, имея "предложение" от ВВС установить на Як-152 дизель, долгое время просто старательно не обращало внимания на такие вот вещи?



Так что ещё раз: не надо историй из альтернативной реальности.

Сказать-то что хотели этой ссылкой на информацию 13-летней давности?

ЧСХ, как эти Grob 120A обозначаются в RCAF
Вы читаете прямую ссылку на лётную школу ВВС Канады с указанием конкретной марки самолёта, и при этом задаёте вопрос, как этот самолёт обозначается в тех самых ВВС Канады?
Давайте я не буду это комментировать?
 
Мое ИМХО
Мне кажется, что просто не до конца понимается место каждого учебного самолета в обучении и выполнении норм налета.
То есть должен быть самолет для первого полета. На этом место нацелен Як-152. Далее для будущих летчиков тяжелой авиации на сегодня имеется L-410, потому то и возникла идея локализации его производства на УЗГА. А далее уже нормальный самолет, но имеется еще одна высокая ступенька. Не для всех. Это Ту-134УБЛ. Его учебным сложно назвать - это скорее для совершенствования и поддержания летных навыков готовых пилотов на самое-самое дальней авиации.
Для тактической авиации второй самолет - L-39. Но это уходящая модель. На ее замену и делали Як-130. Но он попал скорее в аналог Ту-134 для истребителей. Он даже не учебно-боевой, а боевой-учебный. Скорее он появится в частях с радиолокатором и форсажем для сверхзвука, чем в аэроклубах.
А вот СР-10 может и в клубах появится, и пилоты транспортной и бомбардировочной вполне на нем могут летать.
 
Л-39 перестал продаваться в новых генерациях? Лучшего никто не придумал.
Як 130 для истребителей тупик, лишнее звено. Но, при должном отношении винт/як 130 и грамотном методическом подходе схема была бы рабочей.
И в принципе, если речи вести о подготовке истребителей. Их обоих (як 152/130 заменяет и успешно л-39 и в старой модификации. Да, профотбор будет недозакончен, в обоих случаях. Но хоть даст возможность в подготовить летчика до уровня 3 класса на л 39 не распыляя силы и средства
Як 152 никто так и не увидел
 
Когда кончится ресурс имеющихся Л-39. Уверены, что продадут новые? И далее всегда?
 
А купить нельзя пока не кончится? Кто то пробовал их закупать? Кто сказал что не продадут? Что значит далее всегда?
Когда куплены эти советские элки?
 
Насколько я знаю, на сегодня L-410 в Балашовском училище не осталось - летают на стареньких Ан-26. При этом тренажёр там остался "элочный", причём сделанный "на коленке" из списанной машины. В общем, довольно грустно всё это выглядит.
А вот в транспортной (не путать с военно-транспортной) авиации ВВС "элки" таки имеются.

А они у нас в лётных училищах ещё остались?
Мне вот что-то кажется, что их все переделали в ВИП-борта для генералов. Задницы в обрамлении лампасов возить - это ведь куда важнее, чем лётчиков готовить.

Его учебным сложно назвать...
ИМХО, он именно учебный.
Ибо сажать курсанта с любого "относительно лёгкого" УТС сразу на Ту-22М - идея, на мой взгляд, не слишком удачная.

Во-первых, про аэроклубы давайте не будем.
Во-вторых, сказать, что "Як-130 делали на замену L-39" - это не совсем верно. Выше в этом же топике я говорил о том, как выглядит "полная цепочка" УТС/УБС. Основная задача, под которую делался Як-130 - уменьшить выполняемый в процессе подготовки налёт на "спарках" (которые в эксплуатации ещё дороже), в идеале - полностью заменить "отменить" эти самые "спарки".

Ещё раз: про клубы давайте не будем. Это (пока) разговоры ниачом.
И в программе подготовки лётного состава "тяжей" СР-10 выглядит совершенно лишним. Точно так же, как откровенно нелепым в ней выглядит L-39, на который все учебные заведения ВВС в своё время пересадили в результате совершенно непонятной мне "унификации".
В идеале мне оснащение того же Балашова видится как что-то типа DA-40 (начальная подготовка), а затем L-410 (повышенная). Транспортников можно выпускать на Ил-112В (когда он, наконец, появится), а для бомбардировщиков действительно неплохо бы иметь что-то типа Ту-134УБЛ. Кстати, такие машины вполне можно сделать на базе не слишком востребованного SSJ. При наличии СДУ "сымитировать" динамику полёта того же Ту-22М, мне думается, вполне возможно. Хотя бы в части ВПХ.
 
Последнее редактирование:
Осенью 2018 г. небезизвестный тов. leutenant поведал Олегу на конкурирующем Форуме, что сейчас "на ходу" не менее 27-ми Ту-134УБЛ, базирующихся на Рязань-Дягилево (в составе Центра боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала Дальней авиации) Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ им. В. П. Чкалова) и Челябинск-Шагол (в составе 221-й УчАвБ, оперативно подчиненная Филиалу Военного учебно-научного центра ВКС "ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" в г. Челябинске).
 
Она изобретена не мной. И еще в СССР. Но ОК, пусть будет "предельный угол атаки" - специально для Вас.
Сказать я хотел, что привязывать этот угол жестко к углу стреловидности и только к нему - безграмотно от слова "совсем".
Ну а что КОС:
- обеспечивает существенное увеличения допустимого без потери управляемости угла атаки
и
- повышает аэродинамическую эффективность крыла во всех областях летных режимов
- общеизвестно и обоснований не требует.
В остальном - рекомендую нагуглить или наяндексить например работу: А. Г. Гребеников, А. М. Гуменный, С. М. Ерёменко, А. А. Соболев, П. Н. Соляник. Особенности аэродинамических характеристик крыла обратной стреловидности. Харьков, 2017. - и ознакомится.
Так - но не совсем. Пропускать пилотов Су-25 через Як-130 - полный бред. С другой стороны - "прогон" через Як-130 будущих пилотов Ту-22М - вполне имеет смысл.
Проектный этап конкурса МО РФ на легкотопливный поршневой УТС/УБС ПНО - завершился в октябре 2001 г. победой Су-49. Но затем в рез. подковерных игрищ - решение было пересмотрено в пользу Як-52М. Сначала - получаемых апгейдом из ранее выпущенных, потом - уже новой постройки. А затем еще раз - в пользу Як-152 (первой версии - с ПД М-14Х). А затем и еще раз - в пользу версии "152-го" с REDом. И эти плавно перетекающие один в другой акты циркового представления действительно тянулись много-много лет (фактически еще с мая-июня 1992 г.). И не закончились даже и до сих пор. Несмотря на наличие уже over четыре года как "типа официального" контракта от МО на дизельный Як-152.
Такова неальтернативная Реальность.
Сказать-то что хотели этой ссылкой на информацию 13-летней давности?
Что Canadian Forces Air Command (CFAC) - Канадское Командование Воздушных Сил - существование которого Вы ставите под сомнение - вполне себе существует и более того, формирует (в числе других инстанций) закупочную политику в сфере АТ ВС Канады.
Не хотите - не комментируйте. Я же - замечу, что в этой "прямой ссылке" не указано:
- как обозначены Grob 120A в RCAF и сколько их там эксплуатируется?
- т.о. - приведенное мной информации из официального информационно-аналитического издания МО РФ, что Тренировочное Командование CFAC использует всего 4 ед. поршневых УТС под местным индексом СТ-142 - никак Вашей "прямой ссылку на лётную школу ВВС Канады" - не опровергается.
 
ИМХО, подготовка строевых пилотов самолетов для ВС РФ - должна иметь "по типам "летающих парт" следующий вид:
для Ту-160 и Ту-22М:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10, а нормальной аэродинамической схемы) - Як-130 - Ту-134УБЛ;
для Ту-95/142, Ил-20/22/Ил-38, Ан-12, Бе-12:
Як-152 - L-410NG - Ил-112В;
для ПАК ДА, ПАК ВТА, Ан-124, Ил-76/78, А-50/100, Ил-276, Ту-154, Ту-134, Ан-148, Ан-72, Ил-80/82, Ту-214:
Як-152 - L-410NG - легкий реактивный двухмоторный учебно-транспортный самолет со стреловидным крылом (этот класс в USA(M)F и RCAF называют CT);
для сверхзвуковых боевых самолетов оперативно-тактической авиации и перехватчиков стратегической ПВО:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - Як-130/131 - (для фронтовых истребителей и стратегических перехватчиков - дополнительно) - Як-135 и УТ/УБ-версии истребителей;
для Су-25:
Як-152 - L-39 или его аналог - УТС, промежуточный между L-39 и Як-130 (но не СР-10) - УБ-версия Су-25;
для Ан-30:
Як-152 - L-410NG;
для Ил-112В, Ан-24/26, L-610NG:
Як-152 - L-410NG;
для L-410:
Як-152;
для ЛМС, Ан-2 - сразу на них, родимых;
для Бе-200:
Як-152 - L-410NG - Бе-12учебный.
 
Последнее редактирование:
Л-39 перестал продаваться в новых генерациях? Лучшего никто не придумал.
ЕМНИС, он уже не производится. А главное - вам его развитие - L-59 и L-159 - уже не продадут.
Як 130 для истребителей тупик, лишнее звено.
Заказчики T-50, M.346 и JL-10, а также с незапамятных лет эксплуатирующие Т-38 - смотрят на Вас с откровенной иронией.
Як 152 никто так и не увидел
Три летных образца - есть и летают. Заводские испытания - успешно завершены.
 
Заказчики T-50, M.346 и JL-10, а также
- смотрят на Вас с откровенной иронией
Это ваши домыслы.
Як 130 не даст потребный приход в/с с Л 39. Являясь по сути лишним дорогостоящим звеном. Заказчики М 346 первоначалку проходят на чом то ином

Когда начинались развал и деградация. Была вполне здравая идея заменить связку Л-29/39/боевой одним типом, Миг АТ.
 
Последнее редактирование: