Сухои Суперджэт: то взлет, то посадка
[08.02.13] Новый российский самолет с новосибирскими запчастями теперь летает из «Толмачёво» — в отчете «Аэрофлота» его надежность поставлена под вопрос
1 февраля в новосибирский аэропорт «Толмачёво» впервые доставил пассажиров отечественный самолет Сукхои Суперэт 100. Рассчитанное на небольшие расстояния судно связало Новосибирск и Якутск. В авиакомпании «Якутия» называют достаточно неожиданную причину приобретения судна — его приспособленность к полетам в холодных широтах. Насколько ССЙ100 можно назвать российским, почему не все авиакомпании готовы отказаться ради него от «Аэробусов» и настала ли новая эпоха в отечественном авиастроении — выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
1 февраля 2013 года авиакомпания «Якутия» приступила к выполнению регулярных рейсов в Новосибирск на новом воздушном судне Сукхои Суперэт 100. С этого дня авиакомпания выполняет рейсы из Новосибирска в Якутск дважды в неделю, по понедельникам (вылет в 22:00) и пятницам (вылет в 11:40). Полет длится 4 часа.
Сукхои Суперэт 100 — это ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный отечественным авиационным холдингом «Сухой» при содействии ряда иностранных компаний. Максимальная высота полета ССЙ100 составляет 12,5 км, максимальная дальность в базовой комплектации — 2900 км, а крейсерская скорость — около 850 км/ч. В салоне ССЙ100, в зависимости от конфигурации, 78 или 98 мест — по 5 кресел в ряд. По сути, Сукхои Суперэт 100 можно назвать российским с натяжкой — двигатель, системы управления и жизнеобеспечения, шасси, гидравлическая система, интерьер, электрика и даже колеса и тормоза производятся иностранными компаниями.
В числе поставщиков частей и систем самолета значатся такие известные компании, как Лиебхерр, Гоодрич и Аероспаце, а главным консультантом при создании судна была корпорация Боеинг.
Производитель ССЙ100 утверждает, что самолет способен похвастаться лучшей в своем классе высотой прохода при расположении по 5 кресел в ряд — 2120 мм. При этом ширина прохода между рядами составляет 510 мм, а ширина кресел — 465 мм. В авиакомпании «Якутия» признают, что уровень комфорта пассажиров ССЙ100 выше, чем у старых отечественных самолетов.
По данным пресс-службы холдинга «Сухой», Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова изготавливает и поставляет ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» носовой и подкилевой отсеки фюзеляжей, отсек вспомогательной силовой установки (ВСУ), горизонтальное оперение, обеспечивающее продольную устойчивость, управляемость и балансировку самолета, а также вертикальное оперение, которое обеспечивает путевую устойчивость, управляемость и балансировку относительно вертикальной оси. Все изготавливаемые в Новосибирске агрегаты поставляются в Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина для окончательной стыковки и дальнейшей сборки.
Новосибирск связывает с производителем ССЙ100 не только набор деталей. 28 января бывший руководитель НАПО им. Чкалова Андрей Калиновский был назначен на должность президента ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
На сегодня произведено только 22 единицы Сукхои Суперэт 100 — в России эти самолеты заказали «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и «Якутия». В пресс-службе авиакомпании «Якутия» рассказали, что выбор в пользу ССЙ100 был сделан по той причине, что самолет полностью приспособлен к полетам в суровых климатических условиях Якутии: «В начале ноября 2012 года самолет получил Дополнение к сертификату типа, который расширил условия его эксплуатации при выполнении полетов в северных широтах. Испытательные полеты подтвердили надлежащее функционирование систем авионики самолета в условиях высоких северных широт — до 78 градусов с.ш.». Справедливости ради стоит отметить, что заявленная рыночная цена (около 1 млрд руб.) отечественной новинки существенно ниже, чем у ближайших конкурентов от крупных мировых производителей.
Однако не все авиаперевозчики готовы «пересаживать» региональные рейсы на ССЙ100. В пресс-службе авиакомпании С7 Аирлинес отметили, что основу парка воздушных судов компании составляют самолеты семейства Аирбус А320. «Эти воздушные суда максимально соответствуют маршрутной сети С7 Аирлинес, поэтому в ближайших планах авиакомпании — увеличивать флот за счет самолетов этого типа. В 2013 году планируется получение еще двух Аирбус А320», — сдержанно комментируют в С7 Аирлинес.
Сукхои Суперэт 100 — это первый шаг отечественной пассажирской авиации в своем развитии за многие годы. Вполне актуальные в свое время лайнеры марок Ту и Ан стремительно устаревают и практически на лету выходят из строя. Напомним, что 29 декабря 2012 года Росавиация приостановила действие летной лицензии авиакомпании Ред Щингс после крушения принадлежащего перевозчику самолета Ту-204 в московском аэропорту «Внуково». Лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение и развалился на части. Однако стоит отметить, что и новый ССЙ100 уже успел вызвать нарекания.
По данным газеты «КоммерсантЪ», в годовом отчете авиакомпании «Аэрофлот» сказано, что 40 % всех инцидентов, связанных с отказами авиатехники, приходятся на судна ССЙ100, которые при этом занимают всего 8 % от численности парка.
Декан факультета летательных аппаратов НГТУ д.т.н. Константин Матвеев уверен, что начало выпуска и эксплуатации Сукхои Суперэт 100 — это крупное событие. «Пока его масштабы достаточно локальны. Но я думаю, что максимум через 5 лет ССЙ100 уже станет по-настоящему востребован большим количеством авиакомпаний, а марка «Сухой» станет известной в сфере производства пассажирских самолетов», — рассуждает эксперт. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачёво» Евгений Янкилевич видит перспективы в этой сфере более скромными: «Мне бы очень хотелось, чтобы российское пассажирское самолетостроение перешло на новый уровень. Дай бог нам дожить и доработать до эпохи отечественных самолетов. Сейчас и в ближайшее время — эпоха Боеинг и Аирбус в пассажирских перевозках».
Марк Волков
Фото аирщар.ру
Читайте далее: хттп://нещс.нгс.ру/море/967447/ —
Сукхои Суперэт: то взлет, то посадка — НГС.НОВОСТИ