Часть № 2
Для российских авиакомпаний, участвующих в государственной программе развития региональных авиаперевозок, предусмотрены две схемы государственной поддержки. Если первая схема государственной поддержки (возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда) практически приемлема, то вторая схема субсидирования рейсовых маршрутов требует полного пересмотра. Именно во второй схеме нет ни одного реально работоспособного технико-экономического обоснования по проектам, представленным на утверждение Председателю Правительства РФ. Именно эта схема не даёт возможности увеличить пассажиропоток, так как авиакомпании заинтересованы только в получении сумм рейсового субсидирования и абсолютно не заинтересованы в увеличении пассажиропотока. Особенно ярко, включая уже не только ошибки и подгонку показателей, но и антимонопольные нарушения, это продемонстрировано в очередном (третьем за один год) проекте, утверждённым постановлением Правительства РФ № 1168 от 17 декабря 2013 года:
- У авиакомпании «Dexter» средняя эксплуатационная рентабельность при полном отсутствии пассажиров на рейсовых участках (ПЗК = 0,0%) составляет +17,11%;
- У авиакомпании «Оренбуржье» средняя отрицательная рентабельность при полном отсутствии пассажиров на рейсовых участках (ПЗК = 0,0%) составляет -34,41%;
- У авиакомпании «Dexter» при Показателе Занятости Кресел равном 65%, средняя эксплуатационная рентабельность составляет 45,3%, что в принципе невозможно на субсидируемых рейсовых участках;
- У авиакомпании «Оренбуржье» при ПЗК = 65% средняя отрицательная рентабельность составляет -1,73%;
- У авиакомпании «Dexter» удельная сумма субсидирования одного пассажира за один лётный час составляет 11 454 рублей;
- У авиакомпании «Оренбуржье» удельная сумма субсидирования одного пассажира за один лётный час составляет 3 974 рубля. То есть, удельная сумма субсидирования одного пассажира за один лётный час для авиакомпании «Dexter», по сравнению с авиакомпанией «Оренбуржье», завышена в 2,88 раза. При этом разница в заявленных скоростях не превышает 1,36 раза. Скорость в данном случае участвует не как технический, а как очень важный экономический показатель. К сожалению, специалисты Минтранса РФ задают очень удивительные вопросы о влиянии скорости на экономику авиакомпаний.