В газете "Алфавит" была хорошая статья.
Мне, правда, кажется (см.текст статьи), что от Большеохтинского (у которого действительно высокие металлические фермы) до Финляндского Нева, мягко говоря, не прямая. Там резкий поворот налево, градусов на 110. И если идти с Большой охты то Финляндский железнодорожный ДО Литейного. И Исакий под крылом при заходе с юговостока ну никак проплывать не может.
Думаю, Большеохтинский надо заменить на Троицкий. Тогда самолёт шел на пулково со стороны Черной речки действительно через центр, но довернул чуть влево и сел на реку на радость обитателям гостиницы "Ленинградская"...
Другой вариант: от Большой охты на юг вдоль Невы. Тогда ни Литейного, ни Финляндского, ни Исакия не наблюдается. Кто знает, где же он таки сел?
________________________________________________________
15 октября 1963г. с аэропорта Таллин стартовал рейсовый Ту-124 и отправился в Москву. Однако, на взлете самолет потерял незашплинтованный болт одного из звеньев передней стойки шасси. Прибор показывал, что переднее шасси не до конца ушло в гондолу. Все попытки выпустить и убрать его ни к чему не привели. Стойку заклинило. Как и положено по инструкции, командир экипажа 27-летний Владимир Мостовой немедленно доложил о случившемся диспетчеру.
"Земля" приказала лететь не в Москву, а в Ленинград. Экипаж сменил курс и продолжал раз за разом упорные попытки справиться с поломкой, но безуспешно. Потом экспертиза выявит неисправность узла, который связывает стойку шасси с механизмом подъема. Но уже в тот момент было ясно: при посадке с наполовину убранным шасси самолет наверняка клюнет носом, а затем, возможно, перевернетсяю
Чтобы облегчить нагрузку на эту стойку при посадке,ленинградский диспетчер приказал летчикам "походить" по кругу,вырабатывая топливо. В Ленинграде готовились принять аварийный борт на грунтовую полосу. По тревоге были подняты пожарные расчеты, к месту посадки стягивались машины "скорой помощи" и спецтехника.
Экипаж вышел на аэропорт Пулково и по команде с земли принялся огибать город по большой дуге: один круг, второй, третий… Надо было израсходовать максимум горючего, чтобы садиться уже на последних каплях. Тогда при возможном ударе удастся избежать пожара. Каждые четверть часа самолет показывался над летным полем и вновь уходил.
На восьмом круге один из двух двигателей внезапно чихнул и умолк. Судя по показаниям датчика, горючего в баках еще оставалось достаточно. Но из-за отказа двигателя диспетчерская служба дала экипажу разрешение на экстренный проход по прямой, через город, чтобы как можно быстрей оказаться над посадочной полосой аэропорта Пулково.
Самолет находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450м остановился и второй двигатель. Так обнаружилась вторая неисправность – ошибочные показания приборов, фиксирующих наличие топлива. Мостовой оторвал взгляд от панели приборов: внизу проплывали купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства, Зимний дворец…
Часы показывали 12.30 пополудни. Самолет быстро терял высоту. И командир корабля мгновенно принял единственно возможное в тех условиях решение: попытаться сесть на Неву.
Над Литейным мостом пронеслись в 90 метрах от воды, над высокими металлическими фермами Большеохтинского – в 40… К счастью, мост Александра Невского еще не был построен. Но впереди был еще один – Финляндский, железнодорожный. Однако, удалось сесть на чистую воду, даже не задев плывущий рядом буксир. Ни один пассажир не получил даже царапины.
Команда буксира уже спешила на помощь. Кое-как пришвартовавшись к авиалайнеру, речники принимали на борт пассажиров и экипаж. Жертв не было. Самолет затонул примерно через полтора часа, а еще через два дня был поднят и высушен.
Затем он был отправлен как учебное пособие в одно из технических училищ ГА.
ИСТОЧНИКИ
Ю.Туйск. Газета "Алфавит" №15 (125), 4 ноября 2001г.