В Экспоцентре КнААЗ открыта новая экспозиция, посвященная истребителю четвертого поколения Су-27.
«Экспозиция по Су-27 никогда бы не стала реальностью, если бы не деятельное участие и помощь совета Экспоцентра – наших дорогих, уважаемых ветеранов - хранителей истории завода», - рассказывает Евгения Богачева, научный сотрудник Экспоцентра.
Трудно передать сколь напряженным было рождение новой экспозиции – как уместить в одном зале поистине драматическую историю создания этого самолёта. Тысячи людей, принимавших участие в его создании. Десятки новых материалов, технологий, специально разработанных под Су-27, новые заводские корпуса, возведенные для его строительства. Как среди этого океана событий, фактов, а порой и эмоций выбрать самые значимые? Как передать весь тот размах подготовительных работ, постановки производства принципиально новой не только для завода, для всего отечественного авиастроения боевой машины? Как средствами музейной экспозиции показать такой масштабный процесс, как конструкторское сопровождение нового изделия? Как вдохнуть жизнь в документы и фотографии, детали самолёта, пусть и уникальные?
Сотрудникам Экспоцентра КнААЗ это удалось.
Да, во многом это стало возможно благодаря современным технологиям. Но не только. В этом зале – в каждой его детали, в каждом экспонате – душа людей, бесконечно преданных своему делу. Вы только посмотрите – вот он, Су-27. Мощный и грозный даже в макете. Кажется, вот сейчас он и в самом деле взлетит и уйдет вверх, в глубокую синеву неба…
Все в этом экспозиционном зале завораживает. Нестандартный подход к оформлению стенда с фотографиями людей – участников освоения производства Су-27. Он интерактивный – его можно дополнить новыми лицами, фотографиями, сохранившимися с той поры. Сотрудники Экспоцентра заранее благодарны заводчанам, свидетелям освоения Су-27, готовым поделиться фотографиями, свидетельствами тех лет.
Как никогда полное отражение процесса постановки производства, строительства самолёта. Большая удача, что сохранился фильм, снятый специалистами видеоцентра завода в середине 1990-х годов, о некоторых наработках, новых технологиях, которые были освоены в тот период. В итоге зритель может не просто увидеть реальную деталь Су-27, но и на экране – процесс её производства. Например, знаменитая решетка воздухозаборника. Почему знаменитая? Конструкция имеет 96 тысяч отверстий, выполненных на электроэрозионном станке с применением специальной оснастки. Выглядит вроде бы просто, а попробуй, придумай, как сделать такую махину. Технология изготовления полностью была разработана специалистами завода.
В новой экспозиции – не одно чудо современного монтажа. Мне, например, всегда было интересно понять – как и чем отличались первый вариант Су-27 от того, который пошел в серию. Да, известно, что к концу 1979 года, когда в программе испытаний Су-27 принимали участие уже три опытных самолета, было принято решение полностью перепроектировать истребитель. К 1980 году от Су-27 в «первой редакции» по образному выражению Михаила Петровича Симонова (генерального конструктора самолета с февраля 1976 до конца 1979 года) осталось только катапультное кресло и диаметр колеса переднего шасси. А вот теперь все изменения можно увидеть наглядно – достаточно посмотреть представленные в экспозиции схемы и видеоролик.
Есть в экспозиции и кадры первого полёта – тогда еще засекреченные – первого прототипа Т-10-1. Пилотировал его Владимир Сергеевич Ильюшин, сын того самого знаменитого Ильюшина.
А еще… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Так что приходите и посмотрите сами. Экспоцентр ждет вас.
Новости