Ту-144: факты и домыслы

Aurum

Местный
Вот, разыскал. Этот «СПРАВОЧНИК ПАССАЖИРУ АЭРОФЛОТА» был куплен в аэропорту города Краснодар в конце января 1978 г., во время путешествия в студенческие каникулы, о котором упоминалось в рассказе о полёте на Ту-144
Очень приятно что именно Вы ответили на мой вопрос (так показалось):agree:. Я фанат "супертушки" Ту-144 и с неописуемым востогром прочитал такие развёрнутие и можно сказать профессиональные Ваши воспоминания о 2х ваших рейсах на этом самолёте.(y)
Ничего подобного читать не приходилось, хотя конечно же собираю всю доступную инфу по этому удивительному самолёту.

В 2015 году вышла единственная полноценная книга, по-сути энциклопедия по нему. Стоит немало, но исключительно рекомендую (если её ещё можно купить).

Собственно Справочником пассажира за 1977 год интересуюсь непосредственно с рейсами "супертушки". Интересно попал ли он туда, какова указана цена билета. И вообще цены указаны "старые" или "новые", как известно 15 ноября 77 цены на перелёты существенно возросли.

На Гугл Букс мне ответили. кс ожалению, откровенную ерунду:
We’ve completed our review of this book, and unfortunately cannot make it available for full view at this time.
Но задал уточняющий вопрос по какому праву они закрывают доступ к книге изданой в СССР в 1977 году.

Конечно, более интересен СП за 78й год, но... Если б было расписание Москвы или Алма-Аты за 1978 год, можно было бы определить номера и день недели 2го парного рейса на "супертушке". Я предполагаю что номера 2го парного рейса были 502/503

680645_a5b70f7a92329eaa0eeba5f35bc32fec.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
можно было бы определить номера и день недели 2-го парного рейса на "супертушке". Я предполагаю что номера 2-го парного рейса были 502/503
Тема частоты полётов обсуждалась здесь отдельно. В той теме есть таблица с тарифами 1978 года.
Судя по объёму перевезённых пассажиров за полгода самолёт даже на единственном парном рейсе летал с половинной загрузкой в среднем.
 
даже на единственном парном рейсе
Во 1х - борт 77109 начал летать как известно с 1 ноября 1977 года, а с 14 февраля 1978 начал выполнять рейсы ещё и 77110.
Совершенно очевидно что ставить 2й борт на один рейс в неделю не было ни какого смысла.
Кроме того число сделанных рейсов БОЛЬШЕ чем число недель эксплуатации типа, что ОДНОЗНАЧНО свидетельствует о 2м рейсе, номер которого я предположил.

самолёт ... летал с половинной загрузкой в среднем
Самолёт летал фактически при той загрузке, которая указывалась в РЛЭ для данной дальности рейса, т.ч. НИ А КАКОЙ ПОЛОВИННОЙ, речи быть НЕ МОЖЕТ.
Посмотрите ТТХ.
 
с 14 февраля 1978 начал выполнять рейсы ещё и 77110.
Совершенно очевидно что ставить 2-ой борт на один рейс в неделю не было ни какого смысла.
Вам очевидно, мне нет.
Aleck в той теме написал, что в расписании был только один рейс. У вас есть расписание, где рейсов два? Когда будет, выложите, пожалуйста, скан.
Самолёт летал фактически при той загрузке, которая указывалась в РЛЭ для данной дальности рейса, т.ч. НИ А КАКОЙ ПОЛОВИННОЙ, речи быть НЕ МОЖЕТ.
То есть если на рейс пришли 70 пассажиров, то надо туда загнать ещё 70? Каким образом?

Билеты на Ту-144 стоили дороже, и далеко не все были готовы ради экономии двух часов и полёта на сверхзвуке выложить ещё 20 рублей. Тогда это была довольно серьёзная сумма, можно было неделю жить. Кстати, именно поэтому и спрос был небольшой, и, соответственно, во втором рейсе не было необходимости. Кем его загружать?
 
Я уже писал что второй рейс был, на основе записи из формуляра 77110, полную картину можно выяснить при наличия формуляра 77109. Номер рейса по идее должен быть такой же. Причём два раза в неделю ЕМНИП летать мог и один борт. Второй Ту-144 дублировал первый
 
Сколько же будет ходить байка про второй рейс? :facepalm:Ещё одно десятилетие?
Вот вам расписание за всё время пассажирской эксплуатации Ту-144.
mga1977_1978.jpg






Подборку расписания из архива МГА сделал некто Парамонников (или Парамонник), известный здесь под десятком разных ников. Если кто-либо захочет использовать эту информацию в своих личных публикациях, ссылка на Парамонникова обязательна.

P.S. В двух нижних таблицах опечатка. Обратный рейс из Алма-Аты с 30 мая планировался к выполнению по средам.
 
Олег, так он был, а не планировался, документы по пассажирским рейсам 77110, я же присылал. Вторую половинку по 77109, я ещё не достал, но решаемо. На основе двух формуляров станет ясно, с какого именно числа 144 стал ходить в Алма-Ату два раза в неделю. Вообщем, как достану обсудим, пока лишь слова...
 
На основе двух формуляров станет ясно, с какого именно числа 144 стал ходить в Алма-Ату два раза в неделю.
Вы не допускаете, что два самолёта могли использоваться попеременно, то есть каждый летал раз в две недели?
 
На основе двух формуляров станет ясно, с какого именно числа 144 стал ходить в Алма-Ату два раза в неделю
А чего станет ясно? Разве можно делать выводы о существовании второго пассажирского рейса лишь только на том основании, что один самолёт летал чаще? :rolleyes:
 
Реклама
А вот вопрос.

В вики написано, что всего было 55 рейсов с пассажирами RT. А в книге Даффи - 50 рейсов.

И еще у Даффи: "1 ноября 1977 года Ту-144 получает свидетельство летной, годности и в тот же день начинаются пассажирские рейсы. Управление полетами осуществляет Министерство авиационной промышленности, которое предоставляет пилотов, инженерно-технический состав и организует обслуживание самолетов. «Аэрофлот» только реализует билеты и получает деньги. Летчики «Аэрофлота» летают вторыми пилотами, но командирами – всегда летчики- испытатели ОКБ Туполева".

Но Кузнецов-то Б.Ф, на самом первом рейсе был КВСом. А он был с Домодедово (МГА), а не из КБ. Даффи не прав? (Мы про это сейсас обсуждаем с одним автором новой книги (не по авиации, но про дизайн), где Ту-144 очень вскользь упоминается, но про КВСов там цитата выше из Даффи есть).

https://www.litmir.me/br/?b=232862&p=65
 
там именно два раза в неделю летал один борт
Прошу прощения, то есть второй рейс выполнял тот же борт?
Зачем тогда второй?
Это я к тому, что связь между наличием второго борта и увеличением частоты пассажирских рейсов совсем не прямая.
Возможно, был нужен ещё один самолёт для эксплуатационных испытаний.

"Правда о сверхзвуковых пассажирских самолётах" упоминает экипажи:
№1 - лётчики Б.Ф. Кузнецов С.Т. Агапов, штурман С.П. Храмов, бортинженеры Ю.Н. Аваев, В.В. Соломатин.
№2 - лётчики В.П. Воронин, И.К. Ведерников, штурман А.А. Сенюк, бортинженеры Е.А.Требунцов, Ю.Т. Селиверстов.

Упомянуты 77109 и 77110, а также что рейсы выполнялись один раз в неделю.
 
Формально командирами были летчики Аэрофлота. Монстры Агапов и Ведерников были вроде летчиков-инструкторов при них. Возили по 80 пассажиров.
 
Странно, почему Даффи так уверенно пишет про командиров из КБ.
 
Даффи и Кандалов, "А.Н. Туполев. Человек и его самолёты":
"Первый регулярный рейс на самолёте Ту-144 по маршруту Москва – Алма-Ата выполнил экипаж Бориса Фёдоровича Кузнецова". Это чуть выше, чем начинается текст, процитированный вами.

Эта книга вообще грешит мелкими неточностями. Например, судя по схеме в билете/посадочном на Ту-144 было 120 мест в туристском классе, а не 122. Стоимость билета указана не точно. Если было два класса, то почему нет тарифа для первого?

Про число рейсов есть неясность, связанная с пониманием терминологии.
Кандалов с Даффи пишут 50 "обратных". Это два полёта, туда и обратно, или один? Учитывая обычное понимание того, что рейс это из А в Б, и наличие разных номером (499 и 500), надо считать, что перелётов DME-ALA и ALA-DME было равное количество, и в данном случае по 25.
Ну и 55 (и любое нечётное число) получается только если один рейс был выполнен, а второй нет (например, по каким-то причинам самолёт выполнил 499, а потом вернулся в Москву без пассажиров).
Если же под "обратным рейсом" подразумевается оборотный или разворотный, два сегмента, DME-ALA-DME, то тут как раз и возникает вопрос о втором рейсе в неделю, о котором здесь упоминают Aurum и Стипан.
Для Даффи "обратный" и "оборотный" скорее всего были почти синонимы. Как "туристский" и "туристический". Но в данном случае всё это допускает неоднозначное толкование.

И вот ещё такая арифметика.
С 01.11.1977 (вторник) по 23.05.1978 (тоже вторник) было 30 вторников. То есть чтобы было 50 рейсов/сегментов, надо пять вторников пропустить.
Что вполне возможно: на первой странице этой темы описано, как 31.01.1978 было объявлено о замене Ту-144 на Ил-62. Правда, в итоге его всё-таки выполнил Ту-144 СССР-77110.
Скорее всего, замены всё-таки были. И именно для того, чтобы снизить их вероятность, появился второй борт того же типа.

А если 50 (или 55) оборотных/разворотных рейсов, то в течение 20 или 25 недель должна была быть вторая частота для рейсов 499/500. То есть большую часть его эксплуатации!
Вряд ли эта информация не была бы отмечена ни в одном расписании. Да и не видел я упоминаний про второй рейс в неделю. Зато видел прямое упоминание "один раз в неделю".
 
Последнее редактирование:
А в книге Даффи - 50 рейсов
У них одни очепятки :rolleyes:
И рейсов 55, а не 50, не обратных, а ОБОРОТных или парных, т.е. реально 110 рейсов, пассажиров перевезли не 3194, а 3294 (по крайней мере по общепринятым данным)

Летчики «Аэрофлота» летают вторыми пилотами, но командирами – всегда летчики- испытатели ОКБ Туполева
И здесь всё НАОБОРОТ!
 
Олег станет ясно, что 144 был в Алма-Ате два раза в неделю и на каком промежутке времени. Кроме того наконец то станет ясная сколько всего пассажирских рейсов совершил Ту-144, как тип
Именно рейс указан, как пассажирский, не испытательный. На днях приведу примеры по 77110 данные с датами, как доберусь до домашнего компьютера.
 
Что вполне возможно: на первой странице этой темы описано, как 31.01.1978 было объявлено о замене Ту-144 на Ил-62. Правда, в итоге его всё-таки выполнил Ту-144 СССР-77110.
31.01.1978 год, Рейс туда обратно кстати, количество посадок 2, время полета 4-10 (с учетом двух посадок), из них на сверхзвуке 2-48, КВС Кузнецов.

И вот ещё такая арифметика.
С 01.11.1977 (вторник) по 23.05.1978 (тоже вторник) было 30 вторников. То есть чтобы было 50 рейсов/сегментов, надо пять вторников пропустить.
УДАЛЕНО
 
Последнее редактирование:
И напоследок КВС во время пассажирских рейсах 77110: Кузнецов, Ведерников, Агапов, Юрсков, Ларин, Воронин
 
Реклама
Меня тут очень впечатлили "30 вторников". Круто!

Кстати, у Кузнецова БФ есть книжка. Тираж имхо 50 экземпляров. В Новосибирске в ГПНТБ есть, я видел. Интересно, у других пилотов 144 есть какие-то мемуары?
 
Назад