Хотела узнать про самолеты, которые он потеснил или полнотью заменил на дальних рейсах
До Ту-104 аналогов его в СССР просто не было -- рейсы выполнялись на Ли-2, Ил-12 и Ил-14. В силу их ограниченной дальности приходилось делать много промежуточных посадок.
Тут есть раздел о раписаниях, там можно посмотреть точнее. Навскидку -- перелёт в Хабаровск или Владивосто длился двое суток, с остановками на ночёвку.
СССР тут был не уникален, когда-то DC-3 (прототип Ли-2) появился как Douglas Sleeper Transposrt, то есть со спальными местами -- настокльо долго приходилось лететь от побережья до побережья США.
Предвоенные флагманы для дальнемагистральных перелётов -- "Боинг 314", "Латекёр 631", были рассчитаны всего на 30-40 пассажиров.
Но в США и Британии ещё до войны начали строить сухопутные самолёты большей вместимости -- тогда 50 мест было "много", а 100 воспринимались как сегодня 500,
из-за войны с одной стороны, пришлось часть из них сделать сначала транспортными ("Констеллейшн" стала С-69, а DС-4 сначала делали как С-54), а с другой -- после войны освобождилось довольно много транспортников и бомбардировщиков. которые переоборудовали для первозки пассажиров.
Туполев пробовал создать большой самолёт на основе бомбардировщика Ту-4 (скопированного с Б-29 ("Боинг 345"), имевшего "гражданского" собрата в виде знаменитого двухпалубного "Боинга 377" (созданного не прямо из Б-29, а тиз траспортника
С-97). Но
Ту-70 был построен только в одном экземпляре -- ГВФ во второй половмне сокровых не был готов эксплуатировать 72-местный самолёт. Такая же судьба постигла первый вариант
Ил-18, который появился в то же самое время.
Но Ту-104 уже встретили лучше -- подозреваю, что движущей силой тут был престиж страны. Никита Сергеевич активнее, чем Иосиф Виссарионович, продвигал страну на междунарождной арене.
Первые Ту-104 (без буквы) эксплуатировались в 50-местном варианта, то есть увеличение вместимости было не таким уж значительным по сравнению с Ил-14 (до 32-36 пассажиров).
Судя по компоновке и отделке салона эти Ту-104 строились в расчёте на возможность использовать их для перевозки официальнхы делегаций -- салоны были разбиты на разнообразные секции, где, например, могли уединиться первые лица, или провести совещание. Кресла в довольно широком салоне стояли по четыре в ряд.
Ту-104А был уже сделан с более привычной компоновкой, пять кресел в ряд (2+3) в туристском классе, 2+2 -- в первом (который на внутренних рейсах продавался по обычной цене). Ну а в Ту-104Б вместимость довели уже до 100 пассажиров.
А "Илья Муромец" тоже достоин упоминания. Когда-то он был самым большим самолётом в России, как Ту-104 в момент своего появления ))
Он считается первым в мире пассажирским самолётом -- в нём был относительно комфортабельный салон с плетёной мебелью и отоплением отработавшими газами. И даже туалет.