Вода в самолете зимой

surveyman

URRT
Летел сегодня утром одной из российских компаний, рейс короткий, раздавали только напитки. Бортпроводники объявили, что горячих напитков (чай, кофе) не будет, также не будет воды в кранах в туалете. А объяснили так - на улице мороз (было в районе -20), самолет ночь простоял в аэропорту, поэтому вода в трубопроводах замерзла и система водоснабжения не работает. Взяли меня сомнения, скорее всего причина другая, иначе так бы происходило зимой почти на всех утренних рейсах. А как на самом деле - возможна ли такая ситуация, когда вода в системе замерзает? Самолет А320.
 
Да, бывает. Возможно, что замёрзли остатки воды в заправочных трубках. Это, во-первых, создаёт ледяные пробки; во-вторых, примораживает заглушки этих трубок к самим трубкам, иногда намертво. Всё это можно отогреть (горячим воздухом или горячей водой; плюс прогрев изнутри с помощью СКВ), но требуется время, которого не всегда достаточно — тепло быстро рассеивается по соприкасающимся с водосистемой частям самолёта. Избежать этого просто — достаточно после прибытия самолёта оставить открытыми все трубки, чтобы вода стекла, пока самолёт ещё не остыл. Так мы делали на нашей технике. Но нынче экипажи терпеть этого не могут и всё закрывается на ночь. Вот вода и стекает на заглушку. А утром — танцы с бубном. Или забитие на проблему.
 
Забыли слить, а за ночь прихватило.
 
Когда самолет А320 оставляется на ночь без присмотра, то воду обязательно сливать. Нижеприведенная табличка говорит когда вода начнет замерзать:

если отбор от ВСУ выключен:

От 0 ° C до -7 ° C через 1 h 30 min
От -7 ° C до -15 ° C через 0 h 30 min
Ниже -15 ° C - ждать нельзя. Воду сливать сразу

Если ВСУ работает и отбор включен, то при температуре ниже -15 ° C вода начнет замерзать через 1 час 15 минут. Так что, даже при короткой стоянке в таких условиях воду надо сливать, а перед вылетом заправлть теплую.

В Руководстве предусмотрена целая процедура как это правильно делать. Называется DRAINING WATER PROCEDURE. На две странички с картинками.

Заморозить систему можно только от лени или сдуру, что очевидно и случилось в описываемом случае.
 
Последнее редактирование:
Все понятно, спасибо.
а можно ли РАЗморозить? Когда лед рвет всё, что рвется.
Ну, надеюсь, все прошло благополучно и самолет не повредили. И к следующему полету система видимо отогрелась, судя по данным с флайт-радара этот борт через 2 часа после посадки ушел в другой рейс. А экипаж, скорее всего, сделает для себя выводы и в дальнейшем будет соблюдать процедуры.
 
Нижеприведенная табличка говорит когда вода начнет замерзать:
Не совсем так. В этой табличке приведены условия, при которых воду с самолёта нужно сливать во время стоянки. Но это вовсе не значит, что она обязательно замёрзнет. Иначе она замерзала бы в каждом полёте.
Что касается конкретного случая, - воду, скорее всего сливали, но слили не до конца. Вкратце попробую описать процедуру слива воды с А320:
Подгоняется машина, т.н. "водянка", шланг от неё подключается к штуцеру слива (в районе центроплана), кран на панели заправки переводится в "DRAIN", - начинается слив из водяного бака. По окончании слива, шланг отсоединяют, машину отгоняют, кран в "NORMAL", панель закрывают. Но это не всё. Дальше нужно продуть трубки водяной системы, нажимая поочерёдно все краны в туалетах и на кухнях до тех пор, пока вода перестанет из них поступать. Затем сливается вода из кофемейкеров. После этих процедур панель заправки опять открывают и делают контрольный "пшик", - выходит воздух с остатками воды. Слив закончен, но нужно заранее подумать и о заправке. Кран, чтобы потом его не отогревать, желательно сразу поставить в "FILL", а штуцер заправки и панель оставить открытыми. Если выполнить все эти процедуры - проблем не будет.
 
пилоты сами сливают воду?
Подгоняется машина, т.н. "водянка"
иногда, если по каким-то условиям не подгоняется, то льют прямо на землю. и содержимое сливных баков тоже. на радость уборщикам.
 
пилоты сами сливают воду?
Я этого не писал. Просто настаивают на закрытии трубок и панелей после слива. Всё понимают, благодарят за предупреждение, но "орднунг ист орднунг". В основном, этим грешат иностранцы, но и наши заразились и подражают им. Зато перед вылетом на этом теряется до получаса или складывается ситуация, описанная топик-стартером.
льют прямо на землю. и содержимое сливных баков тоже
К счастью, такое бл#дство встречается крайне редко. Воду слить на перрон — ещё куда ни шло (если не зима, конечно), но нижние баки...
 
Бывало и сан узел на бетон, когда кто то из пассажиров терял в унитаз кольцо или перстенек любимый.Десять рублей водиле и все дела.
 
Слить воду полностью «из потребителей» на 320-м процесс долгий, нудный и с негарантированным результатом. Практически всегда прихватывает тонкие трубки, чтобы не писалось в умных руководствах. Особенно страдают кофемейкеры. Туалеты отходят быстрее, там трубки большего диаметра отогреваются быстрее. В полете нормально работать все начинает через час-полтора. На коротком может и не успеть. Неприятно, но не смертельно.
 
В дополнение, приведенная таблица (из опыта) при включенной СКВ - с открытыми багажниками. С закрытыми ничего не замерзнет вообще.

Но, производитель, несмотря на кучу писем с просьбой уточнить сей момент, отмалчивается
 
Экзот,Оговорюсь,такие фокусы со сливом на бетон имели место когда ЛаУГА эксплуатировало Ту 134.Мы т.е технари за такие дела жутко ругались с водилами с МА 7.Еще можно как то понять,когда хотят помочь пассажиру.Но когда это делали в пересменку зимой,одни водилы домой собираются а другие еще не пришли и что бы не прихватило тупо сливали на бетон.
 
Мы вот постоянно сливаем воду, как только прилетает борт. За исключением, конечно, когда борт просто прилетает на дозаправку. Про штраф за слив воды на перрон впервый раз слышу. П крайней мере, коллега, который курирует тех.эксплуатацию парка бизнесс джетов, говорит что слив воды на перрон в мороз нормальное дело, постоянно практикует это даже при полетах в европу ...
 
В Московских портах за это штрафуют. Европа-европе рознь, где-то порют даже за воду льющуюся из сливных насадков, а где-то видимо можно все