Гироплатформа МГВ имеет карданный подвес с углом поворота ±60° вокруг оси тангажа и ±180° вокруг оси крена. На гироплатформе находятся
гироскопы Г1 и Г2.
В канал стабилизации относительно измерительной оси Z входят гироскоп Г1, датчик угла П1 на потенциометрах R13, R14 и разгрузочный двигатель М3.
Стабилизация по оси Х, расположенной по продольной оси объекта, осуществляется при помощи гироскопа Г2, датчика угла П2 на потенциометрах R15, R16 и разгрузочного двигателя М4.
Рис. 1.3. Электрическая схема МГВ
Гироскопы Г1 и Г2 содержат роторы в кожухах, которые могут отклоняться вокруг осей прецессии на углы ±5°. Кинетические моменты Н1 и Н2 роторов равны между собой и направлены противоположно.
Углы поворотов гироскопов вокруг осей прецессии ограничены упорами для того, чтобы щётки потенциометров П1 и П2 всегда находились в контакте с потенциометрами R13 ÷ R16.
При возникновении возмущающего момента по оси Z начинается пре-
цессия гироскопа Г1 и возникает гироскопический момент, компенсирующий возмущающий момент.
На щётках П1 появляется управляющий сигнал, он идёт на двигатель М3, который развивает момент нагрузки, обратный возмущающему моменту. При наступлении равенства этих двух моментов гироскоп остановится с отклонением на небольшой угол и дальше не прецессирует, а гироскопический момент становится равным нулю. При этом гироплатформа от возмущающего воздействия момента вокруг оси Z не поворачивается.
Когда снимается возмущающий момент, гироскоп под действием разгрузочного двигателя М3 возвращается в первоначальное положение.
Аналогично происходит разгрузка от возмущающих моментов по оси X. В ней участвуют гироскоп Г2, потенциометр П2, сигнал с которого поступает на двигатель М4.
В приборе предусмотрена
система маятниковой коррекции, работающая раздельно по осям крена и тангажа.
В систему коррекции по тангажу входит жидкостный маятниковый датчик Э1. Он заполнен токопроводящей жидкостью, ровно перекрывающей контакты в горизонтальном положении.
При наклоне маятникового датчика Э1 вместе с гироплатформой, на которой он установлен, относительно истинной вертикали вокруг оси Z, в датчике Э1 перераспределяются токи, протекающие через его контакты, так как их перекрытие жидкостью становится неодинаковым. Результирующий сигнал с контактов датчика поступает в моментный датчик DK1 , который представляет собой рамку в магнитном поле. Возникает момент по оси прецессии гироскопа, который вызывает появление углового движения гироплатформы вокруг оси Z в сторону уменьшения наклона, т.е. к горизонтальному положению.
Коррекция относительно оси Х осуществляется аналогично маятниковым датчиком Э2 и моментным датчиком DK2, вызывающим прецессию к вертикали вокруг измерительной оси крена Х.
Так как возмущающие моменты на измерительных осях компенсируются силовой разгрузкой, то они не влияют на прецессию под действием коррекции.
Коррекция по каждому каналу может быть раздельно выключена, что необходимо для уменьшения погрешности прибора при воздействии ускорений.
Система арретирования осуществляет быстрое восстановление платформы в горизонтальное положение в процессе запуска прибора по сигналам от механических маятников У1 и У2. Маятник У1 установлен на гироплатформе, маятник У2 на карданной раме. Оси маятников для повышения их чувствительности располагаются вертикально.
Если, например, гироплатформа в момент зауска имеет завал относительно оси Z, один из контактов, расположенных по обе стороны маятника У1, замыкается. Сигнал с маятника, поступающий на управляющую обмотку двигателя разгрузки М3, выбран так, чтобы он был противоположен по знаку и превышал максимальный сигнал, который можно снять с потенциометра разгрузки П1. Поэтому двигатель развивает момент, заставляющий гироскоп Г1 прецессировать вокруг оси Х до тех пор, пока его движение не будет ограничено одним из упоров.
В момент касания об упор теряется одна степень свободы и под действием момента двигателя М3 гироплатформа, как обычное негироскопическое тело, начинает ускоренно вращаться вокруг оси Z к горизонтальному положению.
Если по инерции платформа перейдёт горизонтальное положение, маятник У1 начинает подавать сигнал обратного знака, гироскоп отбрасывается к другому упору и гироплатформа, изменяет направление своего вращения.
После нескольких колебаний платформа устанавливается в положении, близком к горизонтальному.
Процесс быстрого восстановления по оси Х происходит так же, причём сигнал с маятника У2 попадает на двигатель М4, воздействующий на гироскоп Г2.
В результате действия системы арретирования по обеим осям платформа восстанавливается из любых наклонов в горизонт независимо от положения корпуса прибора, связанного с объектом.
Система арретирования включается от кнопки, устанавливаемой потребителем прибора в удобном для оператора месте. Нажатие кнопки производится через две – три минуты после подачи питания на прибор, т.е. по окончании разгона гироскопов. При нажатии кнопки срабатывает реле К1, которое своим нормально-разомкнутым контактом подключает фазу переменного тока к маятникам У1 и У2.
Система сигнализации о работоспособности контролирует состояние прибора с помощью установленных на осях прецессии гироскопов упоров с электрическими контактами (на схемах не показаны). Когда гироскоп в процессе запуска и арретирования или вследствие возникшей в приборе неисправности касается упора, срабатывает группа из двух реле и выдаёт сигнал, предупреждающий о выходе прибора из работоспособного состояния.
Система дистанционного завала платформы необходима для контроля и отладочных работ в производственных и эксплуатационных условиях.
Для получения нужного завала относительно измерительных осей используются отдельные моменты датчика ДК3 и ДК4 на осях прецессии гироскопов, выполненные так же, как моментные датчики системы маятниковой коррекции.
На датчики завала подаются сигналы из контрольно-проверочной аппаратуры, которые в несколько раз превышают максимальный сигнал от жидкостного маятникового переключателя; возникает момент, которым момент коррекционного двигателя пересиливается, и гироплатформа начинает прецессировать от горизонтального положения в необходимую сторону.
Дистанционная передача сигналов с прибора осуществляется при помощи синусно-косинусных трансформаторов М5, М6 и потенциометров ПDγ и ПDυ щёточных узлов. При этом вырабатываются электрические сигналы соответствующей величины и полярности.