Текст ниже на основе книги по истории Толмачево, выпущенной в 2007 году.
Возникает три вопроса:
1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?
2. Трасса дана без указания на Новосибирск и ранее есть ссылка на Новосибирск как запасной. Но почему тогда в Толмачево обслужено за 1972 год 21 тысяча капиталистов? Это же посадки видимо на дозаправку минимум раз в неделю, то есть регулярно.
3. Что означает фраза про "заморозку" трассы в 1975 году? Тогда наши в космос с американцами летали, вроде наоборот разрядка была. Может просто АК перешли на другие типы, которые стали летать напрямую? Хотя откуда тогда упоминание про закрытие трассы?
...Следующим [международным] этапом [в Новосибирске] стало подписание начальником ЗСУ ГА Л.А. Ширяевым в сентябре 1969 года плана подготовки аэропорта Толмачево к приему и обслуживанию иностранных самолетов. Такая задача была поставлена управлению министром гражданской авиации Е.Ф. Логиновым. План предусматривал большой блок работы для авиадиспетчеров, включая обучение английскому языку, определение мест стоянок, подготовку помещения зала-кафе, организацию обмена валют и открытие магазина сувениров «Березка». При задержках в сбойных ситуациях пассажиров должен был принять 2й этаж гостиницы аэропорта. «Для изоляции от наших пассажиров изготовить 30 погонных метров раздвижных ширм» - этот момент тоже был указан в плане. Из выступления на партийном собрании в январе 1970 года, на котором обсуждались вопросы обслуживания иностранцев, директора ресторана аэропорта Т.П.Сафроновой: «Следует быть всему коллективу бдительным, вежливым, культурно обслуживать, соблюдать санитарные нормы и личную гигиену». Наземные службы, контактирующие с пассажирами, также начали изучать иностранный язык.
В общем, аэропорт активно готовился к приему гостей из капиталистического лагеря. А вызваны все эти действия были открытием для полета иностранных ВС первой международной воздушной трассы над Сибирью №18 (Москва – ...Сыктывкар – Ханты-Мансийск – Подкаменная Тунгуска... – Хабаровск). Толмачево на данном маршруте был штатным запасным аэродромом, который должен был соответствовать. После первых пробных техпосадок в Толмачево самолетов Boeing 707 AirFrance и DouglasDС-8 JAL и отработки взаимодействия служб открылась штатная эксплуатация воздушной линии. По данным аэропорта, в 1972 году через Толмачево по трассе 18 проследовало 78 рейсов плюс 36 рейсов по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин - Пхеньян. За год в Новосибирске было обслужено 38533 иностранных пассажира, в т.ч. из капиталистических стран – 21404 человек. В то время впервые обсуждался вопрос придания аэропорту полного международного статуса с границей и таможней. Но вопрос был закрыт в 1975 году одновременно с «заморозкой» трассы №18, связывающий капстраны Европы и Азии.
Возникает три вопроса:
1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?
2. Трасса дана без указания на Новосибирск и ранее есть ссылка на Новосибирск как запасной. Но почему тогда в Толмачево обслужено за 1972 год 21 тысяча капиталистов? Это же посадки видимо на дозаправку минимум раз в неделю, то есть регулярно.
3. Что означает фраза про "заморозку" трассы в 1975 году? Тогда наши в космос с американцами летали, вроде наоборот разрядка была. Может просто АК перешли на другие типы, которые стали летать напрямую? Хотя откуда тогда упоминание про закрытие трассы?
...Следующим [международным] этапом [в Новосибирске] стало подписание начальником ЗСУ ГА Л.А. Ширяевым в сентябре 1969 года плана подготовки аэропорта Толмачево к приему и обслуживанию иностранных самолетов. Такая задача была поставлена управлению министром гражданской авиации Е.Ф. Логиновым. План предусматривал большой блок работы для авиадиспетчеров, включая обучение английскому языку, определение мест стоянок, подготовку помещения зала-кафе, организацию обмена валют и открытие магазина сувениров «Березка». При задержках в сбойных ситуациях пассажиров должен был принять 2й этаж гостиницы аэропорта. «Для изоляции от наших пассажиров изготовить 30 погонных метров раздвижных ширм» - этот момент тоже был указан в плане. Из выступления на партийном собрании в январе 1970 года, на котором обсуждались вопросы обслуживания иностранцев, директора ресторана аэропорта Т.П.Сафроновой: «Следует быть всему коллективу бдительным, вежливым, культурно обслуживать, соблюдать санитарные нормы и личную гигиену». Наземные службы, контактирующие с пассажирами, также начали изучать иностранный язык.
В общем, аэропорт активно готовился к приему гостей из капиталистического лагеря. А вызваны все эти действия были открытием для полета иностранных ВС первой международной воздушной трассы над Сибирью №18 (Москва – ...Сыктывкар – Ханты-Мансийск – Подкаменная Тунгуска... – Хабаровск). Толмачево на данном маршруте был штатным запасным аэродромом, который должен был соответствовать. После первых пробных техпосадок в Толмачево самолетов Boeing 707 AirFrance и DouglasDС-8 JAL и отработки взаимодействия служб открылась штатная эксплуатация воздушной линии. По данным аэропорта, в 1972 году через Толмачево по трассе 18 проследовало 78 рейсов плюс 36 рейсов по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин - Пхеньян. За год в Новосибирске было обслужено 38533 иностранных пассажира, в т.ч. из капиталистических стран – 21404 человек. В то время впервые обсуждался вопрос придания аэропорту полного международного статуса с границей и таможней. Но вопрос был закрыт в 1975 году одновременно с «заморозкой» трассы №18, связывающий капстраны Европы и Азии.