Воздушная трасса №18 (Транссиб) в 1970х

avro

Старожил
Текст ниже на основе книги по истории Толмачево, выпущенной в 2007 году.

Возникает три вопроса:

1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?

2. Трасса дана без указания на Новосибирск и ранее есть ссылка на Новосибирск как запасной. Но почему тогда в Толмачево обслужено за 1972 год 21 тысяча капиталистов? Это же посадки видимо на дозаправку минимум раз в неделю, то есть регулярно.

3. Что означает фраза про "заморозку" трассы в 1975 году? Тогда наши в космос с американцами летали, вроде наоборот разрядка была. Может просто АК перешли на другие типы, которые стали летать напрямую? Хотя откуда тогда упоминание про закрытие трассы?

...Следующим [международным] этапом [в Новосибирске] стало подписание начальником ЗСУ ГА Л.А. Ширяевым в сентябре 1969 года плана подготовки аэропорта Толмачево к приему и обслуживанию иностранных самолетов. Такая задача была поставлена управлению министром гражданской авиации Е.Ф. Логиновым. План предусматривал большой блок работы для авиадиспетчеров, включая обучение английскому языку, определение мест стоянок, подготовку помещения зала-кафе, организацию обмена валют и открытие магазина сувениров «Березка». При задержках в сбойных ситуациях пассажиров должен был принять 2й этаж гостиницы аэропорта. «Для изоляции от наших пассажиров изготовить 30 погонных метров раздвижных ширм» - этот момент тоже был указан в плане. Из выступления на партийном собрании в январе 1970 года, на котором обсуждались вопросы обслуживания иностранцев, директора ресторана аэропорта Т.П.Сафроновой: «Следует быть всему коллективу бдительным, вежливым, культурно обслуживать, соблюдать санитарные нормы и личную гигиену». Наземные службы, контактирующие с пассажирами, также начали изучать иностранный язык.

В общем, аэропорт активно готовился к приему гостей из капиталистического лагеря. А вызваны все эти действия были открытием для полета иностранных ВС первой международной воздушной трассы над Сибирью №18 (Москва – ...Сыктывкар – Ханты-Мансийск – Подкаменная Тунгуска... – Хабаровск). Толмачево на данном маршруте был штатным запасным аэродромом, который должен был соответствовать. После первых пробных техпосадок в Толмачево самолетов Boeing 707 AirFrance и DouglasDС-8 JAL и отработки взаимодействия служб открылась штатная эксплуатация воздушной линии. По данным аэропорта, в 1972 году через Толмачево по трассе 18 проследовало 78 рейсов плюс 36 рейсов по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин - Пхеньян. За год в Новосибирске было обслужено 38533 иностранных пассажира, в т.ч. из капиталистических стран – 21404 человек. В то время впервые обсуждался вопрос придания аэропорту полного международного статуса с границей и таможней. Но вопрос был закрыт в 1975 году одновременно с «заморозкой» трассы №18, связывающий капстраны Европы и Азии.

 
1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?
Нет. Требовалась промпосадка. Делали в Москве. Без посадки могли более поздние самолеты: B747-200, DC10-30ER, B767-200/300.
Скорей всего, дозаправка.
Никто её не замораживал. И типы в 1975 году оставались те же. 747 появился на этой трассе в 1981 году, ДС10 - в 1984 г, 767 - в 1987 г.
А полностью эта трасса известна?
 
Aleck, спасибо! Выходит, что "заморозка"(в версии Толмачево) пока остается тайной. Я вижу два момента:

1. Явных политических причин для "заморозки" не было в 1975 году. Они могли появиться позднее.

2. Но раз использовано такое объяснение, значит, поток сильно сократился. Интересна причина. На вскидку - могли изменить пункт дозаправки (та же Москва). Т.к. Новосибирск заставлял большой сход с прямой трассы делать.

Есть у меня желание по теме иностранцев встретиться с дамой из перевозок ОВБ примерно того времени.

Вся трасса в толмачевской книге прописана так: Шереметьево - Рыбинск - Вологда - Котлас - Сыктывкар - Ханты - П.Тунгуска - Витим - Экимчан - Троицкое - Хабаровск. И далее вроде как цитируется какой-то документ: "Начать полеты предписывалось в 1970 году с обязательными посадками в Москве и Хабаровске".

Кстати, 747 почему так поздно на эту трассу вышел? Через 10 лет после начала эксплуатации.
 
Условие со стороны СССР было - обязательная посадка на территории СССР. Его отменили только в 1988 году.
А до 1980 года ни один советский аэропорт 747 не принимал.
значит, поток сильно сократился.
Если судить по расписаниям, пассажиропоток на транссибе рос год от года и никаких спадов.
 
Aleck, МВЛ-поток через Толмачево имеется в виду. Причина снижения которого не совсем понятна.
 
Последнее редактирование:
Проясняется причина большого количества иностранцев в Толмачево на транзите. Частично это были пассажиры с Пекина, Пхеньяна на запад и обратно. Но интересно, кто же бы капиталистическим пассажиром.

Ветераны (техники, перевозки, навигация) не помнят регулярных посадок бортов из капстран. Новая версия - это были иностранцы, перевозимые рейсами "Аэрофлота". Могли возить на Байкал, могли дальше на Дальний Восток. Группы от 5 до 25 человек примерно были.

Надо в историю "Интуриста" залазить.

...Дали контакт бывшего начальника межсектора в советское время... [встреча так и не состоялась - 2017]
 
Последнее редактирование: