Воздухоплавание в XXI веке

alexfill2015

Старожил
122502596_3389063934464413_5300697894013491484_o.jpg


Пиратская баржа
Нет, это не НЛО. На фото изображён роботизированный дирижабль дискообразной формы ДП-27 проекта «Анюта», предлагаемый к выпуску Долгопрудненским конструкторском бюро автоматики.
Данное КБ является структурой Ростеха. Есть даже проектное предложение от них по обслуживанию дирижаблями (не «Анютой», а менее футуристическими и более похожими на предшественников) космодромов (доставка по воздуху ракет, техники и комплектующих, поиск и вывоз спускаемых аппаратов и т.д.). Есть даже расчёты, сколько тонн могут взять эти дирижабли в спарке (а это прям проектная логистика).
Осталось только предполагать, всё это будет очередным мыльным пузырём или что-то из этого когда-нибудь получится. Но тренд на дирижаблестроение нового типа мы наблюдаем по всему миру. Вспомнить хотя бы этот вирусняк от Amazon. Да, пусть пока это концепты, но тенденция есть, осталось это дело пролоббировать кому-нибудь крупному.
За информацию, рассказанную в баре, спасибо Ordo_Nakam и сотоварищам. @piratebarge
 
Реклама
Самому большому воздушному судну начали собирать электромотор. Американская компания Collins Aerospace завершила проектирование и приступила к изготовлению электромотора для летательного аппарата Airlander 10 - самого большого воздушного судна в мире. Мощность мотора - 500 киловатт. Длина составляет - 92 метра, а ширина - 43,5 метра. Судно может нести десять тонн груза и находиться в воздухе до пяти дней. Крейсерская скорость - 148 километров в час. Его летные квалификационные испытания запланированы на 2023 год
 
Интересно, в связи с известными событиями, связанными с авральной попыткой возрождения отечественной авиации, появятся ли новые идеи пассажирского дирижаблестроения?
Насколько сложнее импортозамещение в самолётостроении, чем в дирижаблестроении? Двигатели, материал для оболочки? Гигантские эллинги для техобслуживания?
В связи с вводом в строй Амурского ГПЗ, и санкциями к Западу, своего гелия у нас сейчас должно быть полно.
Сейчас, кстати, на этой волне антироссийских санкций, мировая авиация и самолётостроение может претерпеть значительную трансформацию. Пока были "иномарки", никому не было дела не то что до дирижаблей и экранопланов, но и до отечественных самолётов. Или сейчас не стоит разбрасываться ограниченными ресурсами, как думаете?
 
Последнее редактирование:
Интересно, в связи с известными событиями, связанными с авральной попыткой возрождения отечественной авиации, появятся ли новые идеи пассажирского дирижаблестроения?
Насколько сложнее импортозамещение в самолётостроении, чем в дирижаблестроении? Двигатели, материал для оболочки? Гигантские эллинги для техобслуживания?
В связи с вводом в строй Амурского ГПЗ, и санкциями к Западу, своего гелия у нас сейчас должно быть полно.
Сейчас, кстати, на этой волне антироссийских санкций, мировая авиация и самолётостроение может претерпеть значительную трансформацию. Пока были "иномарки", никому не было дела не то что до дирижаблей и экранопланов, но и до отечественных самолётов. Или сейчас не стоит разбрасываться ограниченными ресурсами, как думаете?
Скорее, не до экзотики будет. То, что возить быстро - самолет. Дешево в том числе негабарит - пароход. Паровоз возит всё остальное. Для дирижабля что возить-то? Если только негабарит неразделимый какой либо. Но таких грузов научились избегать. Собирают на месте.
 
Последнее редактирование:
Скорее, не до экзотики будет. То, что возить быстро - самолет. Дешево в том числе негабарит - пароход. Паровоз возит всё остальное. Для дирижабля что возить-то? Если только негабарит неразделимый какой либо. Но таких грузов научились избегать. Собирают на месте.
Дирижабли в СССР ( вплоть до конца 80-х) достаточно активно разрабатывались как носители РЛС обнаружения низколетящих целей (крылатых ракет)
Форма у них была как раз та самая "летающая тарелка". Это были не транспортные дирижабли, а способ энергосберегающего подъёма антенных систем.
Такая конструкция позволяет "запустить воздушный шарик на верёвочке" и несколько недель "обозревать окрестности" на дальность в пару сотен км (включая сверхмалые высоты)
В связи с "обострением отношений" с "потенциальными партнерами" возможно возрождение этого направления.
Другого экономически оправданного дирижаблестроения не просматривается (ИМХО)
 
Последнее редактирование:
Маёвцы впереди планеты всей в химии! 🤣


t.me/c/1638135777


💪 В России разработали дирижабль на солнечных батареях для поисковых работ

Аппарат может использоваться и для доставки грузов, медикаментов в регионах со сложным рельефом, считают авторы проекта. Об этом в субботу сообщили в пресс-службе Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ).


"Корпус аппарата выполнен из прочных газонепроницаемых тонких эластичных материалов в виде двух полусфер, замкнутых на композитный обруч, который наполнен гелием и невоспламеняемым водородом. Уникальность разработки также заключается в гибридной электрической силовой установке, которую специалисты МАИ развивают совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П. И. Баранова", - сказали в пресс-службе Платформы НТИ.

Невоспламеняемый водород - это по нашему!
 
Тёплый воздух успешно используется в воздухоплавании. Куда как дешевле гелия и безопасней водорода. Но нам как обычно, дешевого не надо. Дорогое подавай.
 
Тёплый воздух успешно используется в воздухоплавании. Куда как дешевле гелия и безопасней водорода. Но нам как обычно, дешевого не надо. Дорогое подавай.
Проблема в том, что он остывает. И греть его приходится открытым огнем.
 
Проблема в том, что он остывает. И греть его приходится открытым огнем.
Нет ничего идеального в этом мире. Пусть смотрят, какая есть легкая теплоизоляция. А может, и гелий будет лучше. Если он уже так нужен, этот дирижабль.
 
Реклама
Сандвичи будут: водород, теплый азот, гелий. Впрочем, имортозамещая название: калачи с начинкой. )))
 

8 АВГ, 14:13
МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Российские исследователи нашли эффективный способ получения водорода из муравьиной кислоты, применив органическое соединение кукурбитурил, форма молекулы которого напоминает тыкву или бочонок. Это позволило получать водород при более низких температурах и затратах энергии, сообщила в понедельник ТАСС пресс-служба Минобрнауки России.
"Использование муравьиной кислоты в качестве жидкого органического носителя водорода позволяет проводить его существенно более дешевую, безопасную транспортировку и хранение. В качестве катализатора для получения водорода из муравьиной кислоты ученые Института катализа СО РАН и Института неорганической химии СО РАН синтезировали системы, состоящие из одностенных углеродных нанотрубок, внутрь которых были помещены кукурбитурил и высокодисперсное золото", - говорится в сообщении.
Кукурбитурил - органическое соединение, форма молекулы которого напоминает бочонок без дна и крышки или тыкву. Из-за сходства с последней оно и получило свое название (от латинского Cucurbitaceae). Благодаря своей форме молекула имеет полезное свойство - может вмещать другие молекулы, в том числе ионы металлов. При этом кукурбитурил не токсичен для человека, и устойчив к высоким температурам, щелочам и кислотам.
И хотя это соединение ранее довольно редко применялась в каталитических реакциях, биологи и химики проявляют к нему все больший интерес. Исследование показало, что кукурбитурил совместно с золотом позволяет снизить температуру реакции на 110 градусов Цельсия.
"Мы пришли к выводу, что сам кукурбитурил в углеродных нанотрубках обладает каталитической активностью, хотя и не слишком высокой. Но когда он работает совместно с золотом, то катализатор становится более активным", - сказал один из авторов исследования, старший научный сотрудник Института катализа СО РАН Дмитрий Булушев, слова которого приводятся в сообщении.
В баллонах водород проще возить, но если есть к этой реакции CHOH –> H2 + CO технология разделения , простая, дешёвая, энергоэффективная и с не особо массивными устройствами, то угарный газ можно жечь, водородом регулировать Архимедову силу (грузоподъёмность и маневрирование)
ЗЫ водород на электричество, опять же, можно.
 
Последнее редактирование:
ЧТО БУДЕТ, КОГДА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИДУТ В ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ

Недостатки воздухоплавания, повышающие входной порог в соответствующие проекты, хорошо известны. Предлагаю посмотреть, что может изменить в этой области применение новых, поистине революционных, технологий.

Критерий конкурентоспособности логистической системы - прирост стоимости груза в пункте доставки по сравнению с начальной стоимостью. Для большинства грузов в качестве критерия можно рассматривать цену тонно-километра. По этому показателю дирижабли сегодня критически уступают самолётам и даже вертолётам, не говоря уже о наземном и водном транспорте.

Однако технологии развиваются, что может привести к расширению экологической ниши воздухоплавания. Хотелось бы обратить внимание на несколько новых факторов, способных оказать положительное воздействие на снижение затрат и повышение надёжности аэростатического транспорта:

1) прогресс в области прогнозирования погоды;
2) численные методы оптимизации маршрутов;
3) повышение эффективности силовой установки;
4) новые материалы;
5) автоматизация управления;
6) отказ от гелия.

Собственно, автоматизация управления имеет, в данном контексте, наибольший потенциал. Беспилотные дирижабли могут быть водородными. При этом снижение эксплуатационных затрат значительно перекроет "водородную добавку" стоимости страховки. Автоматизация безусловно способна решить проблему безопасного причаливания, дозаправки, и перегрузки. Теоретически, не существует препятствий для реализации транспортных задач за счёт дозаправки и перегрузки в воздухе, при помощи дронов.

Автоматизация управления, в сочетании с современными методами метеорологии, даёт возможность просто облетать опасные явления погоды. Более того, автоматизация планирования маршрутов с учётом направления воздушных потоков даёт дополнительный потенциал снижения себестоимости тонно-километра.

С учётом того, что суперкомпьютеры позволяют прогнозировать опасные условия на основании данных не только со спутников и метеостанций, но и со смартфонов, погода сегодня может из грозного фактора превратиться в помощника. Для полноты картины следует сказать, что кардинально решить вопрос зависимости от ветра можно было бы за счёт увеличения энеговооружённости (применения газотурбинных двигателей или даже ядерной энергетической установки). Впрочем, высокая стоимость даже «списанных с борта» газотурбинных установок в сочетании с относительно невысокой транспортной производительностью дирижаблей выводят такое решение за горизонт планирования. В реальной логистике шансы есть только у самых дешёвых воздухоплавательных транспортных систем на основе массовых поршневых двс.

Поскольку на борту появляется водород, а это топливо с высокой плотностью энергии, то его добавка в состав топливной смеси силовой установки помогает в решении сразу несколько задач. Тут и уменьшение массы балласта, и снижении массы топлива, и экологичность.

Если говорить о возможностях, которые предоставляют новые материалы, то это касается, в первую очередь оболочки. Хотелось бы обратить внимание на относительно новый, но уже выпускаемый промышленно сверхмолекулярный полиэтилен (СВМПЭ), который значительно дешевле и прочнее кевлара (см. Вики).

Утечки газа тоже могут быть снижены за счёт применения новых технологий. Отметим, что газопроницаемость полимеров различается, в зависимости от типа, на порядки (см. "барьерные свойства плёнок"). При этом даже тонкий (микроны) слой фольги в композитном ламинированном многослойном материале способен исключить диффузию газа. Стоимость подобного, широко применяемого гибкого композита (например, упаковка кофе), сравнительно невелика.

Известно, что с ростом размера дирижабля грузоподъёмность увеличивается быстрее, чем совокупные затраты. Однако увеличение размеров воздушного судна ограничено прочностью конструкции при сдвиге ветра. В связи с этим следует отметить, что современные авиационные бортовые радары позволяют "видеть" эти явления.

По поводу эллингов.. Ресурс и наработка авиатехники между сложными формами наземного обслуживания постоянно растёт, да и не требуется крыша для значительного перечня блочного ремонта. Кроме того, для обслуживания оболочки можно использовать территории, например, на севере и на океанских островах, где существуют продолжительные и предсказуемые периоды штилевой погоды.

Дополнительного анализа требует вопрос управления плавучестью за счёт применения сосудов повышенного давления в сочетании с высокопроизводительными компрессорами и пластинчатыми теплообменниками.

В России, благодаря умеренному климату, богатым природным ресурсам и большим расстояниям, существуют благоприятные условия и потребность в использовании дирижаблей. В нашей стране они могут использоваться при решении как традиционных (расширение провозной способности маршрутов, увеличения скорости доставки), так и новых задач (например, освоение удалённых месторождений в условиях бездорожья).
 
Утечки газа тоже могут быть снижены за счёт применения новых технологий. Отметим, что газопроницаемость полимеров различается, в зависимости от типа, на порядки (см. "барьерные свойства плёнок"). При этом даже тонкий (микроны) слой фольги в композитном ламинированном многослойном материале способен исключить диффузию газа.
Увы, но диффузию водорода не исключают даже металлические баки космических ракет.
Так что фольга здесь не шибко поможет
 
Последнее редактирование:
Утечки на практике крайне малы, ими можно пренебречь. Особенно в связи с дешевизной газа.
 
Учитывая что дирижабли были развиты на заре авиастроения, а их использование определялось дороговизной "авиационной" энергии (малый ресурс и низкая мощность авиадвигателей плюс высокая цена авиационного бензина), возврат к дирижаблям возможен при возвращении тех соотношений цены энергии и цены содержания ВС.
В условиях современного роста цен на энергоносители в ряде стран дирижабли действительно могут стать экономически выгоднее самолётов. Вот только те страны имеют широко развитую транспортную сеть и медленно ползущий "сратострат" там вряд ли интересен..
А в России, с ее полухалявным топливом, в обозримой перспективе вряд ли стоит ожидать указанный перекос цен.
Остаётся разве что Канада, но она представляется весьма слабым заказчиком для развития целого( совершенно отдельного) класса ТС
 
Последнее редактирование:
Гигантский воздушный шар – шпион напугал США
Сегодня в США были подняты по тревоге едва ли не все службы, которые отвечают за безопасность в небе. Системы ПВО в полной боевой готовности. Настоящий переполох вызвало появление в воздухе... воздушного шара, который назвали китайским шпионом.

Он уже пролетел над территориями нескольких штатов, его видели даже в Канаде и там, где американцы хранят баллистические ракеты. Но сделать с аэростатом пока не могут ровным счетом ничего. Почему, выяснял наш корреспондент Станислав Григорьев.


01770365c6e9dc3d3e7c0c6a5b3a1ad680694860.jpg



Почему в США испугались «китайского» воздушного шара в небе 03-02-2023
 
на Аляской намедни уже второй сбили, а Вы только проснулись...
 
Назад