С 2014 года Хмельницкий областной совет изменила трех директоров коммунального предприятия " Аэропорт-Хмельницкий " . Однако смена менеджмента (если это так можно назвать), не переломила тяжелое финансовое положение КП: задолженность перед Пенсионным фондом составляет 716 тыс. Грн, перед работниками предприятия - около 300 тыс. Грн, сумма неуплаченных налогов - 160 тыс. Грн.
Нынешний руководитель Валерий Сорока, который был избран в конце сентября 2017 года, считает, что если аэропорт за 2018 год не выполнит программу минимум (а это, по меньшей мере, пять конкретных мероприятий), облсовету придется ликвидировать одноименное коммунальное предприятие. В то же время господин Сорока во время беседы с " Независимый общественным порталом " признался о том, как избежать " дефолта " для аэропорта. Палочкой-выручалочкой должно стать создание спецфонда под эгидой общественности, который будет аккумулировать спонсорские средства на восстановление деятельности КП.
- На очередной сессии не без дискуссий утвердили программу восстановления и развития коммунального предприятия " Аэропорт-Хмельницкий " на 2018-2022 годы с общим объемом финансирования 774 млн. Грн. Чем концептуально эта программа отличается от предыдущих?
- Первое, что меня спросят, - когда мы будем летать. Ответ прост: тогда, когда я смогу элементарно включить чайник и сделать чай. Парадокс, но хмельницкий аэропорт с 2012 года нет света. Более того коммунальное предприятие даже не является владельцем счетчика электроэнергии, всё принадлежит государственному предприятию "Украэрорух". Они говорят: "Валерий, если хочешь включить два фонаря в аэропорту, пожалуйста, платы нам ежемесячно 16 тыс. Грн - это минимальные затраты, которые несет трансформатор, стоящий на территории КП".
Поймите, что самая главная проблема в том, что, начиная с 2008 года, когда появились первые долги в аэропорту, все причастные лица к этому коммунального предприятия не проявляли желания реально переломить ситуацию. И только 2017 депутаты облсовета поддержали позицию восстановления деятельности КП. Для того, чтобы начать принимать малые воздушные суда до 61 т, необходимо отремонтировать взлетно-посадочную полосу и начать сертификацию. Параллельно следует возродить пожарную службу, содержание которой съедать 700-800 тыс. Грн ежегодно.
С другой стороны, сегодня есть два инвестиционных предложения от американского и китайского инвесторов. Один намерена работать под государственно-частным партнерством, другой - готов открыть кредитную линию.
Можем выбрать третий вариант: отказываемся от инвесторов и самостоятельно ищем спонсорские средства. Приятно констатировать, что в этом направлении есть определенные сдвиги. Завершена регистрация общественного союза "Фонд развития аэропорта Хмельницкой области". Эту негосударственное учреждение учредили общественные организации: "Воздушные ворота Хмельницкой области", "Два крыла", "Родной край". К ним присоединятся Союз предпринимателей и промышленников Хмельницкой области и Хмельницкая торгово-промышленная палата. Запуск Фонда позволит ускорить восстановление работы хмельницкого аэропорта.
К примеру, прежде всего нужно решить вопрос подачи электроэнергии, дополнительно закупив километр кабеля стоимостью примерно 70 тыс. Грн. Чтобы не просить этих средств в областном бюджете, неравнодушные предприниматели или рядовые жителей Хмельницкой делают пожертвования на соответствующий счет и таким образом решается сверхважная проблема.
По предварительным договоренностям Фонд возглавит авторитетный хмельничанин Иван Бухал. Убежден, что он сумеет сплотить вокруг себя действенную команду.
- Кто эти люди, которые готовы вкладывать в недействующий аэропорт?
- Сразу после моего избрания на должность звонили достаточно важные лица, которые предлагали живые деньги для восстановления аэропорта. Среди них был знакомый, который хотел выложить около 100 тыс. Грн. Всем им я говорил: необходимо выработать механизм, который позволял бы показывать прозрачное расходование внебюджетных средств. Им должен стать Фонд развития аэропорта.
- Какая первоочередная потребность в финансировании?
- Скажу несколько слов для понимания ситуации. В хмельницком аэропорта должен действовать 14 служб с соответствующей сертификацией. В 2018 году поставили себе задачу восстановить три службы: охраны и обслуживания, пожарной и авиационного обеспечения. Т
- Вы много говорить о перспективах. Скажите, кто-нибудь отслеживал потенциальное количество пассажиров и направления воздушного движения вероятных туристов с территории Хмельницкой области?
- В сентябре 2016 департамент экономики облгосадминистрации заказал соответствующее социологический опрос. Анкетированием было охвачено 1345 респондентов Хмельницкой области и 85% из них подтвердили готовность пользоваться услугами авиаперевозок хмельницкого аэропорта. Также удалось сформировать предварительный проект маршрутов.
Кроме этого, есть конкретная статистика движения наших туристов за пределы страны. По данным местных туроператоров, в течение 2016 16,5 тыс. жителей Хмельницкой области посетили Турцию, Египет, Грецию и Болгарию. 75% туристов добирались самолетами. То есть примерно 12,5 тыс. человек - это по сути отправная точка для подсчета пассажиропотока.
По данным хмельницкой таможни, в 2016 году 1250 предпринимателей области посетили Пекин. До начала событий на Донбассе большинство из них летали через Москву. Сейчас же они добираются до Пекина через Стамбул и Варшаву. Что мешает нам упростить им дорогу, открыв воздушный хаб в хмельницком аэропорта с прямым авиасообщением? Однако это уже перспективы 2019 года.
- В начале 2017 года Хмельницкий облсовет вынашивала идею через конкурс передать в концессию целостный имущественный комплекс аэропорта. Однако не получилось. Между прочим, в 2012 году депутаты Хмельницкого областного совета открыли аэропорту путь к концессии. Почему тогда не сработало?
- Я сторонник, чтобы аэропорт остался в собственности территориальной общины города и области. Когда же говорим о концессии, то следует знать: ни один концессионер не возьмет объект с чужими долгами. Другой момент заключается в том, что аэропорт должен иметь в постоянном пользовании 134,8 га земли. На сегодня работаем над завершением изготовления проекта землеустройства с целью окончательного закрепления этой земли за коммунальным предприятием.
Благодаря Хмельницкому областному совету, который в 2016 году совместно с прокуратурой инициировали судебные процессы возвращения земельных участков, сейчас мы выиграли большинство судебных дел.
- Отдельные депутаты областного совета говорят о целесообразности передачи аэропорта на баланс города Хмельницкий. Какова Ваша позиция?
- Я разговаривал с мэром Александром Симчишиным. Он заинтересован в восстановлении аэропорта и готов содействовать. Что касается возможного софинансирования. Мы изучали опыт работы турецких авиакомпаний. Оказывается, местные бюджеты Анталии и Стамбула, частично компенсируют авиакомпаниям стоимость перевозки пассажиров, тем самым открывают широкие возможности для лоукоста. Думаю, что Хмельницкий мог бы взять себе это на заметку.