"Аэрофлот" против коронавируса и слабого рубля: кто кого?
Для начала - информация с сайта "Аэрофлота". С 13 марта компания отменит все полёты в Италию, кроме Рима, а также сократит рейсы во Францию, Германию и Испанию.
Отныне улететь из Москвы можно только в Париж и Ниццу, из всех немецких аэропортов оставили Берлин, Франкфурт и Мюнхен, в Испании - Мадрид и Барселону. Популярное направление на Тенерифе будет работать лишь в одну сторону - на чартерный вывоз российских туристов с 13 до 20 марта.
Ещё больше москвичей пострадают жители Санкт-Петербурга, - им наш авиаперевозчик оставил полёты только в Париж, Барселону, Мюнхен и Берлин.
До конца апреля дочка «Аэрофлота» «Россия» также приостанавливает полёты из Санкт-Петербурга во Францию (Ницца) и Германию (Дюссельдорф и Гамбург).
8 марта ещё одна «дочка» «Аэрофлота» - лоукостер «Победа», сообщила, что приостановила полёты в Италию (Рим, Бергамо, Римини, Пизу и Тревиз) с 11 по 31 марта 2020 года.
11 марта «Победа» прекратила полёты в Израиль из-за того что эта страна ввела обязательный двухнедельный карантин для прибывающих в страну иностранцев.
Надолго ли самолёты останутся на приколе, а потенциальные пассажиры будут ждать окончания мировой пандемии?
Ответа на этот вопрос никто не знает.
Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова в четверг, 12 марта, назвала ситуацию с коронавирусом «беспрецедентной», отметив, что
«мировая и российская туриндустрия с подобным ещё не сталкивалась». Она привела данные: поток выездного туризма упал на 60%, въездного — на 30%.
Но пока эксперты гадают о перспективах, участники рынка несут болезненные потери. Вчера, например, акции «Аэрофлота» на открытии биржевых торгов рухнули более чем на восемь процентов. И не факт, что падение капитализации остановится.
"Для авиакомпаний европейские направления востребованы, наиболее маржинальными считаются Франция и Германия, куда летает большой поток деловых пассажиров, покупающих билеты в последний момент и часто по возвратному тарифу, - заявил интервью РБК исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.-
В марте, под конец низкого сезона, пассажиры традиционно активно бронируют билеты на майские праздники и лето. Однако сложившаяся в 2020 году ситуация серьёзно ударила по глубине продаж перевозчиков, поэтому расчёты пополнить оборотные средства за счёт продаж на лето пока не оправдываются".
Чтобы хоть как-то избежать обвального падения спроса, "Аэрофлот" объявляет о снижении тарифов на всех международных воздушных линиях с отправлением из пунктов РФ. Общая стоимость перевозки,
номинированная в евро (включая топливный сбор), снизится в среднем на десять процентов, - говорится в сообщении компании.
Однако многие СМИ, давая радужную информацию о снижении цен, проглядели указание на ЕВРО, а не рубли. С точки зрения обычного российского пассажира, имеющего доход в национальной валюте, рублевые тарифы перевозчика ВЫРОСЛИ, поскольку за последнюю неделю евро и доллар прыгнули более чем на 15 процентов и, похоже, останавливать свое ралли не собираются на фоне падающей цены на нефть и коллапса фондовых рынков.
Так что очередей в кассы "Аэрофлота" явно не будет.
А вот убытки по итогам полугодия - будут. И немалые.
«
Аэрофлот» оценивает убытки из-за распространения коронавируса как «большие», заявил журналистам гендиректор авиакомпании Виталий Савельев,
пишет «Интерфакс». Размер убытков топ-менеджер не уточнил.
Зато известен размер убытков по итогам первого полугодия 2019 года. Даже в остутствии коронавируса и устойчивом рубле за шесть месяцев 2019 года «Аэрофлот» получил чистый убыток по РСБУ в размере 14,1 млрд руб., говорилось в отчётности компании.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился почти в два раза (7,2 млрд руб.).
Правда, к концу 2019 года финансовые показатели компании вышли в плюс за счёт увеличения пассажиропотока на 9 процентов и удачного сезона отпусков.
Но сегодня рассчитывать на резкий всплеск перевозок не приходится. Даже если эпидемия коронавируса закончится к началу мая, то фактор слабого рубля никуда не уйдёт.
По традиции у "Аэрофлота" есть одна вечная палочка-выручалочка, которой нет ни у одной другой авиакомпании. Это - платежи иностранных компаний, летающих над территорией России. Вместо казны эти миллионы долларов идут в кассу национального перевозчика, у которого, впрочем, 49 процентов акций принадлежат отнюдь не российскому государству, а частным акционерам.
Так вот этот в буквальном смысле падающий с неба золотой дождь так же уменьшится - в связи с сокращением полётов в Китай и страны юго-восточной Азии.
И что делать?
Скорее всего "Аэрофлот" будет просить очередные финансовые поблажки у правительства. Спасать наше "национальное достояние", которое только на одну третьесортную телепрограммку семьи Кеосаянов-Симоньян тратит больше миллиарда рублей, будем все мы, россияне.
А тем временем сам "Аэрофлот" продолжит перекрашивать самолёты, шить новые формы экипажам, менять бортпроводниц (вместо старых и толстых на юных и худых) и платить космические зарплаты своим топ-менеджерам.
Первыми жертвами коронавируса в мировой экономике стали авиакомпании и туристическая индустрия. Под угрозой небывалых потерь оказался и наш главный авиаперевозчик - Аэрофлот. Но тут стоит разобраться, какая доля проблем... Новые Известия - новости России и мира сегодня