Аэропорт Архыз (проект, строительство)

ТолстыйКыс

=(^-.-^)=
В теме "Модернизация российских аэропортов" (Модернизация российских аэропортов) уже публиковали анонс проекта этого аэропорта, который, как теперь выяснилось, собираются строить "Аэропорты регионов".
Поскольку в сети довольно мало материала по этому проекту, я попытался собрать по нему кое-что.

1. Дислокация.
На промо-роликах она показана довольно размыто, но у меня получилось найти точное место, где этот аэропорт планируется строить.
Это правый берег реки Большой Зеленчук в Зеленчукском районе примерно в 4,5 км северо-западнее станицы Исправной.
Примерные координаты центра ВПП - 44.127278, 41.663232.
ВПП будет идти параллельно реке.

2024-07-19_01-47-26.png


z33w8kiodepmd9gcwppb2ql7p9pnvp1d.webp

(кликабельно)

Если вы по приложенной выше ссылке с координатами пройдёте на яндекс-карты и включите режим "Панорамы", то увидите там значок "воздушного шара", кликнув на который как раз и увидите предполагаемое лётное поле, немного развернув камеру.
На основе этого изображения с панорам и создали вот тот рендер, который видите выше.

Дислокация аэропорта сразу видится с прицелом не столько на обслуживание жителей региона или его столицы, сколько на поток туристов на горные курорты Архыз, Домбай и т.п., где синхронно планируется увеличить туристическую инфраструктуру. Поток туристов предполагается почти круглогодичный, т.е. речь не только о горнолыжниках.
Вместе с тем, про столицу региона постарались тоже не забыть, и аэропорт из Черкесска за разумное время всё-таки досягаем (от аэропорта Сочи до Розы Хутора примерно столько же).

Если кому-то кажется странным размещение нового аэропорта в этом месте, учитывая соседство Минвод и Ставрополя, посмотрите на расстояние между аэропортами Беслан, Магас и Грозный или Анапа и Геленджик. Нет, думаю, что в данном случае свой заслуженный кусок пассажиропотока этот аэропорт получит.

2. Характеристики.
Планируется ВПП 3000 м, перрон на >10 самолёто-мест габарита Ту-204 / B737-800, в т.ч. не менее 4 - с телетрапами.
Вместе с тем, в проекте я не вижу МРД (магистральной рулёжки), то есть, на большое кол-во взлётно-посадочных операций там не рассчитывают.
Общий план аэродрома, как мне видится, будет напоминать Гагарин в Саратове.
Учитывая рельеф местности и склонность долины к туманам и облачности, ILS скорее всего, придётся делать под стандарт полностью инструментальной посадки.
Зоны сколь-нибудь серьёзного обслуживания самолётов и грузового перрона я бы там не предполагал, проект явно сфокусирован на перевозке пассажиров. Для всего остального есть Минводы :)
По максимуму на перроне обещают 23 самолёто-места (это они рассчитывают на статус запасного для Сочи что ли?), но я не уверен, что это будет реализовано.

3. Дизайн
В архитектурной концепции разработчики попытались в миниатюре изобразить окружающий ландшафт, сымитировав крышей зелёные холмы, а внутри расположив альпийские горки и порталы в виде туннелей.
В целом дизайн терминала нетривиальный и туристам должен зайти.

1721344463208.png

1721344588861.png


4. Окружающая инфраструктура за скобками проекта.
В связи с возникновением "в чистом поле" такого крупного инфраструктурного объекта, очевидны следующие моменты:
- все шоссе в регионе сейчас представляют собой обычные двухполосные дороги классов Б-В, рассчитанные на небольшой местный трафик. Очевидно, что на трёх основных направлениях - в Архыз, в Домбай и в Черкесск шоссе придётся усовершенствовать или даже местами строить с нуля.
- аэропорт является довольно ёмким работодателем, и сотрудников нужно будет либо возить из крупных городов автобусами (далековато), либо возводить для них жильё в окружающих станицах.
- в теории, в случае строительства скоростного шоссе через горы в Красную Поляну, аэропорт сможет конкурировать с аэропортом Сочи на правах площадки для лоукостеров. А также принимать пассажиров из Сочи, если там случится какое-то ЧП с долговременным закрытием воздушного или железнодорожного движения (природа в Сочи безжалостная бывает совершенно).
- разумеется, появление аэропорта и увеличение потока туристов приведёт прилегающие районы к некоторому строительному буму и росту стоимости земли под застройку. Для бюджета региона это всё, разумеется, хорошо. Для местных жителей - смотря кто в какой степени сможет дотянуть руку до соответствующей реки денег.

5. Перспективы проекта.
Концепция, расположение и целевая аудитория выбраны достаточно хорошо - в том, что аэропорт там нужен и он найдёт свою нишу, я не сомневаюсь.
При этом, проработка проекта на данный момент достаточно поверхностна (о вписывании аэропорта в инфраструктуру региона более чем на словах пока даже не говорят). Названные сроки пахнут маниловщиной, но - ради справедливости - проект аэропорта Ремезов в Тобольске в похожие сроки уложился и вышел в "продакшн".
На проект явно довлеют амбиции местных властей, что хорошо скажется на отсутствии трудностей в землеотводе и т.п., но может плохо сказаться на окупаемости проекта, так как про разные нюансы (от транспортного удобства до логистики подвоза топлива) могут "забыть вспомнить", поспешив за галочкой "успеха".
Многое зависит и от того, удастся ли вписать проект в различные федеральные программы по туризму и транспорту.

Будем посмотреть.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Ещё дорога до Сочи и мест на стоянке не хватит.

А что там со стройкой, с год назад вроде что то шевелилось и опять тишина.
 
Если кому-то кажется странным размещение нового аэропорта в этом месте, учитывая соседство Минвод и Ставрополя, посмотрите на расстояние между аэропортами Беслан, Магас и Грозный или Анапа и Геленджик.
От странного наличия Магаса строительство Архыза не становится менее странным
 
В теме "Модернизация российских аэропортов" (Модернизация российских аэропортов) уже публиковали анонс проекта этого аэропорта, который, как теперь выяснилось, собираются строить "Аэропорты регионов".
Поскольку в сети довольно мало материала по этому проекту, я попытался собрать по нему кое-что.

1. Дислокация.
На промо-роликах она показана довольно размыто, но у меня получилось найти точное место, где этот аэропорт планируется строить.
Это правый берег реки Большой Зеленчук в Зеленчукском районе примерно в 4,5 км северо-западнее станицы Исправной.
Примерные координаты центра ВПП - 44.127278, 41.663232.
ВПП будет идти параллельно реке.

Посмотреть вложение 838534

z33w8kiodepmd9gcwppb2ql7p9pnvp1d.webp

(кликабельно)

Если вы по приложенной выше ссылке с координатами пройдёте на яндекс-карты и включите режим "Панорамы", то увидите там значок "воздушного шара", кликнув на который как раз и увидите предполагаемое лётное поле, немного развернув камеру.
На основе этого изображения с панорам и создали вот тот рендер, который видите выше.

Дислокация аэропорта сразу видится с прицелом не столько на обслуживание жителей региона или его столицы, сколько на поток туристов на горные курорты Архыз, Домбай и т.п., где синхронно планируется увеличить туристическую инфраструктуру. Поток туристов предполагается почти круглогодичный, т.е. речь не только о горнолыжниках.
Вместе с тем, про столицу региона постарались тоже не забыть, и аэропорт из Черкесска за разумное время всё-таки досягаем (от аэропорта Сочи до Розы Хутора примерно столько же).

Если кому-то кажется странным размещение нового аэропорта в этом месте, учитывая соседство Минвод и Ставрополя, посмотрите на расстояние между аэропортами Беслан, Магас и Грозный или Анапа и Геленджик. Нет, думаю, что в данном случае свой заслуженный кусок пассажиропотока этот аэропорт получит.

2. Характеристики.
Планируется ВПП 3000 м, перрон на >10 самолёто-мест габарита Ту-204 / B737-800, в т.ч. не менее 4 - с телетрапами.
Вместе с тем, в проекте я не вижу МРД (магистральной рулёжки), то есть, на большое кол-во взлётно-посадочных операций там не рассчитывают.
Общий план аэродрома, как мне видится, будет напоминать Гагарин в Саратове.
Учитывая рельеф местности и склонность долины к туманам и облачности, ILS скорее всего, придётся делать под стандарт полностью инструментальной посадки.
Зоны сколь-нибудь серьёзного обслуживания самолётов и грузового перрона я бы там не предполагал, проект явно сфокусирован на перевозке пассажиров. Для всего остального есть Минводы :)
По максимуму на перроне обещают 23 самолёто-места (это они рассчитывают на статус запасного для Сочи что ли?), но я не уверен, что это будет реализовано.

3. Дизайн
В архитектурной концепции разработчики попытались в миниатюре изобразить окружающий ландшафт, сымитировав крышей зелёные холмы, а внутри расположив альпийские горки и порталы в виде туннелей.
В целом дизайн терминала нетривиальный и туристам должен зайти.

Посмотреть вложение 838539
Посмотреть вложение 838540

4. Окружающая инфраструктура за скобками проекта.
В связи с возникновением "в чистом поле" такого крупного инфраструктурного объекта, очевидны следующие моменты:
- все шоссе в регионе сейчас представляют собой обычные двухполосные дороги классов Б-В, рассчитанные на небольшой местный трафик. Очевидно, что на трёх основных направлениях - в Архыз, в Домбай и в Черкесск шоссе придётся усовершенствовать или даже местами строить с нуля.
- аэропорт является довольно ёмким работодателем, и сотрудников нужно будет либо возить из крупных городов автобусами (далековато), либо возводить для них жильё в окружающих станицах.
- в теории, в случае строительства скоростного шоссе через горы в Красную Поляну, аэропорт сможет конкурировать с аэропортом Сочи на правах площадки для лоукостеров. А также принимать пассажиров из Сочи, если там случится какое-то ЧП с долговременным закрытием воздушного или железнодорожного движения (природа в Сочи безжалостная бывает совершенно).
- разумеется, появление аэропорта и увеличение потока туристов приведёт прилегающие районы к некоторому строительному буму и росту стоимости земли под застройку. Для бюджета региона это всё, разумеется, хорошо. Для местных жителей - смотря кто в какой степени сможет дотянуть руку до соответствующей реки денег.

5. Перспективы проекта.
Концепция, расположение и целевая аудитория выбраны достаточно хорошо - в том, что аэропорт там нужен и он найдёт свою нишу, я не сомневаюсь.
При этом, проработка проекта на данный момент достаточно поверхностна (о вписывании аэропорта в инфраструктуру региона более чем на словах пока даже не говорят). Названные сроки пахнут маниловщиной, но - ради справедливости - проект аэропорта Ремезов в Тобольске в похожие сроки уложился и вышел в "продакшн".
На проект явно довлеют амбиции местных властей, что хорошо скажется на отсутствии трудностей в землеотводе и т.п., но может плохо сказаться на окупаемости проекта, так как про разные нюансы (от транспортного удобства до логистики подвоза топлива) могут "забыть вспомнить", поспешив за галочкой "успеха".
Многое зависит и от того, удастся ли вписать проект в различные федеральные программы по туризму и транспорту.

Будем посмотреть.
А Анапа и Геленжик работают?
 
Уже успела мелькнуть мысль о новом почине тов. Кузнецова, который после затишья с "Маркизово" взялся за проекты на Кавказе ))
 
А Анапа и Геленжик работают?
Сроки проекта Архыза таковы, что Анапа и Геленджик к моменту запуска заработают. Ну или не заработает вообще ничего и нигде - в зависимости от степени атрофированности инстинкта самосохранения тех ребят из-за лужи.
 
Ещё дорога до Сочи и мест на стоянке не хватит.

А что там со стройкой, с год назад вроде что то шевелилось и опять тишина.
В проекте стоянка вообще запроектирована такой, как будто на ней будут только автобусы и такси. 90% что в реальном проекте там где-то сбоку будет многоэтажный паркинг или хотя бы как в Платове.
 
В проекте стоянка вообще запроектирована такой, как будто на ней будут только автобусы и такси. 90% что в реальном проекте там где-то сбоку будет многоэтажный паркинг или хотя бы как в Платове.
Я имел ввиду стоянку самолётов)))

Про инфраструктуру в сообщении написано что она пока не определена, если при паркинг)))
 
Я имел ввиду стоянку самолётов)))
Они обещают 10 самолётомест на первом этапе проекта (включая 4 под телетрапы) и ещё +13 мест на втором этапе, всего 23. Про ангары пока не слышал ничего - скорее всего, их в дизайн-проекте нет (что не помешает им вырасти позже).

В теории, резерв территории там позволяет забабахать стоянку самолётов как в Платове или Кневичах.
 
Реклама
Они обещают 10 самолётомест на первом этапе проекта (включая 4 под телетрапы) и ещё +13 мест на втором этапе, всего 23. Про ангары пока не слышал ничего - скорее всего, их в дизайн-проекте нет (что не помешает им вырасти позже).
Я про это и пишу, для Сочи ьам всего перевал. Опытные туристы (с разрешением от погранцов) ходят из Архыза с поляны в Сочи. Там ерунда. Если тоннель построят, то это будет отличная альтернатива Сочи. И этих 23 стоянок будет мало. Да и в Зеленчукском там равнины, можно хороший порт сделать.
 
- все шоссе в регионе сейчас представляют собой обычные двухполосные дороги классов Б-В
От Черкесска в сторону Домбая до кольца на Архыз-Домбай почти везде уже весьма неплохая четырехполосная трасса, правда с многочисленными ограничениями скорости. Также от Черкесска в сторону Минвод понемногу расширяют дорогу. Я почти каждый год езжу туда зимой кататься и наблюдаю как строят дороги.
Если честно, то я пока не вижу большой необходимости для строительства там аэропорта. Большинство приезжающих зимой кататься, а летом в походы - жители Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области, которым этот аэропорт нафиг не нужен. Остальным вполне хватает Минвод. Да, далековато, но пока это выглядит как стройка ради стройки.
Конечно, аэропорт даст некий толчок к развитию региона. Я тоже, без сомнения им воспользуюсь - это лучше чем пилить на машине 1700 км в одну сторону. Но, блин, есть более важные и необходимые объекты для строительства в нашей стране.
 
От Черкесска в сторону Домбая до кольца на Архыз-Домбай почти везде уже весьма неплохая четырехполосная трасса, правда с многочисленными ограничениями скорости. Также от Черкесска в сторону Минвод понемногу расширяют дорогу. Я почти каждый год езжу туда зимой кататься и наблюдаю как строят дороги.
Если честно, то я пока не вижу большой необходимости для строительства там аэропорта. Большинство приезжающих зимой кататься, а летом в походы - жители Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области, которым этот аэропорт нафиг не нужен. Остальным вполне хватает Минвод. Да, далековато, но пока это выглядит как стройка ради стройки.
Конечно, аэропорт даст некий толчок к развитию региона. Я тоже, без сомнения им воспользуюсь - это лучше чем пилить на машине 1700 км в одну сторону. Но, блин, есть более важные и необходимые объекты для строительства в нашей стране.
Ав во многом правы, но когда я там был не было таких дорог как Ав пишите.

Но то что наше государство вкладывается мы рвзвитме страны. Пусть то отдых (Архыз, курорт на Каспийском море в Дагестане), что в развитие газификации СНТ и частного сектора, это уже плюс в экономику. Это много рабочих сил, налогов, и.... И в конце концов отдыха и благосостояния жителей.
 
От Черкесска в сторону Домбая до кольца на Архыз-Домбай почти везде уже весьма неплохая четырехполосная трасса, правда с многочисленными ограничениями скорости. Также от Черкесска в сторону Минвод понемногу расширяют дорогу. Я почти каждый год езжу туда зимой кататься и наблюдаю как строят дороги.
Если честно, то я пока не вижу большой необходимости для строительства там аэропорта. Большинство приезжающих зимой кататься, а летом в походы - жители Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области, которым этот аэропорт нафиг не нужен. Остальным вполне хватает Минвод. Да, далековато, но пока это выглядит как стройка ради стройки.
Конечно, аэропорт даст некий толчок к развитию региона. Я тоже, без сомнения им воспользуюсь - это лучше чем пилить на машине 1700 км в одну сторону. Но, блин, есть более важные и необходимые объекты для строительства в нашей стране.
Аэропорт, близкий к курортам, даёт модифицирующий эффект на контингент, который туда поедет.
Это примерно как в определённую глушь ездят только охотники да рыбаки, а потом туда пускают электрички, и начинают ездить дачники - потому что это перестало быть проблемой.

Жители Ставропольского, Краснодарского краёв и Ростовской области туда ездят, потому что довольно быстро на машине, на которой с собой можно привезти весь лыжно-туристический скарб. Остальным это более проблематично, поскольку перевозка от Минвод своим ходом - тяжело и дорого. Если это будет час на маршрутке/такси, то многие воспримут это как "совершенно другой коленкор". Контингент тех, кто "готовился к приключениям полгода" будет значительно разбавлен теми, кто просто "на недельку до второго", так как им теперь стало несложно.
 
Аэропорт, близкий к курортам, даёт модифицирующий эффект на контингент, который туда поедет.
Это примерно как в определённую глушь ездят только охотники да рыбаки, а потом туда пускают электрички, и начинают ездить дачники - потому что это перестало быть проблемой.

Жители Ставропольского, Краснодарского краёв и Ростовской области туда ездят, потому что довольно быстро на машине, на которой с собой можно привезти весь лыжно-туристический скарб. Остальным это более проблематично, поскольку перевозка от Минвод своим ходом - тяжело и дорого. Если это будет час на маршрутке/такси, то многие воспримут это как "совершенно другой коленкор". Контингент тех, кто "готовился к приключениям полгода" будет значительно разбавлен теми, кто просто "на недельку до второго", так как им теперь стало несложно.
Да, но гостиничных услуг там нет. Палатки и хычины очень вкусные на повороте на Архыз на деревянном мостике, где камаз с туристами еле проезжает.
 
Да, но гостиничных услуг там нет. Палатки и хычины очень вкусные на повороте на Архыз на деревянном мостике, где камаз с туристами еле проезжает.
Тут круговорот добра бабла в природе: гостиничных услуг нет, пока нет потребителей. Потребители не едут, потому что и некуда, и неудобно. Поскольку не едут, не строятся новые гостиницы. Поскольку не строятся гостиницы, потребители не едут. И так далее.

Этот замкнутый круг разрывается принудительной постройкой инфраструктуры на вырост и широкой рекламой открывшихся возможностей потребителям. Окупаемость при этом откладывается на несколько лет, но в ином случае и окупать было бы нечего.
 
Тут круговорот добра бабла в природе: гостиничных услуг нет, пока нет потребителей. Потребители не едут, потому что и некуда, и неудобно. Поскольку не едут, не строятся новые гостиницы. Поскольку не строятся гостиницы, потребители не едут. И так далее.

Этот замкнутый круг разрывается принудительной постройкой инфраструктуры на вырост и широкой рекламой открывшихся возможностей потребителям. Окупаемость при этом откладывается на несколько лет, но в ином случае и окупать было бы нечего.
С этим никто не спорит.
Но когда я там был лет 7 назад, там был спрос, но предложения были очень скудные. Природа конечно класс, дорога как в Альпах. Плюс местный колорит. Супер. Мы останавливались в палатках. Но гостевых домиков было очень мало, точнее были но и не в зоне отдыха а на подъезде, где рыбалка.
 
Интересно, аэропорт Архыз сможет именоваться на табло как Черкесск (Архыз) или нет? Сколько там километров по прямой, по дорогам?
 
Аэропорт в Архызе это тема!
Неокупаемое закапывание денег, если кто-то думает, что "горнолыжные курорты" окупят аэропорт.
Сам "горнолыжный курорт" -- это Домбай и Лунная поляна. Высота небольшая.
Там с каждым годом всё теплее и теплее.
Через 5 лет снега на тех склонах почти не будет.

Если рассматривать это как инфраструктурный проект для региона, то местного населения очень мало. Загрузку аэропорту не обеспечат.
Гораздо важнее привести в соответствующее состояние дороги и дотянуть электричку до Усть-Джегуты и чуть дальше, сделав нормальную пересадку в Невинке.
 
Реклама
Да, но гостиничных услуг там нет. Палатки и хычины очень вкусные на повороте на Архыз на деревянном мостике, где камаз с туристами еле проезжает.
Тот мостик не ремонтровался с 19..затёртого года. Я там ещё в детстве ходил
 
Назад