Samten
Местный
Насколько я знаю, на Як-52 тоже есть целая история катастроф, когда пассажир зажимал управление в ступоре. К сожалению, эта проблема имеется, но она не зависит от типа ВС. Почему "заклинило" Чернигина, мы уже не узнаем, но в том полете он был именно пассажиром, без опыта полетов на вертолете.Оно конечно. И насчет автоматизма да, конечно - вот например с ручки на штурвал и с управления двигателем справа на такое же слева - перескакиваешь не задумываясь. И с 3wheel на tail-wheel.
Но с другой стороны, совсем не так уж давно гробанулся вертолет а в нем была запись на GoPro. И оказалось что сидевший на втором сиденьи пилот - дельтаплана - при попадании в спираль или пикирование - зажал управление так, что пилот не смог вытащить вертолет. Причина - в стрессе срабатывает именно что автоматизм, ну он и сработал, но как _для дельтика_.
На мой взгляд, вы зря сами себя пугаете. Есть самолеты, которые не выходят из штопора. Что, это повод на них не летать? Нет, просто не подходим к опасной черте. Дельталеты не предназначены для высшего пилотажа - их сильные стороны в другом (открытая кабина/ощущение полета и возможность безопасных полетов на "метре" высоты). Да и загнать дельталет в кувырок - это тоже надо постараться.Но управление то фигня, это и впрямь скорее всего перестраивается. А вот понимание того, что фигуры совершенно безопасные на самолете (уж во что во что так в кувырок на самолете нормальном не попасть) на дельтике могут быть смертельно опасны - это не перестроится.