"Метеосамолеты оберегают Чернобыль" - материал опубликован: «Рабочая газета» от 30.05.1986 г. VK.com | VK
Вот уже три недели на севере Киевской области ежедневно барражируют самолеты. Это не серийные машины, а вооруженные специальным оборудованием Ан-30, Як-40, Ид-18 и два тяжелых Ан-12. Они преграждают дорогу дождевым облакам, двигающимся в сторону Чернобыля.
Тысячи людей, работающих над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, уже много успели сделать для дезактивации прилегающей территории. Кроме того, создан мощный вал вдоль реки Припять, призванный уберечь реку от загрязнения, на случай дождей.
И все-таки дожди в районе АЭС крайне нежелательны: ведь существуют мелкие ручьи, впадающие в реку, несколько загрязнен и противоположный, левый берег реки. Поэтому до окончания работ по дезактивации ливни могли бы принести вред.
Вот почему Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды дал распоряжение создать в Киеве отряд специальных метеосамолетов. Их задача – на дальних подступах к территории АЭС рассеивать тучи или заставлять их преждевременно разражаться дождем.
В этом деле мировой наукой накоплен значительный опыт. В этом опыте – весомый вклад советских ученых. В частности, Украинский научно-исследовательский гидрометеорологический институт уже более четверти века занимается созданием эффективных методик активного воздействия на облака. Здесь выполнен ряд теоретических работ, касающихся физики облаков и процессов образования осадков., работ, результаты которых уже давно и с успехом находят применение в практике.
Так что команды метеорологов на борту специальных самолетов, работающих на севере Киевской области, располагают проверенными методиками для весьма эффективной охраны от дождей указанной зоны.
В последние дни стоит сухая солнечная погода. Группа работающих в институте синоптиков, которая трижды в день составляет сводки погоды, на ближайшие дни дает спокойные прогнозы. И все же ежедневно в воздух поднимаются патрульные машины, чаще всего Ан-30 и Як-40, которые в целях профилактики совершают дежурные облеты охраняемой зоны.
Вот и сегодня в небе спокойно курсирует дежурный самолет Ан-30.
На фото: Ан-30 выходит на очередное патрулирования
Ан-30 и Як-40 работают при помощи твердой углекислоты и пиропатронов с йодистым серебром. Они входят в вершины мощных кучевых облаков, зачастую имеющих многокилометровую толщину, и из специальных установок засеивают эти облака измельченным в мелкие гранулы «сухим льдом» - твердой углекислотой. Эти гранулы провоцируют конденсацию влаги и преждевременное выпадение дождя.
Кроме того, эти самолеты вооружены кассетами для обстрела облаков специальными пиропатронами. Пронизывая облако, заряды этих пиропатронов рассеивают йодистое серебро, которое, как и гранулы углекислоты, способствует выпадению дождя или же рассеиванию облаков.
Ан-30 и Як-40 проводят эти операции на дальних подступах к Чернобылю. А тяжелые самолеты Ан-12 и Ил-18 действуют в более близких к АЭС зонах.
На фото: Сотрудники Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Александр Дезирон, Сергей Луценко и Владимир Щерба готовят агрегат для засева облака сухим льдом
На борту самолета Ан-30 мне пришлось разговаривать с руководителем полета, научным сотрудником Украинского института Евгением Кравченко.
- Сегодня синоптики прогнозируют малооблачную погоду без осадков, - говорит он. – И мы проводим профилактический облет охраняемой территории. Однако долгосрочный прогноз спокойной погоды не обещает. Предполагается передвижение циклонов, можно ожидать приближения атмосферных фронтов, грозящих дождями. Нашим самолетам предстоит много и активно работать, пока не закончены работы по дезактивации.
На фото: Руководитель полетов Евгений Иванович Кравченко и директор института доктор технических наук Валентин Сергеевич Максимов обсуждают метеорологическую обстановку