Авиатехника в районе Чернобыльской АЭС

"Метеосамолеты оберегают Чернобыль" - материал опубликован: «Рабочая газета» от 30.05.1986 г. VK.com | VK
Вот уже три недели на севере Киевской области ежедневно барражируют самолеты. Это не серийные машины, а вооруженные специальным оборудованием Ан-30, Як-40, Ид-18 и два тяжелых Ан-12. Они преграждают дорогу дождевым облакам, двигающимся в сторону Чернобыля.
Тысячи людей, работающих над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, уже много успели сделать для дезактивации прилегающей территории. Кроме того, создан мощный вал вдоль реки Припять, призванный уберечь реку от загрязнения, на случай дождей.
И все-таки дожди в районе АЭС крайне нежелательны: ведь существуют мелкие ручьи, впадающие в реку, несколько загрязнен и противоположный, левый берег реки. Поэтому до окончания работ по дезактивации ливни могли бы принести вред.
Вот почему Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды дал распоряжение создать в Киеве отряд специальных метеосамолетов. Их задача – на дальних подступах к территории АЭС рассеивать тучи или заставлять их преждевременно разражаться дождем.
В этом деле мировой наукой накоплен значительный опыт. В этом опыте – весомый вклад советских ученых. В частности, Украинский научно-исследовательский гидрометеорологический институт уже более четверти века занимается созданием эффективных методик активного воздействия на облака. Здесь выполнен ряд теоретических работ, касающихся физики облаков и процессов образования осадков., работ, результаты которых уже давно и с успехом находят применение в практике.
Так что команды метеорологов на борту специальных самолетов, работающих на севере Киевской области, располагают проверенными методиками для весьма эффективной охраны от дождей указанной зоны.
В последние дни стоит сухая солнечная погода. Группа работающих в институте синоптиков, которая трижды в день составляет сводки погоды, на ближайшие дни дает спокойные прогнозы. И все же ежедневно в воздух поднимаются патрульные машины, чаще всего Ан-30 и Як-40, которые в целях профилактики совершают дежурные облеты охраняемой зоны.
Вот и сегодня в небе спокойно курсирует дежурный самолет Ан-30.

На фото: Ан-30 выходит на очередное патрулирования
x_a8d5313c.jpg

Ан-30 и Як-40 работают при помощи твердой углекислоты и пиропатронов с йодистым серебром. Они входят в вершины мощных кучевых облаков, зачастую имеющих многокилометровую толщину, и из специальных установок засеивают эти облака измельченным в мелкие гранулы «сухим льдом» - твердой углекислотой. Эти гранулы провоцируют конденсацию влаги и преждевременное выпадение дождя.
Кроме того, эти самолеты вооружены кассетами для обстрела облаков специальными пиропатронами. Пронизывая облако, заряды этих пиропатронов рассеивают йодистое серебро, которое, как и гранулы углекислоты, способствует выпадению дождя или же рассеиванию облаков.
Ан-30 и Як-40 проводят эти операции на дальних подступах к Чернобылю. А тяжелые самолеты Ан-12 и Ил-18 действуют в более близких к АЭС зонах.

На фото: Сотрудники Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Александр Дезирон, Сергей Луценко и Владимир Щерба готовят агрегат для засева облака сухим льдом
x_41758f82.jpg

На борту самолета Ан-30 мне пришлось разговаривать с руководителем полета, научным сотрудником Украинского института Евгением Кравченко.
- Сегодня синоптики прогнозируют малооблачную погоду без осадков, - говорит он. – И мы проводим профилактический облет охраняемой территории. Однако долгосрочный прогноз спокойной погоды не обещает. Предполагается передвижение циклонов, можно ожидать приближения атмосферных фронтов, грозящих дождями. Нашим самолетам предстоит много и активно работать, пока не закончены работы по дезактивации.

На фото: Руководитель полетов Евгений Иванович Кравченко и директор института доктор технических наук Валентин Сергеевич Максимов обсуждают метеорологическую обстановку
x_ad2ab4d0.jpg
 
Реклама
"САМОЛЕТЫ ПРОТИВ ОБЛАКОВ" - опубликовано в газете «Вечерний Киев», май 1986 года VK.com | VK
Семнадцатого мая на север Украины надвигались грозовые фронты. Сильные ливни выплеснулись на улицы Коростеня, Овруча, Народичей. Но дальше Поллеского дожди не продвинулись. Над Чернобылем, над зоной АЭС не выпала ни одна дождевая капля.
Именно в этой зоне работали самолеты, оборудованные для борьбы с дождевыми тучами.
Их пять, этих машин. Пять специальных самолетов постоянно курсируют в небе вокруг Чернобыльского района, чтобы предотвратить выпадание дождей в зоне Чернобыльской атомной электростанции.
Для чего нужна защита от дождя? Ответ, наверное, ясен и неспециалисту. На земле идет дезактивация территории АЭС. И до окончания осадки тут нежелательны… Мне пришлось принять участие в одном из рабочих полетов метеосамолета.
…Двухмоторный турбовинтовой Ан-30 был сконструирован и построен специально как самолет для аэрофотосъемок. Но за последние полтора года по просьбе метеорологов несколько таких машин были переоборудованы в Киевском авиационном производственном объединении имени 50-летия Октября в летающие лаборатории для активных воздействий на облака.
Ан-30 готовился к очередному полету в аэропорту Киев. В специальные панели, прилаженные в нижней части фузеляжа, вставили кассеты с десятками пиропатронов, начиненных йодистым серебром. А в рабочий отсек, где установлен агрегат для засеивания туч гранулированным «сухим льдом» - твердой углекислотой, - загрузили контейнеры с испаряющимися полупрозрачными глыбами.
x_1d573c59.jpg

И вот уже негромко грохочут турбины. Сильный ветер гонит тучи с юго-запада, и самолет начинает, словно ткацкий челнок, курсировать между Овручем и Киевом, именно поперек ветра, чтобы держать под контролем продвижение облачности в сторону Чернобыля.
Экипаж самолета возглавляет опытный командир Федор Леонидович Горяинов. А опыт тут – очень кстати, потому что с началом работы начинается сложное маневрирование двухмоторной крылатой лаборатории. Да-да, тогда начинается настоящая охота за тучами, и командиру самолета, как и полагается хорошему охотнику, надо быть спокойным, собранным и точным. Потому, что руководитель полета – научный сотрудник Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Евгений Кравченко – ставит перед экипажем все новые и новые задачи, которые меняются просто беспрерывно.
В этом рейсе среди команды сотрудников гидрометеорологического института находится и директор этого научного учреждения, доктор технических наук Валентин Сергеевич Максимов. Он сидит в кресле наблюдателя и внимательно смотрит в иллюминатор.
Самолет рассекает небо на высоте четырех тысяч метров. Солнце купает лучи в сплошной седине облаков, которые проползают медленно внизу. Но облачное покрывало не однородное. Кое-где, словно огромные айсберги, выплывают над ним сизые верхушки кучевых облаков. Именно они могут стать источником дождя.
Вот к этим облакам и приближается время от времени наш Ан-30. Самолет, словно охотничий пес, «обнюхивает» эти облака чувствительными датчиками приборов, установленных на фюзеляже. А на многочисленных циферблатах и шкалах перед глазами борт-наблюдателя вырисовывается целый ряд характеристик каждого облака.
Институт уже давно – свыше двух десятков лет – занимается проблемой активных воздействий на погоду. Киевские ученые внесли значительный вклад в изучение физики облаков, в разработку методики их засеивания различными реагентами для рассеивания облачности или для образования осадков.
В частности, институт вел не только опыты, но и практические работы по увеличению годового количества осадков в засушливых районах юга Украины, принимал участие в разработке проекта по повышению уровня высокогорного озера Севан в Армении помощи активных воздействий на облака.

На фото: командир корабля Ан-30 Федор Горяинов в полете.
x_c3c354a8.jpg

Так что сейчас в районе Чернобыля применяются проверенные, изученные методики. Когда руководитель полета приходит к выводу, что облако может оказаться опасным, самолет выполняет необходимый маневр и в самую уязвимую его часть выстреливаю кассету пиропатронов. Миниатюрные ракеты прошивают облако, рассеивая мельчайшие частицы йодистого серебра. Эти частицы становятся центрами конденсации капелек влаги, провоцируют выпадение дождя. Иногда же, в зависимости от характеристики облака, крылатая лаборатория погружается в многокилометровую ее верхушку и засеивает твердой углекислотой, размельченной виде гранул. Главное – вызвать дождь заранее или рассеять, разогнать облако, не дать ему приблизиться к потерпевшей аварию Чернобыльской АЭС.
Я попросил директора института Валентина Сергеевича Максимова рассказать о результатах проведенных работ.
– Поскольку заблаговременно такая работа не планировалась, – рассказывает он, – надо было привести в рабочее состояние самолеты. Это было сделано в рекордно короткие сроки. Специалисты Киевского объединенного авиаотряда буквально за одну ночь смонтировали на Ан-3- все необходимое оборудование. Был подготовлен к работе и Як-40, которые имеет на борту соответствующее оборудование. Из Москвы, из Центральной аэрологической лаборатории, были срочно вызваны еще три специальные метеосамолета: Ил-18 и два четырехмоторных Ан-12. И они немедленно начали обрабатывать соответствующими реагентами большие кучевые облака, склонные к развитию и превращению в кучево-дождевые.
Работы проводятся ежедневно. В институте организована специальная группа, которая имеет собственных синоптиков. При помощи Гидрометцентра Украины они три раза в день составляют прогнозы погоды. В зависимости от условий, которые возникают, назначаем вылет тех или иных самолетов.
11 и 17 мая облачность была особенно сильно, ожидались осадки. И работа самолетов была интенсивной. В те дни ежедневно засеивались реагентами двадцать – тридцать мощных кучевых облаков. И в районе Чернобыльской АЭС дождей практически не было.
По данным синоптиков, в ближайшее время ожидается ухудшение погодных условий. Приближаются грозовые фронты. Так что нашим самолетам предстоит большая работа. Они призваны помогать наземным службам в проведении работ по дезактивации загрязненной зоны вокруг АЭС.
…Наш Ан-30 пошел на посадку. А в наушниках я услышал голос бортнаблюдателя метеосамолета «Як-4- Юрия Титова. Он сообщал, что самолет готовится к выходу на взлетную полосу.

На фото: инженер-наблюдатель Владимир Щерба на борту самолета
x_df6cb25b.jpg
 
Техника Чернобыля: Самолеты Техника Чернобыля: Самолеты
В 1986 году эту работу выполняли самолеты-лаборатории АН-12БП «Циклон».
Ан-12БК "Циклон" СССР-11530 Карточка самолёта: Антонов · Ан-12БК · S9-CAT (зав.н. 6344503) ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
066772.jpg

Ан-12БК "Циклон" СССР-11531 Карточка самолёта: Антонов · Ан-12БК · D2-FVG (зав.н. 6344506) ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
042601.jpg

В 1986 году эту работу выполняли самолеты-лаборатории ТУ-16 «Циклон-Н».
Командир отряда подполковник Бекишев
ставит задачу на полет
xNjuimdNRjA.jpg

Самолет ТУ-16 "Циклон"- метеолаборатория.
Сброс цемента. Зона Отчуждения.
eO5dfPTA-R0.jpg
GttyASrRIws.jpg
 
Последнее редактирование:
 
Ми-26 б/н 57 жёлтый
C завода поставлен в 344 ЦБПиПЛС (г. Торжок), в 1983-м году отправлен в 276 ОВП (г. Новополоцк, "Боровуха-1"), окрашен в пятнистый камуфляж, бортовой номер - "57-Жёлтый".

В 1986-м году принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в 1988-м году перелетел на площадку ПЗРО "Буряковка" для утилизации, в 2003-м году в виде отдельных разрезанных частей фюзеляжа был доставлен в г. Киев и собран для музея авиации в Жулянах, окрашен в белый цвет миссии ООН, бортовой номер - "64-Чёрный"
084131.jpg

Ми-26 б/н 59 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 61 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 62 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 63 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 64 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 65 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 70 жёлтый
Эксплуатировался:
276-й отдельный вертолетный полк "Боровуха-1"

Принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-ом году десять Вертолётов "Ми-26" 276-го ОВП (Беларусь, Боровуха-1) имевших высокий уровень радиации были отогнаны на площадку-могильник в 30-ти км зону в районе Чернобыля.
Ми-26 б/н 64 жёлтый
Данная машина использовалась при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
793 отбвп Кинель-Черкассы.
183141.jpg

Ми-26 б/н 52 жёлтый
Данная машина использовалась при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
793 отбвп Кинель-Черкассы.
183139.jpg
 
Последнее редактирование:
Назад