Спасибо, что откликнулись. То есть, Ространдзор говорит о несертифицированных запчастях, которые закупаются, предположим, в Китае - условном - и стоят в 20 раз меньше? На эти запчасти, как я понимаю, китайский - условно, - чиновник не поставил подпись о том, что с ними всё в порядке. Они формально сомнительного качества, хотя могут и работать нормально. Но ведь их качество и происхождение всё же остаются неясными? Раз их продают дешевле в 20 раз?
Сразу предупреждаю. Я не авиационный и не эксперт. Но кой чего о сером импорте знаю, был когда-то грешен.
Так вот, ежели есть производитель какого-либо технически сложного оборудования, то он как правило один для типа (мы не говорим об автомобильных запчастях, которые лепит каждый, кому не лень). Т.е. конкретное устройство, блок, деталь, пригодную для установки и использования на конкретном типовом изделии, производит один производитель, но возможно на нескольких предприятиях, расположенных в разных концах света. При этом у этого производителя сертифицируются не только конечные продукты, но и весь производственный цикл.
Это верно не только для авиации, а почти для всего производства сложной техники. Даже бытовой. Там, конечно, требования не такие высокие, но сертификация происходит аналогичным путем.
О чем сказал наш американский друг?. О том, что любое изделие, выпущенное этим производителем, в теории пригодно для использования. Проблема в том, что ни производитель этого изделия, ни производитель самолета нкакой ответственности за использование продукта, хоть и выпущенного на сертифицированном оборудовании и с соблюдением всех сертификационных требований к процессу производства, но не прошедшего через официальные каналы поставки (по-русски, левого) нести не будут. Вообще.
Если вы, условно, купите холодильник Бош, который официально в, допустим, Россию, не поставляется, то вы получите к нему в нагрузку бумажку, на которой будет написано, что данный холодильник имеет международную гарантию. И она, таки, действительно у него есть.
И даже раньше (где-то до 2005-2006) такой холодильник можно было гарантийно отремонтировать за счет изготовителя в официальном сервисе.
Но потом лавочка закрылась и гарантийно обслуживаются только товары, включенные в официально утвержденный производителем перечень. При этом будьте уверены, что производитель всегда знает, какой товар с каким серийным номером где произведен, для какой страны, куда и кому он отгружен по официальным данным и т.п. Поэтому даже товары с одним артикулом, но произведенные или отпущенные для другой страны/региона, в другой стране/регионе обслуживаться будут только в том случае, если вы докажете легальность приобретения этого товара конкретно вами (формально нет запрета на покупку холодильника
частным лицом в любой стране для использования в другой).
Вот с вашим вопросом все примерно так и обстоит, но с некоторыми нюансами. Условная иранская АК может конечно "для своих нужд" купить некое оборудование/запчасти, а потом продать его в другую страну. Но легально это оборудование или запчасть может использовать только иранская АК. Более того, ежели вдруг что случится и в обломках самолета, не принадлежащего иранской АК, на земле обнаружат вот эти самые запчасти или оборудование, да еще ежели они, не дай Бог, окажутся причиной катастрофы, то мне грустно подумать, что будет с этой иранской АК. Чисто юридически. Скорее всего она перестанет быть АК, а то и вообще перестанет быть.
А ведь, если я ничего не путаю и не заблуждаюсь (я ж не эксперт и не авиационный), то кое-что в самолете может заменить только соответствующим образом допущенный к этому процессу представитель производителя (запчасти или самолета). Тут меня могут поправить, если я не прав.
Так что как-то так. Полагаю, что китайской версии двигателя Пратт & Уитни не существует, хотя что-то для этих двигателей может производиться и в Китае. Но на каждой детальке стоит номерочек. К номерочку должна прилагаться бумажка. Отсутствие бумажки влечет за собой недопустимость использования детальки при установке на самолет. С точки зрения безопасности. Да, формальной, потому как наличие бумажки не гарантирует отсутствие скрытого дефекта в детальке. Но бумажка надежно прикрывает тыл всех подряд. В плане ответственности. Ее отсутствие оставляет тыл не защищенным. У всех. Начиная с того, кто решил детальку толкнуть налево.