Авиазапчасти

НиколайВас

Новичок
Добрый день. Интернет-издание "Московская газета", журналист Николай Васильев. Нам очень нужен комментарий специалиста, авиатехника, авиаинженера по ситуации с авиазапчастями, можно на анонимной основе. Ространснадзор зафиксировал в 2022 году 2 000 полётов самолётов российских авикомпаний с просроченными запчастями. О каких именно запчастях может идти речь - топливные фильтры, тормозные колодки, иные запчасти и расходники - и как их просрочка влияет на безопасность полётов? Можно ли утверждать, что серьёзные аварии в этой ситуации исключены? Откуда в Россию приходят эти мелкие запчасти - от западных производителей через посредников и перепродажу Китаем, иными путями? Имеют ли место быть в российской практике запчасти не-западного производства - Китай, Турция, иные страны - и каково их качество и безопасность в использовании? Если речь идёт о более крупных и сложных запчастях, местонахождение которых отслеживается производителем - детали двигателя, крыла, инерциальные системы - как и в каких условиях такая деталь перестаёт отслеживаться, можно ли приобретать такие детали в Иране, у внутренних авиакомпаний Африки, иными путями? Будем очень признательны за информацию от профессионального сообщества, можно на анонимной основе. С уважением, Николай Васильев.
 
Ну и слава богу! Вы в курсе что цены запчастей на самолеты завышены примерно в 20 раз именно за счет _бумажек_ и _бумажных сертификаций_. Не влияет это ни на что в данном случае. Кроме цены - которая в разы ниже иногда. Ну и отсутствия подписи _очень важного чиновника о сертификации_.
Я так для сведения - знаете сколько стоит _сертифицированный динамик_ для обычной цессны? С двумя входами? $20, $40, да (обычный стоит $10 для катеров пожаробезопасный будет стоить $20)? $600! А обычная алюминиевая палка с двумя дырками на одном конце и одной на другом? $700. Такое же без сертифицированной подписи стоит раз в 20 меньше. Ставят на кит самолеты, и по статистике отказов там ни на процент ни больше. Так и в большой авиации. На безопасность там много чего влияет но в первую очередь квалификация людей. А не подпись на бумажке.
И никто не скажет журналисту откуда запчасти. Дураков нету, светить реально накатанные пути доставки. КОторые есть и работают.
 
Николай, вы точно уверены, что получите информацию от профессионалов? Вам приколисты сейчас такого наговорят... А звучать в итоге это будет так: "Ряд авиационных экспертов на условиях анонимности раскрыли схему поставок контрафактных запчастей, снятых со сбитых в ходе вооруженного конфликта в Центральной Африки самолетов..."
И, ради бога, не употребляйте определение "просроченный" - не йогурты, все-таки.
 
Yustas, спасибо, что откликнулись. Вопросов я задал много, я понимаю) - но основные: о каких именно запчастях с истёкшим сроком службы (не сертифицированных, видимо - а кто у нас сертифицирует запчасти?) идёт речь в заявлении Ространснадзора? И как именно то обстоятельство, что у этих запчастей вышел срок службы, влияет на безопасность полётов? Вы могли бы разъяснить?
 
Спасибо, что откликнулись. То есть, Ространдзор говорит о несертифицированных запчастях, которые закупаются, предположим, в Китае - условном - и стоят в 20 раз меньше? На эти запчасти, как я понимаю, китайский - условно, - чиновник не поставил подпись о том, что с ними всё в порядке. Они формально сомнительного качества, хотя могут и работать нормально. Но ведь их качество и происхождение всё же остаются неясными? Раз их продают дешевле в 20 раз?
 
Обратитесь в РТН. Они же заявили, как Вы выражаетесь

Но ведь их качество и происхождение всё же остаются неясными?
Вы на форуме чего хотите найти: ответ от пользователя из США?
 
Сразу предупреждаю. Я не авиационный и не эксперт. Но кой чего о сером импорте знаю, был когда-то грешен.
Так вот, ежели есть производитель какого-либо технически сложного оборудования, то он как правило один для типа (мы не говорим об автомобильных запчастях, которые лепит каждый, кому не лень). Т.е. конкретное устройство, блок, деталь, пригодную для установки и использования на конкретном типовом изделии, производит один производитель, но возможно на нескольких предприятиях, расположенных в разных концах света. При этом у этого производителя сертифицируются не только конечные продукты, но и весь производственный цикл.
Это верно не только для авиации, а почти для всего производства сложной техники. Даже бытовой. Там, конечно, требования не такие высокие, но сертификация происходит аналогичным путем.
О чем сказал наш американский друг?. О том, что любое изделие, выпущенное этим производителем, в теории пригодно для использования. Проблема в том, что ни производитель этого изделия, ни производитель самолета нкакой ответственности за использование продукта, хоть и выпущенного на сертифицированном оборудовании и с соблюдением всех сертификационных требований к процессу производства, но не прошедшего через официальные каналы поставки (по-русски, левого) нести не будут. Вообще.
Если вы, условно, купите холодильник Бош, который официально в, допустим, Россию, не поставляется, то вы получите к нему в нагрузку бумажку, на которой будет написано, что данный холодильник имеет международную гарантию. И она, таки, действительно у него есть.
И даже раньше (где-то до 2005-2006) такой холодильник можно было гарантийно отремонтировать за счет изготовителя в официальном сервисе.
Но потом лавочка закрылась и гарантийно обслуживаются только товары, включенные в официально утвержденный производителем перечень. При этом будьте уверены, что производитель всегда знает, какой товар с каким серийным номером где произведен, для какой страны, куда и кому он отгружен по официальным данным и т.п. Поэтому даже товары с одним артикулом, но произведенные или отпущенные для другой страны/региона, в другой стране/регионе обслуживаться будут только в том случае, если вы докажете легальность приобретения этого товара конкретно вами (формально нет запрета на покупку холодильника частным лицом в любой стране для использования в другой).

Вот с вашим вопросом все примерно так и обстоит, но с некоторыми нюансами. Условная иранская АК может конечно "для своих нужд" купить некое оборудование/запчасти, а потом продать его в другую страну. Но легально это оборудование или запчасть может использовать только иранская АК. Более того, ежели вдруг что случится и в обломках самолета, не принадлежащего иранской АК, на земле обнаружат вот эти самые запчасти или оборудование, да еще ежели они, не дай Бог, окажутся причиной катастрофы, то мне грустно подумать, что будет с этой иранской АК. Чисто юридически. Скорее всего она перестанет быть АК, а то и вообще перестанет быть.
А ведь, если я ничего не путаю и не заблуждаюсь (я ж не эксперт и не авиационный), то кое-что в самолете может заменить только соответствующим образом допущенный к этому процессу представитель производителя (запчасти или самолета). Тут меня могут поправить, если я не прав.

Так что как-то так. Полагаю, что китайской версии двигателя Пратт & Уитни не существует, хотя что-то для этих двигателей может производиться и в Китае. Но на каждой детальке стоит номерочек. К номерочку должна прилагаться бумажка. Отсутствие бумажки влечет за собой недопустимость использования детальки при установке на самолет. С точки зрения безопасности. Да, формальной, потому как наличие бумажки не гарантирует отсутствие скрытого дефекта в детальке. Но бумажка надежно прикрывает тыл всех подряд. В плане ответственности. Ее отсутствие оставляет тыл не защищенным. У всех. Начиная с того, кто решил детальку толкнуть налево.
 
Не факт что они стоят дешевле. И не факт что соотвествующей подписи нет. Просто документ с этой подписью никто не передаёт, чтобы не светить схему поставки.
 

А что меняется от того, передали бумажку или нет? Если передали запчасть, то вместе с ней передали и всю "схему поставки". Еще раз. Любая деталь такого рода имеет артикул, номер модели, серийный номер. Это обязательно. В серийном номере зашифрованы место производства, дата, партия и т.п. сведения. Далее этот номер проходит по всем документам. Отследить историю перемещения любого номерного изделия - вопрос не просто простой, это вообще не вопрос.
 
Думаете, это по силам эксплуатирующей организации? Откуда у них доступ к таможенной базе?
 
Ну это если составители документов хотят отслеживать.
 
Эксплуатирующей по силам посмотреть в сопроводительные документы. Я говорил не об этом. Я говорил о том, что левые запчасти легко отслеживаются в принципе.
Что до таможенной базы, то сейчас номера таможенных деклараций указываются во всех счетах-фактурах и проверить происхождение проблем не составляет.
 
Sholom, спасибо вам, что откликнулись. Я правильно вас понимаю: несертифицированные запчасти - это запчасти из США или американских предприятий в других странах, которые "левыми" путями, без "бумажки", через посредников закупаются российскими авиакомпаниями? Имеет ли, на ваш взгляд, к этому отношение история с задержанием в США Олега Пацули, которого обвиняют как раз в том, что он продавал запчасти к "боингам" в Россию, обходя экспортный контроль?
 
Последнее редактирование:
В общем смысле несертифицированные запчасти это запчасти, полученные не легальными путями. За их качество никто ответственности не несет. Гарантий безопасности у самолета с такими деталями примерно чуть меньше нуля.
Но бывали и другие случаи.Когда детальки оказывались не просто левыми, а совсем контрафактом. Типа сумочки от Гуччи, сделанной во второй подворотне слева по Малой Арнаутской.
Как с этим сейчас - понятия не имею. Слышал о таких случаях в начале нулевых в последний раз.
По задержанному гражданину без комментариев. Не интересовался и не особо хочу. Не он, так другой. И не обязательно даже какого-то местного (российского) происхождения. Деньги не пахнут. Они этой мыслью живут. Они действительно не пахнут. Пахнет отхожее место в камере, в которой они так или иначе оказываются. Еще пахнут не очень свежие трупы, которые образуются их стараниями.
 
Последнее редактирование:
Реакции: SDA
Спасибо, что откликнулись. То есть, чиновник не хочет "светить" тот факт, что американская деталь (возможно, произведённая в Китае) в обход экспортных ограничений попадает в Россию? И поэтому эти документы скрываются?
 
Чиновнику вообще плевать на это. Ему по тулумбасу с кого и за что брать, лишь бы брать.
А бумажки не светят чтобы не попасть под вторичные санкции.
Но это ж веревочка. У которой всегда есть конец.
 
Что значит выход на базу? Это не база. Это налоговая отчетность по НДС. Она имеет сквозную проверку и проверка происходит автоматически при подаче декларации. Доступ есть у любого бухгалтера.
Настоящий номер или нет должны проверять на таможне. Таможня у нас государственная. Все вопросы лучше задавать туда. Статью 1 закона о противодействии коррупции пока никто не переформулировал. Так что формально и не важно, получил таможенник взятку или просто устный приказ. Суть от этого не меняется.