Доброго времени.
Возможно, авторам будет интересно. Нашел на просторах...
(С) ""Хронология" И. Родионова, 1939 г.
[Михаил Маслов, "Первый в своем роде". "Авиация и Время" 3-2007
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2854#p2854 ]
17 февраля 1939 г. самолет СССР-Н263 Якутской авиагруппы под управлением пилота 2-го класса М.Ф. Луца вылетел из Якутска спецрейсом на Верхоянск. Это был первый рейс командира экипажа по этой трассе. В состав экипажа входили: 2-й пилот М.С. Кадыков (он же штурман), бортрадист Н.С.Фомин, бортмеханики Н.М. Тель-пуговский и П.Г. Коченев. Совершив прямой перелет через Верхоянский хребет, Н263 благополучно прибыл в пункт назначения через 4 ч 55 мин.
19 февраля, заправившись бензином и взяв на борт 10 взрослы пассажиров и 3 детей, самолет вылетел в Якутск с посадкой в Сангар-Хая. Погода быстро ухудшилась, Верхоянский хребет ее стороны Сангар-Хая закрыло. Начался снегопад, порывы ветра достигали 15 м/с. Через 3 ч 15 мин полетного времени с борта Н263 поступила радиограмма, что он прибудет в Сангар-Хая через 30-40 мин, просьба приготовить 500 кг бензина. Затем связь прервалась и более не возобновлялась. Н263 к пункту назначения не прибыл.
Начались поиски пропавшего самолета. В них принимали участие борта: СССР-Н5, -Н46,Г -Н269, -Н29, -Н281, -Н283, -Л1567, а также 500 человек наземной партии. Операция продолжалась вплоть до 13 апреля, однако самолет обнаружить не удалось, и в связи с наступившей распутицей поиски временно прекратили."
"РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, дело 2969. Приказ №1а УПА об анализе аварийных происшествий. 1939г. 11л.
Л. 1. Первый квартал 1939г. в работе ПА, наряду с выполнением плана, характеризуется недопустимо большой аварийностью в лётных подразделениях. …
П. 1. 17.02.1939г. с-т Якутской АГ Г-1 Н-263 под управлением пилота 2 класса т. Луц М.Ф., вылетел из Якутска спецрейсом в Верхоянск и куда через 4 часа 55 минут прибыл. Полёт производился напрямую через Верхоянский хребет, где на всём участке не было ни метеорологических пунктов, ни радиостанций.
19 февраля с-т Н-263 заправившись бензином, примерно 640 кг и взяв на борт 10 взрослых пассажиров и 3-х детей вылетел тем же маршрутом на Якутск с посадкой в Сангар-Хая. Погода к моменту вылета с-та из Верхоянска и во время его нахождения в воздухе была нелётная, т.к. Верхоянский хребет со стороны Сангар-Хая был закрыт и о чём сообщалось из Сангар-Хая по радио на борт с-та. Р/связь с с-том поддерживали р/станции Верхоянска и Сангар-Хая, а Якутская только подслушивала. Через 3 часа 15 минут с с-та была получена в Сангар-Хая радиограмма, которую приняли все три рации, что через 30-40 минут самолёт будет в Сангар-Хая, приготовить ему бензина 500 кг, а пассажиров брать не будут, т.к. идут полной загрузкой. После этого сообщения р/связь с самолётом прекратилась и с-т в Сангар-Хая не прибыл. Организованные поиски воздушной разведкой и наземными партиями до 13 апрелч результатов не дали. На время весенней распутицы поиски временно прекращены.
Из предварительного материала расследования по настоящему происшествию установлено:
1. В полёт был самовольно допущен Командиром Якутской АГ в качестве штурмана бывший пилот Якутской АГ Кадыков, уволенный из системы УПА за пьянство и недисциплинированность и который ввиду отсутствия штурманской подготовки и плохой личной ориентировки в воздухе, ни в коей степени не обеспечивал правильного вождения самолёта, особенно учитывая трудность маршрута. Кроме того, присутствие на правом пилотском сидении Кадыкова могло влиять на решение пилота т. Луц, как во время вылета из Верхоянска, так и всего полёта.
2. Вылет из Верхоянска 19 февраля был произведён при явной перегрузке самолёта: 5 человек экипажа, 10 взрослых пассажиров и 3-е детей, примерно, 1100 кг горючего и неучтённый по документам самолёта непзапас, снаряжение, запчасти и личные вещи, как пассажиров, так и экипажа. Перегрузка самолёта при наличии плохой погоды в горах усложнила технику пилотирования.
3. Несмотря на то, Верхоянский хребет был закрыт и в Сангар-Хая стояла нелётная погода, о чём сообщалось на борт с-та Н-263, к-р сознательно пошёл на полёт в сложных м/условиях, не имея на это права.
4. При наличии в Якутске р/станции, никто из руководящих работников АГ не следил за рейсом самолёта с тем, чтобы своевременно через радиосвязь дать приказание пилоту не лететь при имеющейся плохой погоде, своевременно вернуть самолёт в Верхоянск.
5. Полёты Якутск-Верхоянск через хребет, где на протяжение вего сложного пути отсутствуют посадочные площадки с метеостанциями и средствами р/связи являлись небезопасными – тем не менее эти полёты не обеспечивались особо тщательной организацией их.
…
ПРИКАЗЫВАЮ:
По происшествию с самолётом Н-263.
а) Командиру Якутской АГ Дроздову Н.И. за преступно-халатную организацию полёта, за самовольный допуск к лётной работе т. Кадыкова, несмотря на моё запрещение и за высокую аварийность в авиагруппе, - просить руководство Главсевморпути, после заслушивания его отчёта, вынести своё решение.
б) Бывшему начальнику Якутского а/п, б/м Якутской АГ т. Ликовому Д.Е. за допуск на самолёт в состав экипажа Н-263 постороннего лица и за безобразное оформление документов на вылет - объявить строгий выговор;
в) Командиру Якутской АГ с открытием летней навигации продолжить розыски с-та Н-263 как воздушной разведкой, так и наземными партиями.
… Начальник УПА Мазурук."
Взято отсюда:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=187
и отсюда:
http://odynokiy.livejournal.com/108696.html
Координаты Google maps: 65°00`01"N 130°41`04"E