Доброе утро, ДЕДУШКИ !
Прочитал рассказ Владимирыча, кивнул согласно головой, хоть я сам, частенько пер до последнего при подобных условиях. Но, вертолет - не самолет и его возможности в такой передряге - будут получше, конечно... Вот, вспомнил свой рассказ, написанный ещё на первой ветке, который и повторю для ВАС, друзья:
Прослушиваю погоду на "старте" и, понимаю, что меня будут принуждать, в который раз уже, летать «задом-наперёд», после посадки. Поэтому, предвосхищая события, поменявшись радиогарнитурами с Мишей - я не могу выйти в эфир, т.к. у меня нет кнопки «радио», я могу переговариваться только с пилотом, поэтому - говорю в микрофон, а Миша кнопку "радио" жмёт, - объясняю «старту»(диспетчеру стартового командного пункта) в эфире, что меня, т.е. вертушку, лучше и безопаснее завести на посадку против ветра, прямо на перрон, потому что сила и направление ветра не позволят безопасно срулить с рулёжной дорожки (РД).
Ветер сильный и дует поперёк полосы, если мы сядем на полосу, то перрон и стоянки будут строго сзади нас, между нами и стоянками - ряд освещающих перрон, столбов с фонарями, «шаг» между ними - метров двадцать, двадцать пять, плюс, на стоянке за столбами, стоят воздушные суда, то есть самолёты, разных модификаций.
Диспетчер, вроде попался "понятливый" и я - успокоился.
Мы возвращаемся с маршрута по «трубе», из Оренбурга и идём на посадку в аэропорт Уральска. Мы - это пилот нашей АЭ, Миша Б. и я, к\звена. Идёт обычная «обкатка» пилота по маршрутам, в аэропортах, решение некоторых задач с «заказчиком» и утрясание вопросов взаимодействия со службами аэропортов. Миша за «рулём», а я сзади - на диване, с наушниками на голове.
Слышу в наушниках, что нас "заводят" на полосу, как обычно - значит, зря я десять минут эфир сотрясал - ветер сесть позволяет, а рулить - ни в коем случае.
Говорю Мише по СПУ: напомни им об ограничениях, он кивает, и на очередном сеансе связи, напоминает о ветре.
Диспетчер всё это пропускает мимо ушей, а в эфир выходит заходящий на посадку
Ту-154. Нам разрешают посадку на пересечении РД и ВПП (взлётно-посадочной полосы), против ветра.
Садись говорю - куда сказали.
- Посадка, говорит Миша и диспетчер жизнерадостно сообщает: посадка во столько-то, по РД на перрон, по указанию встречающего.
Миша смотрит на меня – что делать?
Я спрашиваю его: рулить можно при ветре 15, пор 17 метров в секунду, в хвост ? Он машет головой - нет.
Говорю: ну так объясни «старту».
Миша объясняет. В эфире появляется Ту-154 и докладывает о намерении захода
на посадку, «старт» разрешает построение захода и говорит нам:
- такой-то борт - подлёт на перрон разрешаю, с полосы.
Миша смотрит на меня, а я спрашиваю его: сможешь "задом-наперёд", между столбов, на стоянку, через самолёты, переместиться ?
Миша мотает головой - нет, не рискну. Вижу, он сильно нервничает.
Так старту и скажи, говорю. Миша объясняет «старту». В голосе «старта» появились дребезжащие нотки: сейчас к вам подойдёт машина и отбуксирует на стоянку.
- Да? Хорошо - говорю.
- Миша, запроси - нам что, выключаться на полосе, для буксировки ?
Миша запрашивает - что ж, пора учиться отстаивать то, что укладывается в простое
понятие: «здравый смысл и знание руководящих документов».
Борт Ту 154 докладывает: «на четвёртом», т.е. он, скоро начнёт по прямой снижаться на полосу, на которой стоим и мы, по центру.
Диспетчер «старта» говорит нам: выключайтесь ?!
- Ну, вы блин, даёте !!!
Мишу трясёт, как в лихорадке и я говорю ему: давай, я сяду вместо тебя, успокойся, за всё происходящее на борту, несу ответственность я.
Мы меняемся местами и я выключаю только один двигатель, оставляя возможность, выйти всем, из этой - сгущающейся ситуации.
Подлетает машина для буксировки и машина РП (руководителя полётов). РП из машины не выходит - мы, видя друг-друга через стёкла кабин, переговариваемся на частоте «старта»:
РП- мне: борт такой-то, давайте, где ваш прицеп ? Это он, так «водило» называет - специальная труба, с помощью которой, зацепив её одной стороной за вертолёт, а другой за автомашину - осуществляют буксировку.
Отвечаю: мы не возим «водило» с собой, оно должно быть у машины, которая осуществляет буксировку ( тесно будет в кабине, если мы трубу эту возить будем).
РП-мне: тогда сруливайте с полосы и машет машине-буксировщику - уезжай мол! Тот уезжает.
Ту-154 говорит: на прямой, шасси выпущены, к посадке готовы.
РП -ТУ-154 му: минуточку.
РП -мне: борт такой то, освободите полосу.
Отвечаю: Каким образом ?
РП-мне: срулите с ВПП на грунт, вперёд, против ветра.
Я- РП: Выходите и управляйте рулением, вся ответственность за безопасность ляжет на вас, если мы засосём в двигатель что-нибудь, или провалимся в нору.
РП-мне: Тогда улетайте куда-нибудь ! (дословно)
Я, запустив второй двигатель и готовый в любую секунду оторваться от земли - керосина мало, ветер сумасшедший, в помощь вертолёту - машина мгновенно взлетит, спрашиваю РП: Куда конкретно?
(Я ведь дал посадку, у меня конец работы по заданию на полёт).
Ту-154 говорит: так нам посадку разрешили ?
РП-154-му: минуточку…
РП - мне, кричит: борт такой то, взлетайте ! - сделайте круг и заходите на перрон, на свою стоянку - против ветра (дословно).
Миша закрыл глаза и втянул голову в плечи, глянув налево - там «Туполев» уже над «ближним» приводом - один километр значит, до полосы. С его то скоростью !
Я - для РП: борт такой то, взлётаю, и сразу, без перерыва - взлёт произвёл, захожу на посадку на стоянку.
Ту154 говорит: посадка !
РП - Ту 154 му: посадка во столько то минут, на перрон, по указанию дежурного.
154-й: понял !
диспетчер «старта» -мне: …посадку на стоянку разрешаю.
Я-«старту»: посадка, на стоянке, конец.
Диспетчер: посадка во столько то, конец .
Иду в АДП, ставить в план на завтра и готовлюсь к серьёзной перепалке, злость
и напряжение прошли и я иду - опустошённый.
Мне навстречу РП - говорю ему: привет, куда бежишь ?
Привет говорит - да понимаешь, какой-то мудак, нас всех на уши поставил,
бегу разбираться на «старт», а потом на вертолётную стоянку.
Я ему: тебе не надо бежать на стоянку, я - уже здесь !
Он оторопело смотрит на меня минуту, другую – думаю - бедный, «крыша» совсем худая !
А он как засмеётся - сначала тихонько, а потом - всё сильнее !
- Ну и побегали мы - говорит!
- Слушай, «дружба», научи своих «движенцев» гибко управлять вертушками.
Ведь я мог спокойно выключиться на полосе и вы толкали бы вертолёт руками, как когда-то - в Чимкенте - пожарники и вохровцы катали меня и мой вертолёт, в подобной ситуации.
Если успели бы, а «Туполев» ушёл бы на второй круг, вот тогда, всем «тесно» было бы. Он согласно кивает.
- Ну, ладно, всяко бывает в жизни, пока - я домой полетел - говорю.
- Пока - говорит.
А Михаил, прилетев из командировки, сказал, что всё было спокойно, правда один
раз, была ещё попытка, но потом, одумались, разрешили сесть прямо на стоянку.
Ну и слава Богу ! Если сильно захотеть, можно ВСЁ решить МИРОМ !
Я так думаю ! - только вы - не обижайтесь ! (Рубик-джан, Мимино(С)