Попытаюсь вспомнить очень давнюю историю из своей летной жизни. Было это в самом начале моей командирской карьеры на Ми-2. Много было положительного в советские времена, в том числе и ввод в строй командиром ВС (воздушного судна). Ввод выполнялся по мудро написанной программе ППЛС (программа подготовки летного состава), поэтапно, от простого к сложному. Тогда она мне казалась чересчур осторожной, и минимумы сильно перестраховочными, и допуски очень уж медленно менялись. Но теперь, с высоты моего определённого летного опыта, вижу – всё было очень правильно! Да и подтверждением тому самые свежие события в авиационной жизни России (из Интернета), Белоруси (случилось соприкоснуться с авиакомпанией «Гомельхимсервис» - пять! АП подряд), Украины – очень много разных АП именно по недоученности и переоценке СВОИХ личных возможностей, да и недопонимания многих этапов летной деятельности. Очень много людей забрались в летательные аппараты, совершенно не понимая КАК их эксплуатировать, будучи ОЧЕНЬ далекими от авиации. И что самое поразительное, работая бок о бок с военными авиаторами, профессионалами своего дела (как летчиками, так и инженерами и техниками), я понял – ЛЕТАЮТ они превосходно, а вот РАБОТАТЬ совершенно не умеют, и больше того – не хотят…
Во как меня занесло. Ведь я хотел рассказать совершенно о другом.
Как только я стал командиром Ми-2, минимум был 200х3000, подбора площадок с воздуха не имел, перевозить мог только грузы без пассажиров. А кому нужен такой вертолет? Но чтобы как-то набирать налет придумали посылать в перегонку.
Ремонтный завод был в Мин Водах, Ставрополь возил свои аппараты по железной дороге, а мы, вологжане, гоняли своим ходом! Дурдом… Это если учесть, что заправки на 3 часа, да ещё при таком личном минимуме, который и в ясную погоду редко давали на АМСГ. Вологда-Кострома-Горький-Пенза-Саратов-Волгоград-Элиста-МинВоды. Это основной маршрут, а ещё куча аэропортов помельче или вообще МВЛовских, а ещё отсутствие (или не желание дать чужакам) заправки, а ещё ожидание нужного прогноза (а кушать-то хочется, а денежки-то тают. В Камышине, например, я достал гитару и в столовой давал концерты, за что нас подкармливали девчата бесплатно – дай Бог им здоровья!).
Летали вдвоём с техником, он набирал банки клюквы, брусники, варенья черники, мешок сушеных белых грибов, вяленой рыбы и ВПЕРЁД «Заре на встречу!». Я иду в АДП и ПДСП, зас… им мозги, а он в это время договаривается с заправщиками и втихую заливает баки под пробку, конечно же выписав «Требование» и отвалив чего либо из своих запасов. А если приходилось ночевать – в гостинице мест нет (даже в аэрофлотовской), поесть негде, профилакторий только для рейсовых экипажей…
В полете, спасибо вологодскому АСК (авиаспорт клубу), к обеим ногам были пристегнуты наколенники-планшетки: на левой - радиоплан, рубежи передачи (которых, зачастую, и на карте-то нет, да и названия иногда очень даже неудобочитаемые), частоты и позывные аэродромов, аэродромчиков и площадок МВЛ; на правой – ШБЖ (штурманский бортжурнал), со всеми расчетами, но правую сторону которого надо ещё и вести в полете, а сверху «десятикилометровка» с маршрутом, высотами, препятствиями, магнитными склонениями и т.д.
НО ВЕДЬ И ВЕРТОЛЕТОМ, ПРИ ЭТОМ, НАДО УПРАВЛЯТЬ, ДА И АВТОПИЛОТА НЕТ! САМ НЕ ЛЕТАЕТ Ми-2…
Да что там говорить – вспомнить страшно, а ведь мотался туда сюда. Спустя некоторое время от этого избавились. А позже и вовсе перебрался в Мурманск...