продолжим, про работу на точке.
После посадки на поле, как правило, в близи деревни, самолет встречает агроном, а иногда и с начальством более высокого ранга. Подъезжает дежурная машина (обычно самый старый в хозяйстве грузовик, с таким же престарелым водителем), топливозаправщик, подвозят загрузочную бригаду, состоящую из женщин разного возраста, на мотоциклах, велосипедах, а то и пешком приваливает толпа зевак и детворы, шутка ли – самолет прилетел!
- Обустраивайтесь, а я поеду с агрономом, побеспокоюсь о нашем быте – говорит командир и уезжает. Обычно и второй пилот (если он есть в экипаже), прихватив штурманский портфель, уезжает с ними. В этом портфеле в отдельном, опечатанном отделении находятся полетные карты, а в других отделениях – бланки договоров, бланки на составление схемы размещения площадки (так называемые кроки площадки), бланки хронометражей полетного дня и ещё много, много разных бумаг, которыми постоянно занимается второй пилот. Это, так называемая, бухгалтерия экипажа. Её необходимо знать досконально, выполнять четко, без помарок и ошибок, не откладывать на потом, так как в любой момент может нагрянуть проверка из отряда. Проверяющие могут прилететь на самолете Як-12, но это для экипажа хорошо, так как эфир постоянно прослушивается и все пилоты знают о готовящемся полете, а тем более во время его выполнения – есть время подготовиться к встрече. Но, зачастую, проверяющие перемещаются наземным транспортом, никого не ставя в известность о предстоящем маршруте. Сразу же скажу, что экипаж после каждого взлета осматривает все дороги – это правило. Хорошо если окружающие дороги грунтовые – по поднимающейся за автомобилем пыли, очень далеко видно передвигающийся транспорт, а уж там различай, к тебе это или нет, проверка это или обед, зеваки или авиатопливо. Хуже если рядом проходит асфальтовое шоссе – можно и прозевать не очень-то дорогих гостей. И ещё. У каждого экипажа на данный случай имеется своя сигнализация. На самолете Ан-2 имеется три фары: на левой нижней плоскости две, на правой – одна. Вот наш командир и постановил, что у нашего экипажа будут следующие условные сигналы:
- слева одна фара – захожу на посадку с неисправностью;
- включены крайние фары – заправка топливом;
- включены все три фары – приближаются проверяющие.
Конечно, работу на «химии» можно было бы упустить, но здесь, как я твердо убежден, у будущего пилота формировалось отношение к авиации, укреплялось в сознании что можно и что нельзя, как можно и как нельзя. Тем более, продвижение по всем ступеням, начиная с самой низшей – от моториста и далее, хоть до Министра Гражданской авиации, это надо проследить, это интересно. А вообще-то, если бы на то моя воля, парней прошедших закалку на точках в качестве авиамотористов, я бы брал в летные и технические училища без экзаменов.