Общая ситуация в гражданской авиации отражается на производственных показателях международного аэропорта "Кольцово"
Общемировые и российские тенденции негативно сказываются на деятельности российских аэропортов, в числе которых и екатеринбургский "Кольцово". Так, в феврале 2009 г. тенденции снижения пассажиропотока усилились по сравнению с январем текущего года. В феврале в аэропорту "Кольцово" было обслужено 119 429 человек, что на 21,8 процента меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Из общего пассажиропотока количество пассажиров международных рейсов составило 84 655 человек (на 21,9% меньше, чем в феврале 2008 г.), российских рейсов - 24 879 человек (-22,2%), стран СНГ - 9 895 человек (-20%). Грузов и почты в феврале 2009 г. обработано 973,3 т (на 32,6% меньше, чем в феврале 2008 г.), при этом объем внутрироссийских грузов и почты составил 664,5 т (-19%), международных 280,3 т (-53,4%), в страны СНГ - 28,5 т (+20,8%).
- По данным Росавиации, высокие темпы роста цен на авиатопливо в минувшем году, сложная ситуация с авиакомпаниями-банкротами альянса AiRUnion, образовавшийся кризис неплатежей и в целом финансовая нестабильность стали основными причинами снижения пассажиропотока на авиационном транспорте, - подчеркнул генеральный директор ОАО "Аэропорт "Кольцово" Кирилл Шубин. - При этом на ситуацию сейчас наложилась сезонная специфика авиационного бизнеса - первый квартал для аэропортов и авиакомпаний традиционно является самым сложным периодом в году. В связи с этим увеличение спроса на авиаперевозки мы ожидаем уже во втором квартале, безусловно, прикладывая к этому со своей стороны определенные дополнительные усилия…
Главными причинами уменьшения пассажиропотока в феврале в аэропорту "Кольцово" стало снижение спроса на российских и международных направлениях, а также уменьшение частоты полетов. Так, почти 60% в общем объеме снижения пассажиропотока приходится на такие востребованные ранее направления, как Москва и Санкт-Петербург: в январе-феврале снижение по ним составило 19% и 44% соответственно. Кроме того, существенные отрицательные значения отмечены почти на всех российских рейсах: в Новосибирск (-29,6%), Сургут (-23,4%), Краснодар (-22,2%), Ханты-Мансийск (-35,7%), Самару (-26%), Минводы (-15,7%), Сочи (-62%), Нижневартовск (-68%), Белоярский (-32%), Норильск (-53,7%), Ростов (-16,2%), Новый Уренгой (-42,1%), Нижний Новгород (-80%).
Подобная ситуация складывается и в других аэропортах России. В связи с этим в Правительстве РФ разрабатывается Программа региональных воздушных перевозок. Аэропорт "Кольцово" также реализует собственную программу развития региональной авиации, однако авиакомпании в силу больших затрат неохотно рассматривают предложения екатеринбургского аэропорта об открытии новых маршрутов по России. На период весенне-летней навигации от региональных перевозчиков, таких, как "Ижавиа", "Татарстан", "Рязанское авиапредприятие", "ИрАэро", "Ютэйр-Экспресс", заявок поступило меньше, чем в прошлые годы.
Неблагоприятная ситуация сложилась и на международных направлениях. В январе-феврале 2009 г. продолжилось снижение объемов перевозок как по южным туристическим направлениям (Хургада -7,6%, Шарм-Эль-Шейх -19,3%, Бангкок -30,1%, Дубай -33,8%), так и по европейским (Прага -17,0%, Франкфурт -19,4%, Вена -32,1%, Будапешт -7,1%). Исключением стали Тянь-Цзинь (+40,0%) и Гоа (+47,6%). Значительное увеличение объема пассажироперевозок отмечено в Баку, что объясняется отсутствием прямых воздушных сообщений с этим городом из аэропортов Челябинска, Тюмени, Перми.
Количество самолетовылетов сократилось в феврале до 953, что на 17,3% меньше по сравнению с февралем прошлого года. Из них внутрироссийских рейсов 734 (-17,1%), международных 159 (-20,9%), в страны СНГ 60 (-9,1%). Общая регулярность полетов в "Кольцово" составила 81,3 % от общего числа отправленных авиарейсов, что в количественном отношении равняется 178 задержанным рейсам.
Основными причинами задержек регулярных рейсов по-прежнему явились позднее прибытие самолета (122), задержки, отнесенные на авиакомпании (34) и сложные метеоусловия (19). Также одна задержка возникла по вине службы спецтранспорта аэропорта "Кольцово" из-за выхода спецтехники из строя. Из авиакомпаний, осуществляющих международные рейсы из "Кольцово", лучший показатель регулярности у ГТК "Россия", авиакомпаний "Армавиа" и Austria Airlines - самолеты этих перевозчиков вылетели в строгом соответствии с расписанием. Худший показатель в феврале - у "Трансаэро": больше половины выполненных этими авиакомпаниями рейсов в дальнее зарубежье было произведено с отклонением от расписания.
Международный аэропорт "Кольцово" - один из ведущих аэропортов России. Осуществляя проект масштабной реконструкции аэропорта, стратегическим инвестором которого является группа компаний "Ренова", "Кольцово" становится мощным и максимально удобным региональным транспортно-логистическим узлом основного потока пассажирских и грузовых авиаперевозок в стране. "Кольцово" сотрудничает с более 30 российскими и зарубежными авиакомпаниями, которые напрямую связывают Екатеринбург более чем со 100 городами Европы, Азии, Северной Африки.