Т.е., кагбе, все не так уж плохо:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1212572
Авиакомпании выровняли падение
// Перевозки в июне упали всего на 13,4%
Газета «Коммерсантъ» № 137 (4192) от 30.07.2009
Полугодовая статистика авиаперевозок в России свидетельствует о замедлении падения рынка: в июне он упал всего на 13,4% по сравнению со средним падением на 20% в первые месяцы года. Это явление временное, уверены аналитики: осенью рынок, скорее всего, снова начнет падать.
Вчера Росавиация опубликовала статистику авиаперевозок в июне и за все первое полугодие 2009 года. По данным ведомства, всего в первом полугодии российские авиакомпании перевезли 18,75 млн пассажиров (падение на 18% к первому полугодию 2008 года). В июне объем авиаперевозок составил 4,62 млн пассажиров — всего на 13,4% меньше, чем в июне 2008 года. Таким образом, темпы падения существенно замедлились по сравнению с началом года, когда пассажиропоток падал в среднем на 20% в месяц (см. график).
Улучшение конъюнктуры позволило четырем из десяти крупнейших авиакомпаний показать рост. Второй месяц подряд вырос (+2%) объем перевозок у "Трансаэро", в мае отнявшей второе место среди российских авиакомпаний у "Сибири". Пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал говорит, что основная часть роста пришлась на внутрироссийские маршруты: "Трансаэро" с начала года открыла восемь внутрироссийских маршрутов. Как и в мае, вырос объем перевозок у "Ютэйра" (+6,4%). По словам гендиректора компании Андрея Мартиросова, рост — результат оптимизации маршрутной сети и самолетного парка, а также роста количества транзитных пассажиров через Внуково.
Рост показали две авиакомпании "Ростехнологий" — "Оренбургские авиалинии" (+77%) и "Владивосток Авиа" (+35,8%). Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что у "Оренбургских авиалиний" рост объясняется вводом с этого года обширной чартерной программы. А "Владивосток Авиа" увеличила провозные мощности, заказав широкофюзеляжные Airbus A330, и ей удалось отобрать значительную часть пассажиров обанкротившейся "Дальавиа", отмечает господин Пантелеев.
Самые быстрые темпы падения по итогам июня неожиданно показала ГТК "Россия" — 27,7%. Мобильный телефон гендиректора авиакомпании Романа Пахомова, недавно сменившего на этом посту Сергея Михальченко, вчера не отвечал. Накануне на заседании городского правительства он связывал проблемы ГТК с трудностями конкуренции с low cost-авиакомпаниями. Это может быть одной из причин, признает Олег Пантелеев, но, кроме того, компания не успела модернизировать парк, напоминает он. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что на результатах ГТК "Россия" не могла не отразиться и "управленческая неразбериха" в компании. Все первое полугодие в компании шли споры о том, как ГТК входить в создающуюся "Ростехнологиями" авиакомпанию "Росавиа", а параллельно госкорпорация укрепляла "Россию" своими кадрами — еще до господина Пахомова в начале года в компанию на пост заместителя гендиректора пришел бывший заместитель главы Минрегиона Владимир Бланк, с которым, по данным источников "Ъ", у Сергея Михальченко не сложились отношения.
Остальные лидеры падения остались прежними — это "Сибирь" (значительная часть ее пассажиров пересела на аффилированный "Глобус") и "ВИМ-авиа", оказавшаяся в тяжелом финансовом положении (кредиторы требуют у компании в суде несколько сотен миллионов рублей).
Борис Рыбак из Infomost считает, что замедление темпа падения авиаперевозок носит сезонный характер. Это подтверждает и статистика туристического рынка: например, по данным министерства культуры и туризма Турции, российский турпоток в страну снизился в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12%. На ряде направлений зафиксирован и прирост: по данным Болгарского статистического института, количество россиян, посетивших эту страну, в июне выросло на 3%, министерство туризма Израиля сообщает о 33-процентном росте российского турпотока в июне. Даже Таиланд, несмотря на политические волнения в Бангкоке в мае, в июне зарегистрировал прирост российских туристов на 5%, до 2,5 тыс. человек. "Волна массовых сокращений, которая заставляла людей откладывать путешествия в начале года, прошла, и они решили не отказываться от отпуска",— говорит Олег Пантелеев. Но эксперты считают замедление темпов падения временным явлением. До конца августа темпы падения могут снизиться до 12% в месяц, но с осени авиакомпании начнут испытывать финансовые проблемы и кто-то может даже остановиться, считает господин Пантелеев.
Петр Ъ-Мироненко, Сергей Ъ-Соболев