Катастрофа планера LAK-17B FES RA-0799A в районе аэродрома Сосновка Пензенской области 29.06.2024

Свои пять копеек от планериста,"угробил" на безмоторное летание тридцать лет жизни,освоив три основных класса аэропланов без ДУ унутреннего изгорания (полёты единичные,два-три на еще двух классах как то не в счет) ...

с аэропланом открытого класса,к примеру и в частности, так вряд ли получится

все так,все верно,попал в нисходящий-ручку от себя,маневрируй,уходи."Опускать нос" не преувеличение (сей термин,глаголь бытует,так сказать,в среде граждан не относящихся к профессиональной группе авиаторов) ,при отдаче ручки от себя нос аэроплана опускается,при взятии ручки на себя -поднимается

для безопасного покидания планера(падающего) может хватить высоты и в сто метров.Сие зависит от типа индивидуального спасательного средства(парашюта) и сноровки того кто покидает падающий планер определенным методом,способом покидания.Для того что бы у пилотирующего была какая то сноровка в покидании аварийного планера(в особых случаях полета) необходимая парашютная(прыжковая)подготовка и тренажи по покиданию планера в особых случаях. Вот на этом фото автор этих строк осуществляет тренаж по покиданию планера определенным методом,способом.Вводная-не выход планера из штопора ,высота 600 метров.Норматив в тренаже 3-4 секунды.
Была ли какая то парашютная подготовка ,тренажи по аварийному покиданию планера в особых случаях полета у погибшего планериста-не ведомо.Возможно при отсутствии таковой подготовки(парашютной,тренажей) или недостаточной,формальной подготовки сие могло сыграть свою роковую роль в этом полете....
Врать не буду, на открытом классе в штопор не попадал и летал вообще немного, больше нравится стандартный класс, у нас в клубе их достаточно - два LS-4, LS-8, два Discus (B и С), ASW-24 и Cirrus. Сложнее всего нечаянно получить срыв на последнем - из-за цельного стабилизатора/руля высоты. При приближении к срыву он предупреждает вибрацией ручки. Ну а на остальных было всё как рассказал.
Про 1000 м нам вдалбливали инструкторы с начала обучения. Ну и не зря конечно - в Германии никакой парашютной подготовки и тренажей по аварийному покиданию планера программой обучения не предусмотрено. По рассказам старожилов лет 20 назад они снимали колпак с задней кабины на Twin-II и прыгали с высоты 1000 м. Но потом как они сказали - народу стало лень перекладывать парашюты....Ну а без специальной тренировки и 1000 м это не много. Знаю только за последние несколько лет в Германии два смертельных случая. У парня на кругу отсоеденилось крыло, высота была метров 300, инструктор крикнул "Прыгай", он попытался - но смог покинуть планер на высоте меньшей раскрытия парашюта. По паспорту наши раскрываются гарантированно с 80-ти метров, но без тренировки в стрессовой ситуации успеть вовремя выбраться не просто. А другой случай - двое столкнулись в термике крыльями и снесли друг-другу по полплоскости. Высота была гораздо больше 1000 м, парень справился без проблем, а вот девушка видимо запаниковала и не смогла. Кстати по этому поводу в Германии одно время шла оживлённая дискуссия по поводу применения на планере катапультного кресла...)
 
Реклама
Парашюты на планерах в основном на случай столкновения. Но что правда - мало кто еще и объясняет как им пользоваться и как покидать (и самолет и планер), мне повезло - первый инструктор акробатики, японец, начал занятия с того что все рассказал и показал и проверил что студент запомнил. Но с тех пор ни одна собака больше не напоминала.

А парашюты перекладывают в парашютном клубе.
 
А парашюты перекладывают в парашютном клубе.
В Германии перекладывает тот, у кого есть сертификат укладчика и пломбировочные кусачки с личным номером. В большинстве клубов в Германии такой человек есть, курсы укладчиков предлагаются каждый год.
 
В Германии перекладывает тот, у кого есть сертификат укладчика и пломбировочные кусачки с личным номером. В большинстве клубов в Германии такой человек есть, курсы укладчиков предлагаются каждый год.
Тогда какому "народу стало лень перекладывать парашюты"?
 
Тогда какому "народу стало лень перекладывать парашюты"?
Добровольцам - помощникам. Перед началом планерного сезона все клубные парашюты и так перекладываются, их в клубе около 20, вроде и не так много, но для двоих человек работы "на после работы" на несколько дней. Поскольку все в клубе должны по 60 часов за зиму на благо клуба отработать, то на обязательную перекладку с зачётом часов в отработку добровольцев хватает, а вот если прыгать "для удовольствия", то за перекладку ничего никому не засчитывают и вот тут-то добровольцев видимо и не оказалось..))))
 
Последнее редактирование:
А парашюты перекладывают в парашютном клубе.
Перекладывают парашюты с места на место.
А процесс подготовки к сезону спасательной системы с расчековкой ранца, полным осмотром купола и всех креплений называется переукладка.
Странно, что пилот не владеет авиационной терминологией.
А, забыл, США...
 
C 800 метров из штопора. Без шансов. Тем более что выходит что он стал выводить, и на пикировании превысил перегрузки. Планер после вывода окажется в пикировании и скорость наберет очень быстро. А видя приближающуюся землю, дернул со всей дури уже на скорость больше Va ну и сложил крыло.
(Откуда там знакопеременные нагрузки, непотяно. При штопоре перегрузки вообще нет. При спирали, что вероятнее чем штопор, нагрузка будет любой но не знакопеременной... )
PS. Правила поведения в потоках - строго неинтуитивны. В нисходящем надо ОПУСТИТЬ НОС в восходящем надо ПОДНЯТЬ НОС. Интуитивно же поступают наоборот. Почему так (почему в нисходящем надо нос опускать а не задирать) предлагается подумать самим. Вот тут хорошее описание планеризма вообще

Gliders -- В Защиту Динозавров [01/10]
КУЛП. Упр.11 Штопор. Начало выполнения - 1000м. Выполняются 2 или 3 штопора, потом еще спирали, парашютирование и скольжение. До высоты 400 м. Так что, легко. Другое дело, что либо ты сам вводишь планер в штопор, либо он сам срывается. Различия есть.
 
КУЛП. Упр.11 Штопор. Начало выполнения - 1000м. Выполняются 2 или 3 штопора, потом еще спирали, парашютирование и скольжение. До высоты 400 м. Так что, легко. Другое дело, что либо ты сам вводишь планер в штопор, либо он сам срывается. Различия есть.
Различия есть и большие. Но штопор одинаково идет, так как крылья в срыве, перегрузкам взяться абсолютно неоткуда. Вот при выводе они появятся, а до того только вращение и иногда рывки (видимо от своих же срывных струй).
 
Не спорю, что только в момент вывода перегрузка идет на штопоре. Есть небольшая при выполнении петли, на глубокой спирали - где-то около 2. Здесь это не те случаи. Кроме того, наши клубные гуру говорят, что конкретно у этого планера крылья всего 15 м и он крутится как сумасшедший. По сравнению с тем же ЛАК 12. Поэтому скорость он мог набрать приличную и при выводе перегрузку допустимую превысить. Отсюда и ответ, почему не выпрыгнул - из кувыркающегося (когда консоль сложилась) не смог из-за перегрузки - не смог выйти - сил не хватило. Когда выводил, я не думаю, что он пытался прыгать. Выводил до последнего. Жалко пилота. Соболезнования родным....
 
Назад