источник:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120705200920.shtml
Airbus A330 в 2009г. разбился из-за технических неполадок и ошибок экипажа.
РБК 05.07.2012, Париж 20:09:20 Причиной крушения лайнера Airbus A330, разбившегося над Атлантикой в 2009г., стали технические неполадки и ошибки экипажа. Об этом свидетельствуют результаты расследования обстоятельств катастрофы, представленные в окончательном докладе экспертов. Определенную негативную роль в трагедии также сыграли неблагоприятные условия полета - ночь и турбулентность.
В мае прошлого года французское бюро расследований и анализа авиакатастроф (BEA), проанализировав показания "черных ящиков", поднятых со дна Атлантического океана 16 мая 2011г., обнародовало данные, освещающие короткий промежуток времени, предшествовавший катастрофе. Эта информация позволила пролить свет на причины трагедии.
По мнению экспертной комиссии, датчики скорости (в данном случае речь идет о датчиках, известных как "трубки Пито") отображали противоречивую информацию, в то время как двигатели самолета работали и адекватно реагировали на указания пилотов вплоть до падения самолета в океан. Некорректная работа датчиков Пито была обусловлена их обморожением. Поломка датчиков скорости привела к потере высоты полета и ошибочным действиям неподготовленного к таким ситуациям экипажа.
Показания бортовых самописцев свидетельствуют о том, что непосредственно в момент падения командир экипажа и два пилота находились в кабине, пытаясь предотвратить катастрофу. Также установлено, что перед падением в Атлантический океан, которое длилось 3,5 минуты, самолет набрал высоту в 38 тыс. футов (11,6 км), но из-за отключения автопилота стал быстро снижаться, потеряв скорость до критической, и фактически перешел в режим сваливания (резкое снижение подъемной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком), из которого не вышел до момента касания поверхности воды.
"Сваливание самолета" началось из-за неконтролируемой траектории, причиной которой стали потеря данных о давлении из-за обморожения датчиков Пито, включение сигнала тревоги и нарушение в работе сопутствующих систем, отмечается в обнародованном сегодня докладе относительно причин трагедии.
Режим сваливания в гражданской авиации относится к аварийным ситуациям. Отметим, что к сваливанию может привести превышение максимально допустимых углов атаки. Известно, что во время падения самолета угол атаки А330 увеличивался и перевалил за 35 градусов, оставаясь на этом уровне до момента касания поверхности воды. Пилоты пытались выровнять машину.
Из доклада BEA следует, что командир экипажа незадолго до катастрофы передал командование судном одному из пилотов и отправился отдыхать в салон. В кабине он появился спустя 1,5 мин. после перевода самолета в режим ручного управления и с этого момента руководил действиями экипажа, которому так и не удалось вывести самолет из режима сваливания. Кроме того, выяснилось, что оба вторых пилота не были в достаточной мере обучены управлению самолетом в ручном режиме при чрезвычайных ситуациях на большой высоте. Доклад свидетельствует о "полном отсутствии понимания пилотами ситуации" в момент форс-мажора, когда самолет перешел в режим сваливания.
1 июня 2009г. самолет Airbus A330-200 авиакомпании Air France, выполнявший рейс AF447 из Рио-де-Жанейро в Париж, исчез с экранов радаров около берегов Бразилии. Авиалайнер попал в зону турбулентности, стал посылать сигналы о неисправностях электрооборудования. В аэропорту до последнего момента надеялись, что у воздушного судна просто вышли из строя средства связи. Однако после того как в назначенное время самолет не приземлился в аэропорту, авиакомпания официально объявила о пропаже своего лайнера.
На борту потерпевшего катастрофу Airbus A330 находились высокопоставленные менеджеры французского производителя шин Michelin, бразильского подразделения одного из крупнейших в Германии сталелитейного концерна ThyssenKrupp и бразильской горнодобывающей компании Vale. Всего в самолете находились 216 пассажиров из 32 стран (в том числе гражданин России) и 12 членов экипажа. На борту лайнера был и потомок последнего бразильского монарха Педро II - принц Педро Луиш Орлеанский и Браганский.
Отметим, что причины трагедии А330 оставались загадкой до тех пор, пока не были обнаружены "черные ящики". Для современных самолетов крушения в момент полета на большей высоте крайне редки, большинство аварий происходит в момент взлета и посадки. (с)