6 августа 2012
В период 01-03 августа 2012 года, в рамках расследования катастрофы самолета ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», группа специалистов Межгосударственного авиационного комитета, летчик-испытатель ГосНИИ ГА и пилот-инструктор авиакомпании «ЮТэйр» провели работы на базе разработчика самолета в г. Тулузе (Франция). В ходе визита были обсуждены результаты математического моделирования аварийного полета, выполненного специалистами фирмы ATR по заданию Комиссии по расследованию.
В процессе тренажерной сессии летчиком-испытателем ГосНИИ ГА и пилотом-инструктором авиакомпании Ютэйр при участии пилота-инструктора фирмы-изготовителя самолетов ATR был выполнен ряд полетов, в том числе с имитацией режима полета при обледенении самолета и выходом на режим сваливания.
По результатам обсуждения, с французской стороной согласован перечень дополнительных работ, которые необходимо выполнить для завершения расследования и выработки рекомендаций по повышению безопасности полетов.
1 апреля 2013
Техническая Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила подготовку проекта Окончательного отчета по результатам расследования катастрофы самолета ATR72-201 VP-BYZ, происшедшей 2 апреля 2012 года в районе аэродрома Рощино (г. Тюмень).
В соответствии со Стандартом Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о Международной организации гражданской авиации Проект Окончательного отчета направляется во Францию (государство разработчик и изготовитель самолета), а также в другие государства, принимавшие участие в расследовании. После получения и рассмотрения комментариев от государств, участвовавших в расследовании, в соответствии со Стандартом Международной организации гражданской авиации и российским законодательством, Окончательный отчет будет опубликован в установленном порядке.
В ходе расследования необходимая информация и оперативные рекомендации по повышению безопасности полетов были доведены до соответствующих уполномоченных органов и заинтересованных организаций.
10 июня 2013
Председатель Комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом ATR72-201 VP-BYZ, происшедшего 02 апреля 2012 года в районе аэропорта Рощино (г. Тюмень), информирует, что в соответствии со Стандартом Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о Международной организации гражданской авиации Комиссией получены официальные комментарии к Проекту Окончательного отчета от Франции (государство разработчик и изготовитель самолета), а также от Великобритании (самолет был зарегистрирован в заморской территории Великобритании – Бермуды). После рассмотрения Комиссией комментариев, Окончательный отчет по результатам расследования будет опубликован в установленном порядке.
Межгосударственный Авиационный Комитет сказал(а):Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом ATR72-201 VP-BYZ, принадлежащим ООО «Авиационная компания «ЮТэйр», в районе а/д Рощино г. Тюмень 02.04.2012 г.
Непосредственной причиной катастрофы самолета АТR72-201 VP-BYZ явилось принятие КВС решения на вылет (В нарушение требований п. 2.14 ФАП-128 и РЛЭ ATR72) без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолета на данный режим и, как следствие, непринятие мер для вывода самолета на эксплуатационные режимы полета. Сваливание самолета произошло на эксплуатационных углах атаки сразу после уборки закрылков, при включенном автопилоте, до срабатывания сигнализации о приближении к сваливанию (В дальнейшем, сигнализация сработала штатно, в соответствии с логикой работы).
Системной причиной авиационного происшествия явились недостатки в организации наземного обслуживания воздушного судна и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник», что стало возможным из-за отсутствия действенного контроля со стороны Технического Директората и Директората инспектирования авиакомпании «ЮТэйр» за соблюдением требований разработанных собственных документов по наземному обслуживанию и защите воздушных судов авиакомпании от наземного обледенения и привело, при отсутствии контроля со стороны начальника смены, к неправильной оценке КВС и авиамехаником состояния поверхности ВС после его длительного пребывании на земле в условиях интенсивного наземного обледенения и выпуску ВС в полет без проведения противообледенительной обработки.
Способствующими факторами явились:
• Недостатки в системе управления безопасностью полетов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» содержащей, в основном, только общие положения и неадаптированной для реализации конкретных мероприятий во всех сферах деятельности авиакомпании, что не позволило своевременно выявлять и устранять имеющиеся риски, влияющие на безопасность полетов.
• Недостатки в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник», выразившиеся в несоблюдении ряда требований Руководства по организации наземного обслуживания воздушных судов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в части подготовки персонала и контроля за выполнением операций по противообледенительной обработке воздушных судов, которые привели к допуску к наземному обслуживанию воздушных судов (в том числе к оценке состояния поверхности воздушного судна и принятию решения о необходимости проведения противообледенительной обработки) лиц, не прошедших специальную подготовку в соответствии с требованиями авиакомпании.
• Отсутствие на момент авиационного происшествия действующего основополагающего документа (По результатам реализации рекомендаций Комиссии, разработанных до окончания расследования, 05.02.2013 Росавиацией были подготовлены Рекомендации «Защита ВС от наземного обледенения», которые рекомендованы к использованию всеми эксплуатантами. Также с 01.07.2012г. стал действовать ГОСТ Р 54264-2010 «Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов») , определяющего государственные требования в области организации наземного обслуживания воздушных судов, в том числе их защиты от наземного обледенения, включая требования к лицензированию организаций и подготовке персонала, выполняющего соответствующие работы.
• Недостатки в первоначальной и периодической подготовке членов экипажа в части понимания степени опасности выполнения взлета с неустраненным наземным обледенением, его влияния на аэродинамические характеристики ВС, а также назначения и порядка использования противообледенительной системы самолета, что не позволило принять экипажу единственно правильное решение на возврат с маршрута руления и проведение противообледенительной обработки при обнаружении снежно-ледяных отложений на крыле после включения противообледенительной системы в режиме удаления льда (De-Icing) в ходе руления воздушного судна для выполнения взлета.
• Методическое несовершенство программ наземной и тренажерной подготовки членов экипажа по недопущению попадания в режим сваливания, распознаванию приближения самолета к режиму сваливания и выполнению своевременных действий по выводу самолета на эксплуатационные режимы полета.
• Возрастающая потребность увеличения численности экипажей для выполнения большого объема производственной программы при постоянном росте объема перевозок, при отсутствии эффективной СУБП, что привело к формализму и методическим упущениям в работе инструкторского состава по подготовке КВС, непривитию ему навыков по принятию обоснованных решений и неукоснительному соблюдению установленных правил подготовки и выполнения полетов.
Возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большой задолженности по отпускам.
По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.
http://sledcom.ru/news/334023.htmlСледственными органами Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), по факту крушения пассажирского самолёта АТR-72 утром 2 апреля 2012 года вблизи взлетно-посадочной полосы аэропорта Рощино города Тюмени.
Ранее сообщалось, что на борту воздушного судна, выполнявшего рейс «Тюмень-Сургут», находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. При наборе высоты самолёт уклонился влево от курса на 150° и, выполняя с развитием левого крена вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. В результате 33 человека погибли, 10 выжившим были причинены телесные повреждения различной степени тяжести.
В качестве основной версии следствие рассматривает совершение вылета самолёта без использования средств защиты от наземного обледенения. На данный момент следователями назначена комплексная авиационно-техническая экспертиза, проведение которой, по предварительным данным, займёт не менее 2-х месяцев. После поступления отчёта Межгосударственного авиационного комитета в распоряжение следователей, выводы которого озвучены сегодня, заключение будет направлено экспертам. По результатам комплексной экспертизы будет решен вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Расследование уголовного дела продолжается.
http://www.sledcom.ru/news/391516.html27 февраля 2014 года, 08:00
Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации предъявлено обвинение начальнику смены и авиамеханику ООО «ЮТэйр-Техник» в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц).
По данным следствия, 2 апреля 2012 года самолет АTR-72, эксплуатируемый ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», выполнявший рейс «Тюмень-Сургут», взлетел из аэропорта «Рощино» города Тюмени и потерпел крушение, упав в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Горьковка Тюменской области. В результате катастрофы погибли 33 человека, а также 10 лицам причинены телесные повреждения. Следствием собраны достаточные доказательства, подтверждающие вину начальника смены и авиамеханика ООО «ЮТэйр-Техник» в крушении указанного воздушного судна. Непосредственной причиной авиационного происшествия явилось наличие на поверхности воздушного судна снежно-ледовых отложений вследствие наземного обледенения во время стоянки, а также подготовка не в полном объеме воздушного судна к полету и отказ от проведения противообледенительной обработки воздушного судна.
Расследование уголовного дела продолжается.
В Югре в отношении Сергея Анцина вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц), и оно предъявлено для ознакомления представителю обвиняемого, в качестве которого признан отец погибшего, и защитнику. Об этом 14 марта сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Следственного комитета РФ.
http://l
http://www.sledcom.ru/actual/405705/24 июня 2014 года, 09:25
Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации завершено расследование уголовного дела в отношении начальника смены, авиамеханика ООО «ЮТэйр-Техник», командира воздушного судна. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц).
По версии следствия, 2 апреля 2012 года самолет АTR-72, выполнявший рейс «Тюмень-Сургут», взлетел из аэропорта «Рощино» города Тюмени и потерпел крушение, упав в 1,5 километрах от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Горьковка Тюменского района Тюменской области. В результате катастрофы погибли 33 человека, а также 10 лицам причинены телесные повреждения.
Самолет АTR-72 эксплуатировался ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».
Непосредственной причиной авиационного происшествия явилось наличие на поверхности воздушного судна снежно-ледовых отложений вследствие наземного обледенения во время стоянки, неполная подготовка воздушного судна к полету, в том числе непроведение противообледенительной обработки воздушного судна.
В ходе расследования уголовного дела проведено 57 экспертиз. Это судебно-медицинские экспертизы, комиссионная судебная экспертиза горюче-смазочных материалов, авиационно-техническая, криминалистическая судебная экспертизы. Объем уголовного дела составил более 130 томов.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и дальнейшей передачи в суд для рассмотрения по существу.