310, Может Вы и правы, но у меня на этот счет другое мнение.
Правда я летал в экипажах где есть пилоты, штурман, радист и борттехник. Разгильдяйства на рабочих местах за всю свою практику практически не замечал. Ошибки - да были. Например после взлета от нервного напряжения правак так давил на педали, что оставлял зажатыми тормоза. Кому как не бортехнику обратить на это внимание? Диспетчер дает команду на разворот, а там сопка с высотой более высоты полета - кому как не штурману поправить командира, уже начавшего выполнять разворот? Штурман в режиме автопилота строит заход на посадку и заваливает приличный крен (почти до режима опрокидывания) - кому, как не командиру вмешаться в управление? Да много еще чего можно примерить в таких ситуациях.
Вот Вы и многие другие выучили очень модное слово - CRM. А неужели в РЛЭ не описано взаимодействие членов экипажа и распределение обязанностей и зон внимания? Или не подходит обычное русское слово? Вы рассказываете о нашем славянском менталитете и ставите импорт в пример, но и на импорте много косяков и раздолбайства (еще вопрос где их больше). Многие рассказывают сказки про несовместимость членов экипажа (ну можно высказаться чуть помягче - неслетанность). Но в моей практике даже за одну летную смену по два по три раза менялись как праваки так и КВСы. И что - где же пресловутая "неслетанность"? Я жив, техника не угроблена, косяки пресекались "на лету".
Ну а фразы типа: Я вел радиобмен и поэтому не видел, что меня и пассажиров тупо "бьют о земной шарик" - это по крайней мере странновато.
Да и сечас, я просто уверен, что вопросам взаимодествия в экипажах уделяется достаточно внимания с точки зрения обучения. Вот как это потом применяется на практике - это уже инная история.