Ну раньше как то летали и без автопилота, но прогресс не умолим и с увеличением скоростей и высот как раз для облегчения пилотирования придумали демпфера, которые реагируют гораздо быстрей человеческой реакции. Придумали автопилот для облегчения пилотирования на длительных рейсах, потом придумали различные режимы стабилизации и так далее. Но вопрос в том, что все эти режимы отключались кнопкой КБО на штурвале и если самолет "поехал" не туда, клац и отключил и перешел на штурвальное управление, но и здесь пилот таскает не руль высоты, с загружатель и проводку управления к золотнику гидропривода. Собственно , защита по углу атаки, очень полезная штука и она в некоторых мало известных широкой публике случаях, уже проявила себя с положительной стороны, вопрос в том , что и здесь она должна быть отключаемой, как собственно и реализовали этот режим на Ан-148.