Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Средства позволяют и без в наши то дни.

Снижаться - да, а вот называться... Ну, я за всех стеной стоять не буду, но в ИКАО только для КГС, ибо там глиссада есть геометрическое место точек, в которых измеренные параметры сигнала глиссадного маяка соответствуют требуемым характеристикам.
 
"lopast56", да все они знали. Что, как и где. Вот что вспомнилось.
Летом 2010, месяца через 2 после опубликования в Польше стенограммы внутрикабинных переговоров, на одном из польских авиафорумов,(кажется это был "лотництво\пл\нет"), был у меня диалог с одним из его участников по части обсуждения этой стенограммы. По тому что он тогда писал,можно было сделать вывод, что он из ВВС Польши и скорее всего "в теме" про 36-й полк. Его основные тезисы, по памяти, вкратце.

1) Незаказ системы захода на посадку обоими польскими экипажами.
В 36 полку знали про убогость РТС "Корсажа" и не собирались их применять,т.к. нет хорошего опыта заходов по РСП/ОСП. Этой архаики в Польше уже почти нигде нет.
Заход на посадку оба экипажа решили строить по GPS, благо оба борта были оснащены неплохо. Привода у них будут выполнять контролирующие функции.
Но они не учли ,что координаты на карте не в WGS , а в СК-42. Результат: на посадочном GPS их "тянула влево", а "привода - вправо".

2) Задал ему вопрос :что они исполняли : посадку или заход с проходом (пробный подход)?
Его мнение - однозначно посадку. Диспам они заявили пробный заход, на докладе слово "посадка" не применяли, абы не вызвать однозначный запрет на дальнейшее снижение. "Для прокурора" задатчик РВ объявили установкой на 100 м (требование диспа и минимума аэродрома), а сами его втихую поставили на 60 м (по схеме - высота пролета ДПРМ) . Он так и сработал в итоге. КВС объявил экипажу, что они идут на посадку. Они собрались снизиться до 50 м ,как и говорил им экипаж ЯК-40 про высоту НГО и оценить все визуально. Т.е. цель - именно посадка.
 
Вдогоннку, так сказать...

Тот, кто готовится к полету на новый для него аэродром, должен познакомиться и с его паспортом.

Приказ Минтранса РФ от 31 января 2011 г. № 29 “Об утверждении типовых инструкций но производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки”

III. Район аэродрома (вертодрома)
3.1. Характеристика района аэродрома (вертодрома).

Краткая характеристика местности, рельефа, навигационных ориентиров в районе аэродрома (вертодрома). Краткое физико-географическое описание района аэродрома (вертодрома) и его климатическая характеристика. Естественные и искусственные препятствия в районе аэродрома (вертодрома), их высота относительно контрольной точки аэродрома (вертодрома), маркировка и географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах). Препятствия в границах полос воздушных подходов, их расположение и превышение относительно используемого порога ВПП. Препятствия, учитываемые при определении взлетной массы воздушного судна.
 
цель - именно посадка.
Согласен. Но при предпосадочной подготовке должно оговариваться и процесс посадки, и процедура ухода на второй круг. А из Вашего текста это совсем не следует. Нельзя заходить по двум системам одновременно, одна должна быть в приоритете, а вторая для контроля. ЖПС влево, АРК вправо, а мы чемчикуем посредине? Ну и ошибочная (возможно роковая) работа с приборами (РВ) при заходе и с мч при уходе. Все сложилось. Согласен с Вуду, есть(была) методика захода по минимуму и на сколько я помню до ВПР пилотировал ВП, а КВС контролировал готовый взять управление на ВПР для выполнения посадки или уходу. Здесь же КВС был перегружен по всем направлениям. Главное, что психологически был настроен (не без помощи из вне)только на посадку.
 
observer, длительное время многие отрицали возможность захода по жипиэс. Хотя от поляк это слышали сразу. Но тут другой вопрос, где допустили ошибку по жипиэсу? С системой координат не все так просто.
 
Наконец-то мы выяснили кто чем занимался.
И ГРП тоже заводила на посадку, иначе прожектора и напоминания об уходе на второй круг - лишние.
Поэтому поляки вполне справедливо предъявляют претензии к ГРП.
Однако, сейчас тут только политика и ни о каком расследовании АП речи идти не может.
 
"Ariec 71", после первого сообщения о видимости на "Корсаже" 400 м и тумане, еще до пролета ASKIL, у 2П хорошая идея родилась:
10:21:17,2П, "Арек, высоту по растоянию тебе читать?"

ИМХО, потом ,по мере нарастания негативной информации, экипаж погрузился в состояние стресса и они перестали нормально что-либо воспринимать.
Простой пример.Вот как оттранслировал информацию от 044 2П ТУ-154 :

10:25:55, 2П,"На их взгляд примерно 400 м видно, нижняя кромка 50м",

хотя 044 сказал вот что:

10:24:49, 044,"в общих чертах тут полная п..... есть. Видно метров 400
на наш взгляд и высота нижней кромки облаков меньше
50 метров значительно "


Есть огромная разница между НГО =50 и НГО < 50 значительно.

Т.е. экипаж "выпал в осадок" после "полная п..... тут есть" и перестал нормально
соображать. ИМХО, конечно.
 
Последнее редактирование:
Что-то подобное они производили (см.транскрипцию). А на отсутствие технологии в 36 полку МАК указал.
А из Вашего текста это совсем не следует.
А об этом я и не упоминал вовсе. Не об этом пост был.
Так поляки и поступали. Разве нет?
ЖПС влево, АРК вправо, а мы чемчикуем посредине?
Экипаж 044 так и рассказывал потом в польских СМИ, что шли посредине,увидели "ворота" и довернули вправо.
Нет возражений.
 

То есть, они так и не поняли даже при рассказах в СМИ, что система координат была на заходе установлена неправильно?
А раз не поняли, то и не предупредили своих, чтобы проверили, какая система координат указана на картах захода. Короче, поспособствовали... ИМХО.
 
Паспорт в широком доступе не найдешь. Смоленска в АИП нет, может и был 10 лет назад, но очень сомневаюсь, тем более - Северного. Карта местности для точного захода на посадку и сейчас не для всех аэродромов присутствует. Использовать ее для захода с контролем по радиовысотомеру, как в обсуждаемом - ну это верх мастерства....
 

При полетах такого рода всегда доступны для подготовки ВСЕ необходимые материалы. Если подготовка свелась к тому, что, глянув на предлагаемую "схему захода по..." они тут же от нее отмахнулись, целиком положившись на GPS, даже не посмотрев на систему координат, и запомнив лишь цифры высоты пролета ДПРМ и БПРМ (мол, до ТВГ всяко отвекторят), то вероятность посадки даже при минимуме была неочевидна.
 
Так то да. Но мой посыл был в чом, минимум при использовании тех средств что имели в распоряжении, обязаны были поднять и поднять ощутимо. 100 метров это уже ниже мер безопасности оговоренных во всевозможных рукдоках.
 
Думаю, что именно эта береза уже ничего не решала и не могла изменить ...
Летела не "мелочь", а ЛА весом десятки тонн... На такой высоте при тенденции снижения даже "рывок" штурвалом ничего бы не дал ...
Почему так часто дискуссия ведется вокруг этой несчастной березы?
Просто это символ начала неизбежного конца…