Хорошо, пользователь задал сложный вопрос о ситуации с Boeing 737-800, который находится на посадочной прямой. Нужно разобраться, сможет ли самолет выполнить разворот на 180 градусов и приземлиться на противоположную полосу после отказа двигателей и других систем.
Сначала вспомню предыдущий ответ, где говорилось, что с одним двигателем на малом газу самолет не может поддерживать высоту. Теперь ситуация еще хуже: оба двигателя отказали, правый на ПМГ, что дает очень мало тяги. Также отключились генераторы, значит, электрические системы могут быть ограничены.
Нужно оценить параметры самолета в момент отказа. Высота 900 футов, скорость 145 узлов, шасси и закрылки выпущены. После команды TO/GA пилоты убрали механизацию и шасси, что увеличит лобовое сопротивление, но через 15 секунд двигатели отказывают. Важно понять, хватит ли высоты и скорости для выполнения разворота.
Радиус разворота 2100 метров и дистанция 16-20 км. При высоте 900 футов (~274 метра), нужно рассчитать, сможет ли самолет, теряя высоту, совершить маневр. Учитывая, что после отказа двигателей, самолет будет планировать. Нужно определить угол планирования и скорость снижения.
Также важно учесть, что правый двигатель на ПМГ дает минимальную тягу, возможно, недостаточную для поддержания высоты. Но даже эта тяга может немного замедлить снижение. Однако без генераторов, возможно, проблемы с управлением из-за потери гидравлики или электрических систем, но B737 имеет RAT (воздушную турбину) для аварийного питания. Нужно проверить, активируется ли она автоматически при отказе генераторов.
Если RAT обеспечивает гидравлику и электричество, управление остается. Тогда можно попытаться разворот. Но при потере высоты и скорости, радиус разворота может быть больше, чем 2100 м. Расчеты показывают, что при скорости 145 узлов (примерно 270 км/ч) радиус разворота зависит от крена. Например, при крене 30 градусов радиус около 2100 м. Но при потере скорости, радиус уменьшится или увеличится?
Также после уборки механизации подъемная сила уменьшится, скорость может упасть быстрее. Нужно оценить, хватит ли высоты для завершения разворота и выхода на глиссаду. При планировании с высоты 900 футов, даже с оптимальным соотношением, возможно, не хватит дистанции. Например, при glide ratio 15:1 (типично для B737 без тяги), с 274 метров можно пролететь ~4.1 км. Но разворот добавляет дистанцию и потери высоты. Требуется 16-20 км, что явно больше возможного.
Кроме того, после уборки закрылков и шасси, сопротивление уменьшилось, но подъемная сила тоже. Возможно, скорость начнет падать быстрее, увеличивая риск сваливания.
Вывод: даже с учетом малой тяги от правого двигателя, высоты 900 футов недостаточно для выполнения такого разворота и посадки на обратную полосу. Безопаснее попытаться сесть на исходную полосу или искать альтернативу. Пилоты, скорее всего, будут следовать процедурам аварийной посадки без разворота.