Композиты в авиации - история и современность

Ну, всё. Теперь у нас будет свой некривой стеклотекстолит) А то смотреть страшно на электроизделия нашего ВПК.
 
Реклама

Завод ПАН-прекурсора для производства углеродного волокна​


Завод по производству ПАН-прекурсора построен в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстане)
Производственная мощность 5000 тонн в год, с возможностью расширения до 24 000 тон
Общая стоимость проекта – 6,9 млрд. рублей, в том числе:
ГК «Росатом» - 4,8 млрд. (проектирование, оборудование, технологи и последующая эксплуатация)
ОЭЗ «Алабуга» - 2,1 млрд. (производственные помещения и инфраструктура)
Габаритные размеры здания: 37,5Х203,5Х12,6 м. Состоит из трех отдельных блоков приставленных друг к другу и разделенных противопожарными перегородками. В этой части повторение советского типового проекта предприятий МАП (экономия на отоплении, транспортных перемещениях и т.п.)
Производственный корпус со свободным пролетом 30 м, двухэтажный АБК и склад готовой продукции с пролетом 22,5 м.
Прекурсор –материал предшественник, сырье для производства углеродного волокна
Технология получения ПАН-прекурсора одна из самых охраняемых во всем цикле производства УВ. Физико-механические свойства углеродного волокна на70% зависят от качественных характеристик прекурсора, а его доля в себестоимости достигает 60%
Для производства 1 кг углеродного волокна необходимо 2,15-2,5 кг ПАН-прекурсора (в зависимости от требований к волокну)
Исходя из номенклатуры углеволокна производимого ГК «Росатом» вероятно будет производится прекурсор соответствующий маркам 3К и 12S. О методе получения ПАН-прекурсора на заводе в «Алабуге» не сообщалось
В настоящее время практически весь используемый в России прекурсор закупается в Китае.
Напомним, что в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году ГК «Росатом» открыло предприятие по производству углеродного волокна производительностью 1,4 – 1,7 тыс. тон. Стоимость проекта 3,1 млрд. рублей
 

Завод ПАН-прекурсора для производства углеродного волокна​


Завод по производству ПАН-прекурсора построен в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстане)
Производственная мощность 5000 тонн в год, с возможностью расширения до 24 000 тон
Общая стоимость проекта – 6,9 млрд. рублей, в том числе:
ГК «Росатом» - 4,8 млрд. (проектирование, оборудование, технологи и последующая эксплуатация)
ОЭЗ «Алабуга» - 2,1 млрд. (производственные помещения и инфраструктура)
Габаритные размеры здания: 37,5Х203,5Х12,6 м. Состоит из трех отдельных блоков приставленных друг к другу и разделенных противопожарными перегородками. В этой части повторение советского типового проекта предприятий МАП (экономия на отоплении, транспортных перемещениях и т.п.)
Производственный корпус со свободным пролетом 30 м, двухэтажный АБК и склад готовой продукции с пролетом 22,5 м.
Прекурсор –материал предшественник, сырье для производства углеродного волокна
Технология получения ПАН-прекурсора одна из самых охраняемых во всем цикле производства УВ. Физико-механические свойства углеродного волокна на70% зависят от качественных характеристик прекурсора, а его доля в себестоимости достигает 60%
Для производства 1 кг углеродного волокна необходимо 2,15-2,5 кг ПАН-прекурсора (в зависимости от требований к волокну)
Исходя из номенклатуры углеволокна производимого ГК «Росатом» вероятно будет производится прекурсор соответствующий маркам 3К и 12S. О методе получения ПАН-прекурсора на заводе в «Алабуге» не сообщалось
В настоящее время практически весь используемый в России прекурсор закупается в Китае.
Напомним, что в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году ГК «Росатом» открыло предприятие по производству углеродного волокна производительностью 1,4 – 1,7 тыс. тон. Стоимость проекта 3,1 млрд. рублей
Это копия вот с этого сайта и автор этого творения, некий igobel
1637564885372.png

Это второй завод, а первый был запущен в 2015 году.
 
Скорее всего купили завод у Montefibre Carbon Если это так, то авиаторам радоваться нечего. Montefibre Carbon старательно во всех своих материалах указывали, что делают прекурсоры углеволокна, для всех, кроме аэрокосмоса. И только в прошлом году начали заниматься этой темой Montefibre Carbon invests €16.2 million to develop aerospace-grade carbon fiber ⋆ Basalt.Today [2020] (обратите внимание на "semi-aerospace quality").

Кстати, для изготовления ПАН-прекурсора еще нужен сам ПАН. А насколько я понимаю, нитрил акриловой кислоты в России делает только Саратоворгсинтез, который то работает, то нет. И из нашего НАКа получается то еще волокно.
 
Это копия вот с этого сайта и автор этого творения, некий igobel

Скорее всего купили завод у Montefibre Carbon Если это так, то авиаторам радоваться нечего.
Росатом клевещет... Слева на фоте "некий igobel"

В Татарстане открылся новый композитный завод «Росатома»​

kazan-uglerodnoe-volokno.jpg

В Татарстане, на территории особой экономической зоны «Алабуга», 22 ноября открылся новый завод по производству ПАН-прекурсора — стратегического сырья для получения углеродного волокна. Введение «Росатомом» новых мощностей позволит создать замкнутый технологический цикл в производстве углеволокна и закрепить независимость России от импорта в сфере композитных материалов, отмечают эксперты.

Первые гости нового завода — гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, глава Татарстана Рустам Минниханов, руководители предприятий — ключевых потребителей композитных материалов в разных отраслях промышленности — познакомились с самой интересной частью производства — формованием ПАН-прекурсора. Процесс формования находится в середине цикла получения продукта — от рождения молекул полимера в реакторе химической части до намотки бобин с белым волокном, готовым к переработке в углеродные материалы. Из микроскопических струй полимера, проходящих через фильеры с тысячами отверстий, формируются почти невидимые филаменты ПАН-жгутов. Секрет удивительных свойств композитов, которые будут получены из этих филаментов после термообработки, в том, что они будут работать совместно, и каждое из тысяч волокон внесет свой вклад в прочность будущего углепластика.

Процесс формования прекурсора для углеродного волокна в таком масштабе создан в России впервые. «Новое производство позволяет сформировать полную технологическую цепочку по углекомпозитным материалам. Уже получены первые промышленные образцы углеволокна из отечественного ПАН-прекурсора. Их качество — на уровне лучших мировых производителей», — отметил Алексей Лихачев.

«ПАН-прекурсор определяет 70% качественных и 40% стоимостных характеристик углеволокна. Еще пять лет назад 80% углеволокна было импортным, сегодня более 90% — российское, производится на этой площадке. На базе отечественного полиакрилонитрила также продолжатся разработки нового поколения углеродного волокна с передовыми характеристиками», — сообщил гендиректор «Юматекса» Александр Тюнин.

Встали на крыло

«С запуском нового ПАН-завода проблема с сырьем для получения углеродного волокна решена, — отмечает гендиректор компании «АэроКомпозит», первый заместитель гендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский. — Созданные мощности по выпуску 5 000 тонн ПАН-прекурсора в год в полной мере обеспечивают производство современного углеродного волокна. Безусловно, изготовление сырья для углеволокна позволит формировать и рыночную цену. Для авиастроителей это очень чувствительный момент, так как мы продаем самолет по рыночным ценам в конкуренции с международными авиапроизводителями».

Не секрет, что лидер по потреблению композитных материалов в России — авиастроение, напоминает эксперт.
Композиты помогают улучшить аэродинамику крыла, уменьшить вес отдельных элементов, что в совокупности приводит к увеличению топливной эффективности.

«В течение последних трех лет нам удалось полностью импортозаместить иностранные композитные материалы для создания элементов среднемагистрального пассажирского самолета МС-21: крыла, элементов механизации, центроплана и хвостового оперения, — поясняет Гайданский. — Однако нас, как потребителей углеродного волокна и продуктов на его основе, беспокоил вопрос стабильных поставок по причине зависимости производителя углеродного волокна от иностранного сырья. С запуском нового завода эта проблема будет решена. Более того, мы уверены в повышении качества продукции и в разработке новых поколений углеродных волокон из отечественного ПАН-прекурсора. Мы рассчитываем на соответствие российского продукта зарубежным аналогам и на новые разработки в области углеволокна в самом ближайшем будущем».

Сырье будущего

Технология производства ПАН-прекурсора является одной из наиболее важных во всем производственном цикле изготовления углеволокна, считает автор и создатель блога о композитах k-blog.ru Игорь Ярован. «Качество ПАН-прекурсора обеспечивает до 75% физико-механических характеристик углеродного волокна, а его доля в стоимости может достигать 60%, — поясняет эксперт. — Для производства килограмма углеволокна необходимо 2,15–2,5 килограмма ПАН-жгутика. Годовая мощность предприятия позволяет произвести 2000–2300 тонн углеродного волокна, что соответствует имеющимся в России производственным мощностям».

По словам Ярована, запуск производства ПАН-прекурсора в России позволит создать замкнутый технологический цикл, исключить технологическую зависимость от импорта, обеспечить сквозной контроль производства, что гарантирует получение продукции (углеволокна) с заданными параметрами.

В углеволокне, по мнению эксперта, в первую очередь заинтересован сам «Росатом». «Компания занимает 36% мирового рынка обогащения урана. Производство газовых центрифуг поколения 9+ без использования углепластика невозможно. Максимальная скорость вращения ротора из лучших мартенситно-стареющих сталей — 498 м/с, а из углеродного композита — 750 м/с. Степень разделения квадратично растет с ростом скорости вращения. Кроме того, компания «Юматекс» (дивизион «Росатома» по композитным материалам) планирует увеличение потребления углеродного волокна в ветроэнергетике до 500 тонн в год.

За пределами госкорпорации большой интерес к продукции нового завода проявляют представители авиастроения, ракетостроения, микроэлектроники, нефтегазодобычи в части устьевого оборудования и расходных компонентов для проведения работ по гидроразрыву пласта.

«В последние годы становится все более популярной тема сокращения выбросов СО2, — продолжает Игорь Ярован. — И если говорить о последнем тренде — развитии водородной энергетики, то вопрос хранения и транспортировки водорода можно решить только с применением углеродного волокна. Даже в автомобильных баллонах высокого давления для хранения природного газа вес баллона объемом 1 литр из хромомолибденовой стали составляет 0,8 килограмма, а из углеродного волокна — 0,33».

Что касается конкуренции продукции нового завода с лучшими зарубежным практиками, эксперт полагает, что принцип «рынок все отрегулирует» вряд ли применим в такой зарегулированной и подлежащей особому контролю области, как передовые композиционные материалы. «В первую очередь необходимо обеспечить стратегическую безопасность государства, а потом работать над снижением себестоимости, — полагает Игорь Ярован. — Да, экспорт необходим, но опорой для «экспортного рывка» может быть только внутреннее потребление. А оно может быть значительным только при развитии высокотехнологичных отраслей и широком внедрении углеродных волокон в продукцию, предназначенную для широкого потребления. В этом случае мы сможем избежать ловушки, в которую попал Советский Союз в начале 80-х годов. Подобная проблема была решена в США в 70-е годы так: был принят закон, который обязал Пентагон закупать для своих нужд половину всего произведенного углеродного волокна. Такой «твердый госзаказ» привел к бурному росту производства углеволокна, а затем и к снижению его стоимости, сделав новые материалы доступными и для гражданских отраслей».

Новые рабочие места

Проректор по науке РХТУ им. Д. И. Менделеева Анна Щербина отмечает, что открытие завода — это не только новые высокотехнологичные рабочие места, но и запрос на подготовку кадров для растущего предприятия и современное и востребованное место для практики студентов. «Юматекс» является давним и надежным партнером РХТУ им. Д. И. Менделеева, — говорит она. — Мы ведем много совместных проектов в области создания новых материалов, например функциональных связующих нового поколения. А также открыли совместную магистерскую программу по подготовке востребованных специалистов композитной отрасли, планируем открытие совместного R&D-центра на базе нашего университета».


СПРАВКА

«Юматекс» реализовал инвестиционный проект по созданию ПАН-завода всего за три года. Общий бюджет проекта составляет 8,5 млрд рублей. Строительство завода профинансировано «Росатомом» (5,2 млрд рублей), ОЭЗ ППТ «Алабуга» (3 млрд), Минпромторгом РФ (0,3 млрд). Мощность составляет 5 000 тонн полиакрилонитрильного волокна в год. На предприятии создано 167 новых рабочих мест. Технологическое оборудование поставила итальянская компания МАЕ.

Производство отечественного современного углеволокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в «Юматекс») в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна широкой линейки номиналов.
 
Вася1968, не затруднить ли вас выделять из статей главное а не загромождать форум копипастами журналистских излияний?
 
Попробуйте сами убрать из статьи неинформативное
Мы сами умеет открывать ссылки, Ваши старания, вероятно, рассчитаны на людей не умеющих самостоятельно переходить по ссылкам?, или Вы недавно научились копировать тексты и Вам удовольствие доставляет похвастать своим умением?
 
Попробуйте сами убрать из статьи неинформативное
Тролить изволите?

К примеру какое отношение к теме ветки имеют емкости для хранения водорода?
А ядрёные центрифуги?
Нафига здесь растекания мыслью по древу на тему рабочих мест?


Так что кончайте засирать ветку - давайте ссылку и суть по теме.
 
Реклама
Назад