Полет на воздушном шаре в Каппадокии.
Первый день мы полеты наблюдали со смотровой площадки близ нашей гостиницы в Гереме. Потом записались в очередь на полет - но из-за непогоды двое суток полеты не проводились, так что наш рейс состоялся только на четвертое утро после приезда.
Первые коммерческие полеты воздушных шаров в этом регионе начались в 1991 году. С тех пор в регионе зарегистрировали более 200 монгольфьеров - в некоторые дни в воздух почти одновременно поднимается до 250 шаров.
В тот день, когда мы летали, я насчитал 60 шаров, видимых только с нашей точки взлета, а всего в тот день взлетало более сотни монгольфьеров с нескольких площадок - от Долины Любви до Чавушина и Гереме.
Каждый шар имеет собственный бортовой номер - к примеру, мы летали на ТС-BGZ.
Летают здесь от 250 до 300 дней в году, когда позволяет погода - нужен штиль и высокая облачность, либо чистое небо. Если погода под сомнением, Госавиаслужба Турции полеты отменяет. Во время полета пилоты шаров держат связь с землей по УКВ-радиостанции, то есть, в случае резкого ухудшения метеообстановки полет своевременно прекратят.
Обычно взлет происходит на рассвете, а готовить шары к полету команды начинают еще затемно. На площадки выезжают джипы с прицепами, на каждом из которых установлена корзина и уложены сдутые шары.
Нас на точку взлета привезли к 6 утра, а взлет состоялся в 6.45. Перед взлетом шары долго наполняли горячим воздухом при помощи вентиляторов, а потом и горелок с открытым пламенем. Когда шар наконец-то был готов, пассажиров разместили в корзине после небольшого инструктажа, отвязали швартовочные канаты - и вуаля, мы медленно дрейфуем на восток над Долиной Любви с группой других шаров, над одинокой фермой с удивленными алабаями и парой старинных кабриолетов. Тихо, только иногда свистит горелка в центре корзины, подающая горячий воздух в шар. Пилот управляет шаром при помощи этой горелки, а также клапанов по бокам шара, добавляя горячий воздух или выпуская его для подъема, спуска и разворотов. А горизонтальное перемещение зависит от воли ветра. На рассвете он почти отсутствует, либо очень слабый, отсюда и выбор времени для полетов.
Ощущения полета поначалу нет вообще - ни вибрации, ни рева двигателей. Словно бесшумным автокраном тебя перемещают.
Потом наш пилот снизился в ущелье до высоты в пару метров, откуда достаточно резко набрал почти в 500 метров, как ракета. Вот тут уже ощущение полета появилось - когда шар слегка качнуло ветерком.
И уже оттуда мы плавно снизились на посадочную площадку близ Гереме.
В среднем полет длится от 45 до 75 минут (зависит от жадности организаторов и погоды). За это время монгольфьеры дрейфуют на расстояние от 1.5 до 2.5 км. После взлета по дорогам несутся колонны джипов, направляющиеся к точкам приземления - встречать шары. При условии хорошей погоды, как у нас - возможна мягкая посадка прямо на прицеп джипа
Полеты, в основном, проходят с использованием корзин вместимостью 16-28 человек, но за умеренную плату в 6-7 тысяч евро можно заказать и индивидуальный тур в небольшой корзине, причем продолжительность полета будет побольше.
Цена билета гуляет по принципу "пол-палец-потолок-сезон". Разные компании просят по-разному. Мы летали за 200 евро с носа, но в низкий сезон где-то можно и за 150 полетать. Правда, можно оказаться в корзине на 28 мест, а за более высокую цену - в корзине на 16, где пространства, естественно, будет побольше.
В цену билета входили трансфер из отеля на точку взлета и обратно, шампанское и сертификаты после полета, а также бортпитание
булочка, сок и кекс на каждого. И еще всем раздали посадочные талоны и safety-cards.
Видео с GoPro в кабине предлагали еще по 30 долларов, а распечатанное фото 15х20см, сделанное профессиональным фотографом перед взлетом - по 20 лир (220 рублей на наши деньги).
По безопасности полетов удалось найти
вот такую статистику:
According to this
research report
published in early 2019, “
there were 12 accidents which occurred during the flight hours examined [81,112 flight hours undertaken between August 2013 and July 2017] (a rate of 14.8 accidents per 100,000 h). There were 33 individuals seriously injured, 3 fatally in all passengers (3.7 fatalities per 100,000 h in these flights). The majority of accidents that produced serious and fatal injuries occurred during the last year of the study. The most common cause of accidents was a hard landing (58.3%).
”