Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Сегодня, 04.03. День рождения Тимура Апакидзе.
Вспомним его!
Лично не был знаком, но видел его.
Уже писал, как на Военном Совете СФ он выступал по проблемам отработки авиации на такр "Кузнецов".
Очень эмоционально и горячо! Тогда много внимания он уделил орнитологическому обеспечению полётов.
И на очередном выходе в море на "Кузнецове" это я увидел. Вся палуба усыпана чайками. По палубе носится собака, а за ней человек специальный ходит.
Уже знал, что это собака, спаниель, - командира корабля, Ивана Санько. Стоим на мостике рядом, наблюдаем эту картину.
Спрашиваю Ивана, собака играет или полезное дело делает?
Иван на полном серьёзе отвечает - орнитологическое обеспечение проводит!
 
Время сейчас судьбоносное, тревожное, но тем более нужно оставлять потомкам рассказы о былом.
Иначе можно не успеть.

Один из таких рассказов я поместил на сайте рпксн К-460:

Это написал Юрий Чвора, смотритель маяка Медвежий, Гремиха.
Думаю, кому-то интересно будет узнать, как жили люди, благодаря которым мы, штурмана, знали где мы и где наш дом.
 
Лично не был знаком, но видел его.
Был знаком лично...И уже рассказывал... Наши два полка летали, скажем так, - поочерёдно... Мы стандартно - вторник и пятницу, они, как я понимаю, - остальные 3 дня в неделю (иногда - 2)... Мы часто встречались и на предварительных подготовках и на предполётных указаниях... Тогда он вёл на общественных началах (т.е. - бесплатно) секцию каратэ в спортзале нашей гарнизонной школе № 5...Мои сын и дочь (Александр и Мария) узнали об этом и захотели попасть к нему в секцию... Я взял их с собою и пришёл к нему в спортзал... Там шли занятия.., я тихонько постучал... Выглянул сам Тимур, - "Что надо",.? Я говорю, - "Вот мои дети Саша и Маша хотят в твою секцию каратэ"... Он - "Да у меня уже полный комплект"... Я, сомневаясь, сказал, может возьмёшь моих.., они оба крутят сальто с места"... Он пару секунд подумал и говорит - "Ну пусть зайдут и крутанут сальто"... Я был готов к этому, тк. знал, что они у меня дома крутили сальто легко (ведь я занимался с ними лично.., ведь я тоже был гимнаст и крутил в своё время любые сальто).., поэтому сказал им: "Пойдите и крутните свои сальто"... Они зашли в зал и оба крутнули с места заднее сальто... Он сразу тут же сказал мне: "Хорошо, их я беру, пусть заходят"... И вот так они у него прозанимались примерно около пол-года или чуть меньше... Потом "сверху" поступило требование - "Всем военным принять присягу Украине"... Я к тому времени уже демобилизовался и меня это не касалось, но я неоднократно слышал от Тимура возмущённые реплики на эту тему: "Мы уже однажды принимали присягу.., никакой другой присяги принимать не будем"..! А вскоре я узнал, что все пилоты, кто думал аналогично, однажды взлетели и улетели из АС Саки... Поначалу я даже не знал - куда... Но вскоре мы узнали - они все улетели на Север..! Вот примерно так он "перебазировал свой полк"...
 
Последнее редактирование:
Точнее 35-й (Железняк) сказал: Только сотый полк, его остатки на 27 перелетели на север. Но он уже не назывался 100 полком, потом на севере он получил новое наименование. Мой 5 ый полк родился в Крыму в 1939 году и умер в Крыму в 1995 году,
 
Последнее редактирование:
Очень интересно и читается легко. Спасибо.
 
Владимир Андреевич, были циферблаты на 24 часа. Только не для подводников, а для всех. И подозреваю, что вообще все часы на кораблях были 24-часовые, специально этим вопросом не занимался.
В 1967 году сразу после принятия присяги началась дисциплина Навигация. И через некоторое время начались тренировки по ведению навигационной прокладки. Так вот практически все часы были 24-часовые, примерно такие, как на фото:

А уж на кораблях и потом в училище увидели часы 12-часовые, известные 5-ЧМ.
Сначала в сером, а позднее на флоте и в слоновом корпусе.

Уже на нашей лодке были 5-ЧМ, слоновые. А в штурманском пульте и ещё на некоторых пультах - авиационные часы.
 
Один из таких рассказов
Очень интересно. Не видел ни разу лошадей в Заполярье, только коров. И не знал, что в маяке такая маленькая лампочка, которая автоматически меняется, если перегорит.
 
В мою бытность в Гремихе лошадей и оленей тоже не видел. Было стадо коров.
А насчёт лампочки - довелось быть на трёх маяках за свою службу. Отечественная осветительная система. Лампы там были довольно большие и маячник их менял вручную. А на Медвежьем система уже была норвежская, более совершенная.
И кроме того, оптическая дальность видимости маяка Медвежий 6 миль, поэтому лампа и маленькая.
На маяках 1 класса с дальностью миль 25 лампы уже мощные. И они не мигают, т.е. светят постоянно. А свет-тень и разноцветье обеспечивается вращающейся линзовой системой.
 
Gav_kot,
Дмитрий Борисович, приятно читать! Живо, по простому написано. Фото прекрасные.
Извините конечно, но по рассказу, фото напомнил мне нашего Сан Саныча....
Мир ему.