.
Вопиющий случай"
Итак, стали достоянием общественности материалы разбора, серьёзного "косяка" экипажа, одной из Российских авиакомпаний, произошедшего в декабре 2023 года. .
Если честно, то меня, за вчерашний день, просто "изнасиловали", как различные представители СМИ, так и в частном обращении просьбой, прокомментировать это авиационное событие.
-------------------------------------------------------------------------
«Бл*дь! Уходим! ...Зае*ал нах*й... Да ёб твою мать»
Boeing 738 «Победы» со 168 пассажирами едва не свалился при уходе на второй круг в Сочи. Пилоты, попав в грозовой очаг, порывистый ветер и сильную болтанку, потеряли контроль над самолетом.
Это произошло еще ночью 23 декабря при выполнении рейса DP338 из Казани в Сочи. Но обстоятельства инцидента, который едва не закончился трагедией, стали известны (Авиаторщина) только сейчас.
Пилоты заходили на посадку, имея информацию и наблюдая грозовой фронт, который приближался непосредственно в район аэродрома назначения, а также при наличии порывов ветра, превышающих предельные ограничения самолета.
Второй пилот неоднократно предлагал командиру уйти на 2-й круг, но тот не решался, отвечая: «Заходим», «Да куда уходить то?». Решение об уходе было принято, когда самолет уже попал в грозовой очаг, порывистый ветер и сильную болтанку.
Уход на 2-й круг экипаж выполнил в нарушении предписанных документами действий. В результате чего при первоначальной уборке механизации крыла сразу в положение Flaps1 борт летел на скорости, значительно меньше положенной в данной конфигурации, что могло привести к необратимым последствиям.
После перевода механизации в положение FlapsUp данная тенденция продолжилась. Экипаж этого не заметил, как и последующего перевода самолета в снижение в течение 15 сек, за которые он потерял сто метров высоты. Кроме того, при разворотах пилоты неоднократно допускали большой угол крена (до 49 градусов), о чем их предупреждала сигнализация BANK ANGLE.
Комиссия авиакомпании пришла к выводу, что при уходе на 2-й круг нагрузка на экипаж возросла настолько, что его способность анализировать информацию и адекватно на нее реагировать утратилась. Чрезмерная нагрузка была вызвана неграмотным решением экипажа на продолжение захода, которое привело к сложному пространственному положению самолета и кратковременной потере управления им.
После внутреннего расследования «Победа» разжаловала командира во вторые пилоты без права восстановления в качестве КВС.
_______________________________________________________________
Что я обо всем этом думаю?
Подобный случай не первый (как у нас, так и за рубежом) и, к сожалению, не последний.
Потеря полного контроля, со стороны экипажа, происходящего с самолетом, на каком-то этапе полета, иногда случается. Причина этой ситуации давно известна и прекрасно изучена, но....
Время от времени, все же такое происходит. (И хорошо, когда это заканчивается благополучно и совсем плохо, когда - нет.
(А330 Air France. 1 июня 2009 года. Рио де Жанейро-Париж. Ту-154 Анапа- Петер. 22 августа 2006 года. Armavia A320 Ереван - Сочи. 3 мая 2006 ....)
Перечислять можно долго, но во всех этих катастрофах, причина была одна - потеря пилотами контроля воздушного судна.
Что же приводит к таким результатам? Однозначно это информационная и эмоциональная перегрузка человеческих возможностей!
Я всегда приводил и привожу такой пример:
Представьте себе, что вы едете на хорошей машине, с красивой девушкой, по шикарному автобану. Отличная погода, солнце, музыка, мало машин, приятная попутчица. Вашего внимания вполне хватает для того, чтобы вести неторопливый разговор, наслаждаться дорогой и прекрасной мелодией.
Теперь та же ситуация, но ночью. И в этом случае, вы способны контролировать дорогу и вести беседу, однако музыка будет уже звучать несколько иначе (а скорее всего, вы её просто уже не станете воспринимать, (замечаь) так, как ваше внимание будет более сосредоточенным на слежении за ситуацией на дороге, в следствии ограниченной видимости и повышенной напряженности. )
Но пока все хорошо.
Ну а теперь...
Ночь, ливень, гроза, скользкая дорога и 150 км в час.
В такой обстановке, вам уже будет не до разговоров и не до музыки. Все ваше внимание будет сосредоточено на контроле машины и дороги!
1000% что вы не увидите мелькающих в свете фар за окном деревьев или нечаянно расстегнувшийся пуговицы блузки, на шикарной груди девушки!
Ваш психологический и эмоциональный предел достиг максимума и больше того, то, что ваш мозг может воспринять, он не воспримет!
Другими словами, из 100% потока информации и происходящих событий вокруг вас, в данный момент, вы будете, в лучшем случае, осознавать 40-50%. Остальное все пройдет мимо, словно его и не существует!
Точно в такой же ситуации оказался и экипаж рейса в Сочи. До определенного момента, им казалось, что они все контролируют и предвидят. Но с усложнением разворачивающихся событий, с нарастанием быстро меняющихся параметров и появлением новых вводных, наступил момент, когда человеческого ресурса просто не стало хватать. (нельзя впихнуть невпихуемое!). Дальнейшие действия пилотов носили хаотичный характер, больше машинальный, чем осознанный.
Причины:
Причины лежат намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Когда произошла катастрофа в Ростове на Дону, (Fly Dubai 19 марта 2016 года. (все то же самое. молниеносное развитие ситуации, потеря контроля, "туннельное зрение") компания в корне пересмотрела подход к режиму труда и отдыха экипажей. К целям и задачам на тренировках на тренажере. К комплектованию экипажей, (не слетанность, а психологическая совместимость) К методике подготовки и обучения.
Много чего было пересмотрено.
Как эпилог.
Никогда, карательная система, не приносила положительных результатов! Можно оштрафовать, разжаловать, уволить, расстрелять, но эффект от этого будет всегда обратный. Люди станут боятся, (да ну его нах! Вые..бут!) это, в свою очередь приведет к потере опыта и навыков.
До тех пор, пока все идет хорошо, всегда все хорошо, но как только "шаг в сторону, попытка к бегству..." - жди беды!
Не наказания нужно совершенствовать, а подготовку и тренировку. Нужны такие условия работы, когда пилот не скулит о том, что он из ночи в ночь на работе, а его месячный план кроят, так, что он не знает не то, что он будет делать завтра, но даже не в курсе, что произойдет сегодня вечером!
Очень много вопросов, но увы, пока это только вопросы.....
P.S.
Знаете как "лечили" курсанта в летном училище в мое время, если он, например, "бабахнул" самолет об полосу? Его не штрафовали и не сажали на гауптвахту, ему выписывали 10 полетов с инструктором сверх программы и потом он еще долго наматывал
круги самостоятельно (Взлет-посадка. валет-посадка..), в то время, как его товарищи уже летали на пилотаж!
Летайте Безопасно!