Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
.
Сегодня — 130 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося советского
авиаконструктора, трижды Герой Социалистического Труда ⭐⭐⭐, единственного лауреата семи
Сталинских премий,
генерал-полковника инженерно-технической службы, академика АН СССР.

Это имя в истории авиации — символ побед. Сергей Ильюшин, человек и самолёт, прижизненно признанный великим авиаконструктором. Один из маяков, на которых принято было равняться, хотя он стремился не к славе, а только к профессиональным рубежам, постоянно поднимая планку.

Жизнь С.В.Ильюшина вмещает почти всю историю русской авиации от первой «Авиационной недели», в проведении которой он участвовал в качестве землекопа, до первого старта широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, созданного его учениками.

Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчик поступил уже грамотным.

В 15 лет Сергей ушёл на заработки — как и многие его однолетки. Ильюшин скитался по городам и весям, пока не подвернулась работа, которая перевернула его жизнь. Он устроился землекопом и чернорабочим на ипподроме в Санкт-Петербурге.

И тут — на счастье — ипподром переоборудовали под лётное поле, и во время первой авиационной недели в Петербурге в 1913 году Ильюшин оказался в нужное время в нужном месте. С тех пор у него была одна цель.

Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а осенью 1921-го поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота, через год ставший академией Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Там Ильюшин сконструировал свой первый планер «Мастяжарт»
(Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат), стал участником всесоюзного слёта планеристов в Коктебеле.

С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиазаводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось.
Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче.

Вся его жизнь протекала от самолёта к самолёту, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьёзное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Каждый самолёт — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели.

На ильюшинской машине ЦКБ-26 лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолёте с
коммерческой нагрузкой в 500 кг - 11 458 м.

А потом больше рекордов. Самым известным оказался перелёт из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза.

Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолётов, уничтожил пять мостов и привёл в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.
На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полёт. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег лётчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»

307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников, умерший 20 марта 2023 года в возрасте 103 лет. Летал он за штурвалом дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву еще не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны заводы СССР выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!

Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х.

Сразу после войны Ильюшин продолжал разрабатывать и боевые самолёты, но всё больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Ещё в военные дни он стал делать наброски машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбёжек.

Так появился Ил-14, имевший множество модификаций. В полярной авиации он оставался незаменимым долго.

Следующая машина ОКБ Ильюшина, Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота».
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолёт мирового уровня, который мог бы без посадок летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октября. Долгое время Ил-62 был и официальным правительственным самолётом для глав Советского Союза и России.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации.

 
Реклама
У меня есть друзья, кто летал на Ил-18, Ил-62, Ил-96. Все очень хорошо отзывались.
Мой однокашник, Михаил Казаков, после училища годик полетал на Ан-24 в Быково, редкий случай, чтобы перейти сразу на Ил-62.
Летал в Домодедово на Ил-62, Ил-96, потом в Шереметьево на Ил-96. Хвалил этот самолет, в шутку, когда спрашивали, где он работает, говорил, что ездит на ЗИЛ-96. Всю жизнь дальнобойщик.Теперь несколько лет он КВС Боинг-777. Собственный рекорд у него - перелет без промежуточной посадки на Ил-96М из Москвы в Сидней, на выставку. Если правильно помню, 17 часов летели.
Ил-96 не убил ни одного пассажира, надежный самолет и гоняет на скорости до 0,86М, хорошая скорость.
Двигатели бы поэкономичнее, но ставили Роллс-Ройсы и Пратт&Уитни, сам их видел в Шереметьево.
Но это не вина КБ Ильюшина, это наша общая проблема двигателестроения. Но надежность на высоком уровне, не зря эти самолеты, современные модификации Ил-96, до сих пор заказывают в СЛО, правительственный отряд.
 
Последнее редактирование:
Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчик поступил уже грамотным.
Меня в его биографии больше всего поразил этот факт. Одиннадцатый ребёнок
в крестьянской семье, родившийся в Вологодской глубинке и ставший одним
из выдающихся авиаконструкторов не только СССР, но и мира!
 
Последнее редактирование:
Много раз наблюдал их полёты в Мариуполе (Жданове), но никогда изнутри. Спасибо!
Помню в старые добрые времена, когда мы были молодыми и красивыми, "трансатлантический" рейс на АН-24 Симферополь - Жданов - Северодонецк. :cry:
 
Много раз наблюдал их полёты
В С-2 (Сафроново - 1) вместе с нашим
противолодочным вертолётным полком
базировался 403 отдельный противолодочный АП,
оснащённый Бе-12. Летали вместе с ними с одной полосы.
Помню глиссада проходила в метрах 500 от пятиэтажки, в которой я жил с семьей. Плановые полеты выполнялись практически четыре дня в неделю, днём и ночью.
Засыпали под звуки взлетающих (заходящих на посадку) самолетов (вертолетов) и просыпались.
Причём к этому очень быстро привыкаешь, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
 
Последнее редактирование:
Причём к этому очень быстро привыкаешь, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
Люди,наверное, были другие!..
В прошлом году , я писал, и это совершенно не шутка, жители села Шигоны обратились в аппарат с предложением закрыть Сызранское училище или перенести его в другое место..
Видите ли, летающие вертолеты мешают смотреть телевизор и отдыхать!
 
Видите ли, летающие вертолеты мешают смотреть телевизор и отдыхать!
Примерно такая же история. Только начали эксплуатировать Агусту109е как народ (согласен с Вами - другой) начал возмущаться. Это при том, что мы утром улетели, вечером прилетели, а то и вообще по нескольку дней отсутствовали. Дошли до городских властей. Приехала комиссия и спецы с аппаратурой. Установили её в районе жилых зданий. Мы выкатили аппарат, запустили двигатели и стоим молотим на МГ. А специалисты замеряют уровень децибел. В это время проезжал трамвай, пути которого лежали между вертолётом и домами. В этом районе это был единственный общ.транспорт. В результате шум от него оказался выше, чем от вертолета. Конфликт был исчерпан. Ну не лишать же людей единственного транспорта...)))
 
Реклама
Конфликт был исчерпан. Ну не лишать же людей единственного транспорта...)))
Визг трамвая для народа был родным фоном.
...мне вот тоже с детства милее рёв и звон в окнах от "ревущего зверя", ...а сейчас, хоть и глухой, но как проедет мопед, так сразу режет слух.
 
В это время проезжал трамвай, пути которого лежали между вертолётом и домами. В этом районе это был единственный общ.транспорт. В результате шум от него оказался выше, чем от вертолета. Конфликт был исчерпан. Ну не лишать же людей единственного транспорта...)))
Надо было трамвай отменить. Просили тишины - получайте. :giggle:
 
Засыпали под звуки взлетающих (заходящих на посадку) самолетов (вертолетов) и просыпались.
Причём к этому очень быстро привыкаешь, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
В Германии к этому не хотят привыкать. Постоянные жалобы и требования. В большинстве аэропортов действует запрет на ночные полёты. Для разрешённых разработан способ посадки с минимизацией шума. Аэропорты установили аппаратуру контроля уровня шума с индикацией онлайн в Интернете. Стоимость проживания в районе аэропортов снижена...
 
Германии к этому не хотят привыкать.
Когда служил в ЧССР ночные полёты только до 24.00,местным жителям из деревень возле аэр. денежная компенсация. Доходило до курьезов, проходили письма что после перехода сверх звука сдохло столько-то кур или перестали нестись и пр. Было такое.
 
Добрый день Всем и хорошего настроения!

А, у нас сегодня солнышко , тепло и обещают сегодня температура +17!🙂
А, ещё у меня вчера орхидея расцвела, красота, любуюсь !🙂
 
Последнее редактирование модератором:
В Германии к этому не хотят привыкать. Постоянные жалобы и требования. В большинстве аэропортов действует запрет на ночные полёты. Для разрешённых разработан способ посадки с минимизацией шума.
Да, в Джепсене есть такие ограничения у некоторых аэропортов, например, ограничение использования реверса в ночное время, если это не угрожает безопасности.
Хорошо помню, что в Шереметьево взлетали как обычно, а в году 1992-м ввели процедуру уменьшения шума на местности.
Стали после взлета набирать высоту 1000 м с закрылками во взлетном положении, потом убирали. Если и пролетишь над домами, то уже на высоте 1 км, а для громкости это расстояние важно.
Еще ширину коридоров в московском аэроузле урезали до 4 км, отклоняться можно до 2 км влево и вправо. Отклонялись вообще-то, от тех же кучевок, но диспетчер уже мог ругнуться, если не по согласованию.
Во Внуково схемы подхода и выхода понаделали замысловатые, кругом запретные зоны понаставили.
В Сыктывкаре аэропорт в самом городе, давно было, что первый вылет по расписанию в 7:00. В мороз за километры слышишь гул, значит, 7 утра, Ту-134 в Москву полетел :) И пошло-поехало, аэропорт каждое утро с этого времени начинал гудеть как пчелиный улей, утренний разлет Ан-2, Ми-2, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ту-134. Рейсов было в разы больше, чем сейчас.
 
А, у нас сегодня солнышко , тепло и обещают сегодня температура +17!🙂
А у нас в Храброво уже +17, аномально для конца марта. У нас обычная температура даже для апреля 12 - 15 градусов.
В Гагарине (аэропорт Саратова) сейчас +12. :) Фактическую погоду смотрю по американскому сайту, они всё про нас знают, еще и карта удобная: SkyVector: Flight Planning / Aeronautical Charts
 
Реклама
Назад