.
Сегодня — 130 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося советского
авиаконструктора, трижды Герой Социалистического Труда , единственного лауреата семи
Сталинских премий,
генерал-полковника инженерно-технической службы, академика АН СССР.
Это имя в истории авиации — символ побед. Сергей Ильюшин, человек и самолёт, прижизненно признанный великим авиаконструктором. Один из маяков, на которых принято было равняться, хотя он стремился не к славе, а только к профессиональным рубежам, постоянно поднимая планку.
Жизнь С.В.Ильюшина вмещает почти всю историю русской авиации от первой «Авиационной недели», в проведении которой он участвовал в качестве землекопа, до первого старта широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, созданного его учениками.
Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчик поступил уже грамотным.
В 15 лет Сергей ушёл на заработки — как и многие его однолетки. Ильюшин скитался по городам и весям, пока не подвернулась работа, которая перевернула его жизнь. Он устроился землекопом и чернорабочим на ипподроме в Санкт-Петербурге.
И тут — на счастье — ипподром переоборудовали под лётное поле, и во время первой авиационной недели в Петербурге в 1913 году Ильюшин оказался в нужное время в нужном месте. С тех пор у него была одна цель.
Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а осенью 1921-го поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота, через год ставший академией Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Там Ильюшин сконструировал свой первый планер «Мастяжарт»
(Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат), стал участником всесоюзного слёта планеристов в Коктебеле.
С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиазаводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось.
Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче.
Вся его жизнь протекала от самолёта к самолёту, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьёзное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Каждый самолёт — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели.
На ильюшинской машине ЦКБ-26 лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолёте с
коммерческой нагрузкой в 500 кг - 11 458 м.
А потом больше рекордов. Самым известным оказался перелёт из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза.
Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолётов, уничтожил пять мостов и привёл в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.
На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полёт. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег лётчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»
307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников, умерший 20 марта 2023 года в возрасте 103 лет. Летал он за штурвалом дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).
В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву еще не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны заводы СССР выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!
Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х.
Сразу после войны Ильюшин продолжал разрабатывать и боевые самолёты, но всё больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Ещё в военные дни он стал делать наброски машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбёжек.
Так появился Ил-14, имевший множество модификаций. В полярной авиации он оставался незаменимым долго.
Следующая машина ОКБ Ильюшина, Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота».
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолёт мирового уровня, который мог бы без посадок летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октября. Долгое время Ил-62 был и официальным правительственным самолётом для глав Советского Союза и России.
Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации.
Сегодня — 130 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося советского
авиаконструктора, трижды Герой Социалистического Труда
Сталинских премий,
генерал-полковника инженерно-технической службы, академика АН СССР.
Это имя в истории авиации — символ побед. Сергей Ильюшин, человек и самолёт, прижизненно признанный великим авиаконструктором. Один из маяков, на которых принято было равняться, хотя он стремился не к славе, а только к профессиональным рубежам, постоянно поднимая планку.
Жизнь С.В.Ильюшина вмещает почти всю историю русской авиации от первой «Авиационной недели», в проведении которой он участвовал в качестве землекопа, до первого старта широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, созданного его учениками.
Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчик поступил уже грамотным.
В 15 лет Сергей ушёл на заработки — как и многие его однолетки. Ильюшин скитался по городам и весям, пока не подвернулась работа, которая перевернула его жизнь. Он устроился землекопом и чернорабочим на ипподроме в Санкт-Петербурге.
И тут — на счастье — ипподром переоборудовали под лётное поле, и во время первой авиационной недели в Петербурге в 1913 году Ильюшин оказался в нужное время в нужном месте. С тех пор у него была одна цель.
Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а осенью 1921-го поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота, через год ставший академией Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Там Ильюшин сконструировал свой первый планер «Мастяжарт»
(Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат), стал участником всесоюзного слёта планеристов в Коктебеле.
С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиазаводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось.
Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче.
Вся его жизнь протекала от самолёта к самолёту, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьёзное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Каждый самолёт — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели.
На ильюшинской машине ЦКБ-26 лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолёте с
коммерческой нагрузкой в 500 кг - 11 458 м.
А потом больше рекордов. Самым известным оказался перелёт из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза.
Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолётов, уничтожил пять мостов и привёл в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.
На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полёт. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег лётчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»
307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников, умерший 20 марта 2023 года в возрасте 103 лет. Летал он за штурвалом дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).
В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву еще не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны заводы СССР выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!
Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х.
Сразу после войны Ильюшин продолжал разрабатывать и боевые самолёты, но всё больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Ещё в военные дни он стал делать наброски машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбёжек.
Так появился Ил-14, имевший множество модификаций. В полярной авиации он оставался незаменимым долго.
Следующая машина ОКБ Ильюшина, Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота».
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолёт мирового уровня, который мог бы без посадок летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октября. Долгое время Ил-62 был и официальным правительственным самолётом для глав Советского Союза и России.
Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации.