Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Сегодня воскресение. Надо бы о чём то весёлом историю рассказать. Работает моя память. История в мыслях-
высветилась. Тема - Мне очень повезло...

Начальник отдела Самойлович говорит - Сегодня нас посетит Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза А.А. Гречко. Генеральный (П.О. Сухой) ознакомит министра с макетом самолёта Т-4 (Сотка).
Консультанты от ОКБ - Самойлович по проекту в целом - Смирнов по кабине лётчика, штурмана, катапультному креслу и скафандру.
Макетный зал. Макет самолёта Т-4 в натуральную величину. Перед макетом длинный стол. В центре стола сидит наш
Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой. На нём серый костюм. Светлая рубашка. Скромный галстук. Справа
от него сидит Маршал Советского Союза А.А. Гречко. Всего военных было пять или шесть человек. Там же сидит
О.С. Самойлович. По периметру зала равномерно (дистанция на одного линейного) люди в штатском. Могу только
догадываться из какой организации.
Генеральный тихим, спокойным голосом рассказывает. Идёт нормальный обмен мнениями. Иногда от военных,
из свиты Маршала, слышу короткие реплики - Да! Это не просто самолёт. Это революция в самолётостроении.
Наш Т-4 стоит во всей своей красе. Носовая часть фюзеляжа в крейсерском положении. Не самолёт, а игла!
Я сижу в кабине лётчика на высоте третьего этажа. При закрытом "носе" обзор плохой , но кое что всё же вижу.
К кабине приставлена стремянка. Кстати, мне было указано - сидеть тише мышки, не высовываться из кабины.
Не волновался. Обе кабины были скомпонованы именно мною. Знал всё наизусть. Одна важная деталь. Фонарь
кабины лётчика открывался вверх-назад. У штурмана так же. Но на макете не было механизма фиксации фонаря
в открытом положении. Сидеть с закрытым фонарём без вентиляции? Сделали деревянную распорку. На верхний
конец распорки опирается фонарь кабины, нижний конец распорки стоит на подфонарке кабины. Сижу. Не знаю как там на"земле", но на моей "высоте" было очень жарко и душно. Видимо я задремал. Слышу скрип стремянки, открываю глаза и вижу маршальскую кокарду на фуражке. Кладу локти на подфонарку (решил встретить Министра обороны стоя? Зачем?) Движением левого локтя вышибаю распорку. Фонарь падает на мою голову. Слышу как грохочет по ступенькам летящая вниз распорка. В глазах помутилось. Отжимаюсь от кресла и держу фонарь на себе - Товарищ маршал поднимайтесь! А.А. Гречко не приближаясь, сверху, чуть глянул в кабину и стал спускаться вниз. Встреча продолжалась.
Мой начальник помог мне выбраться на стремянку - Облокотись о борт и тихо сиди. Они уйдут .Вызо-вем скорую. Люди в штатском поднимутся - отвечай на их вопросы. От скорой отказался. На заводской легковушке отвезли домой. На улицу 2-я Брестская, в мою сырую полуподвальную ком-
нату. Дали три дня отгула. На следующий день начальник звонит - Сергёй тебе очень повезло. Если бы
распорка фонаря попала в Маршала то...сидел бы на Лубянке. Положительную характеристику на
тебя мы уже отправили туда.
Риски кругом сопровождают нас. Но в данной ситуации все риски создал я сам.
 
Последнее редактирование:
наш с тобой Ми-14ПЛ был неплох
Мы с тобой забыли Юрия Викторовича)) Это тоже его любимый вертолёт, столько лет отдал службе на нём.
Замечательно, что мы знаем и любим наш вертолёт, и ещё отлично, что мы знаем друг друга лично и общаемся!
 
Это тоже его любимый вертолёт, столько лет отдал службе на нём.
Спасибо Владимир Олегович. Это ты точно подметил, Ми-14ПЛ мой любимый вертолёт,
с которого началась моя служба в полку
после окончания училища и продолжилась
там же и на этой же замечательной технике
после окончания академии.
 
Пилотяге. Серёжа, правда, что нам с тобой стыдно слышать, как сливают остаток
топлива 50 литров. Наш "Людоед" возил без пользы для двигателей 3700 литров.
Помню у тебя и у меня дважды в конце пробега останавливались движки, а
носовое колесо висело в воздухе. Самое странное, что после прохода БПРМ,
штурвал брался не на себя , (как у обычных самолётов) , а отдавался вперёд
до приборной доски.
 
Чистейшей воды, образцовый КПН (конструктивно-производственный недостаток).
Так сказал бы мой зам по ИАС, имея ввиду меня лично и мои действия.
И добавил бы "Удавить вас, товарищ командир, мало".

 
Последнее редактирование:
Да, Геннадий Васильевич, совершенно верно, наш "людоед" был спроектирован так, что по соображениям центровки на посадке (двигатели-то тяжеленные оба в хвосте, на килевой балке), по Инструкции лётчик не мог оставлять остаток топлива менее 4-х тонн (они должны были остаться в передних группах баков, именно для компенсации большого веса движков)... А для безопасности , на посадке триммировать штурвал по Инструкции было нельзя..! Но даже при таком остатке на посадке оставались усилия на штурвале, мягко говоря, - не нормальные, т.е. приходилось для выравнивания на посадке не брать штурвал на себя, как у обычных, нормальных самолётов, а - только придерживать штурвал, чтобы он не "шёл на себя" излишне энергично, т.е. - придерживать его, поскольку сместившаяся назад центровка сама "старалась создать посадочный угол" самолёту... Вот такие были особенности центровки на ТУ-22 при посадке, а на скоростях, близких к 380 - 400 км.час. это было очень не хорошо. Ну и добавлю, что как и всегда в обычной жизни, в лётном деле бывали не стандартные ситуации, когда на посадке оставалось топлива менее, чем указанные в Инструкции 4 тонны (т.е. центровка тогда становилась близка к предельно-задней) и это приводило к ещё большему усложнению посадки, а на рулении в таком случае, переднее колесо почти не управлялось, т.к. почти не касалось бетона и даже была опасность "посадить самолёт хвостом на бетон" (у техников даже была специальная подставка, которую надлежало ставить под хвост, как упор, чтобы предотвратить возможное падение на хвост. Были и у меня случаи, когда остаток топлива на посадке был намного меньше, чем "те самые запретные 4 тонны"... Но я для выхода из такого опасного положения действовал по другому: во-первых, я в нарушение положения Инструкции на посадке (что после БПРМ триммировать нельзя!), - всё равно триммировал и тем самым создавал на штурвале нормальные, т.е. - тянущие, усилия до самой посадки... А вот при рулении в такой ситуации (когда переднее колесо почти не касалось бетона и поэтому почти не управлялось), я во-первых, рулил слегка на оборотах (а это создавало некоторый момент от двигателей на пикирование - двигатели-то вверху) и при этом рулил с чуть приторможенными колёсами до самой стоянки, затем, не выключая движков и стоя при этом на тормозах, подзывал техников и знаками показывал, что нужен упор под хвост... После установки техниками упора, я мог спокойно и безопасно выключать движки... Так у меня было дважды и всё обошлось без эксцессов...
 
Поразительная находчивость...
А если бы распорку выбил маршал и лишился головы, то ничьи характеристики никому бы не помогли.
 
Анатолий Ильич! Здравствуйте! На макете конструктор часто, что-то примеряет, что-то переставляет.
C фонарями сдвигающимися назад проблем не было. С откидными вверх или назад, обычно два-три
человека открывали, закрывали без проблем. Если кабина нужна на долгое время, фонарь на макете
Т-4 просто снимали. Кабину закрывали мягким чехлом. Почему эта распорка оказалась не надёжной,
в деталях уже не помню. Видимо я слишком энергично вскочил, спиной чуть приподнял фонарь.
Распорка выскочила из опорных точек. Распорка не являлась частью конструкции самолёта. Временная технологическая деталь. После удара по моей "умной" голове наши взгляды встретились.
Глаза в глаза. Его глаза выражали сочувствие. Самойлович рассказал , что маршал абсолютно спокойно спустился со стремянки и продолжил беседу с генеральным конструктором. Странно -
ни от кого не было упрёков в мой адрес.
Кто он такой - внук врага народа, беспартийный, в предках царский генералТизенгаузен.
Действительно Повезло. Не тридцать седьмой год.
 
Вспомнил, как в детстве пытался ловить голубей, которые среди кур клевали зерно во дворе. Тазик вверх дном, одну сторону подпирает палочка, к которой привязана бечевка. Под тазик насыпал зерно, сам с другим концом бечевки за угол поленницы прячусь. Но голуби и проворные и умнее кур были.
 

Досадная связь случайностей, объединённая в цепь событий по месту и времени.
Обычно она никак не зависит от наших намерений и участия и называется "непруха".
Как у Шолохова:
.
Проснувшись, Яков Лукич долго сидел на кровати, тупо смотрел перед
собой ошалело испуганными глазами. "Такие паскудные сны к добру не снятся.
Быть беде!" - решил он, ощущая на сердце неприятную тяжесть и уже наяву
отплевываясь при одном воспоминании о том, что недавно снилось.
В самом мрачном настроении он оделся, оскорбил действием ластившегося к
нему кота, за завтраком ни с того ни с сего обозвал жену "дурехой", а на
сноху, неуместно вступившую за столом в хозяйственный разговор, даже
замахнулся ложкой, как будто она была маленькой девчонкой, а не взрослой
женщиной. Отцовская несдержанность развеселила Семена: он скорчил
испуганно-глупую рожу, подмигнул жене, а та вся затряслась от беззвучного
смеха. Это окончательно вывело Якова Лукича из себя: он бросил на стол
ложку, крикнул срывающимся от злости голосом:
- Оскаляетесь, а скоро, может, плакать будете!
Не докончив завтрака, он демонстративно стал вылезать из-за стола и
тут, как на грех, оперся ладонью о край миски и вылил себе на штаны
недоеденный горячий борщ. Сноха, закрыв лицо руками, метнулась в сени.
Семен остался сидеть за столом, уронив на руки голову; только мускулистая
спина его вздрагивала да ходуном ходили от смеха литые лопатки. Даже вечно
серьезная жена Якова Лукича и та не могла удержаться от смеха.
- Что это с тобой, отец, ныне подеялось? - смеясь, спросила она. - С
левой ноги встал или плохие сны снились?
- А ты почем знаешь, старая ведьма?! - вне себя крикнул Яков Лукич и
опрометью выскочил из-за стола.
На пороге кухни он зацепился за вылезший из дверного косяка гвоздь, до
локтя распустил рукав новой сатиновой рубахи. Вернулся к себе в комнату,
стал искать в сундуке другую рубаху, и тут небрежно прислоненная к стене
крышка сундука упала, весомо и звучно стукнула его по затылку.
- Да будь же ты проклят! И что это нынче за день выдался! - в сердцах
воскликнул Яков Лукич, обессиленно садясь на табурет, бережно ощупывая
вскочившую на затылке здоровенную шишку.
Кое-как он переоделся, сменил облитые борщом штаны и пор ванную рубаху,
но так как очень волновался и торопился, то позабыл застегнуть ширинку. В
таком неприглядном виде Яков Лукич дошел почти до правления колхоза, про
себя удивляясь, почему это встречающиеся женщины, поздоровавшись, как-то
загадочно улыбаются и поспешно отворачиваются...
Недоумение его
бесцеремонно разрешил семенивший навстречу дед Щукарь.
- Стареешь, милушка Яков Лукич? - участливо спросил он, останавливаясь.
- А ты молодеешь? Что-то по тебе не видно! Глаза красные, как у крола,
и слезой взялись.
- Глаза у меня слезятся от ночных чтениев. На старости годов читаю и
прохожу разное высшее образование, но держу себя в аккурате, а вот ты
забывчив стал прямо по-стариковски...
- Чем же это я забывчив стал?
- Калитку дома позабыл закрыть, скотину пораспускаешь...
- Семен закроет, - рассеянно сказал Яков Лукич.
- Твою калитку Семен закрывать не будет...
Пораженный неприятной догадкой, Яков Лукич опустил глаза долу, ахнул и
проворно заработал пальцами. В довершение всех бед и несчастий,
свалившихся на него в это злополучное утро, уже во дворе правления Яков
Лукич наступил на оброненную кем-то картофелину, раздавил ее и,
поскользнувшись, растянулся во весь рост.
Нет, это было уже чересчур, и все творилось неспроста! Суеверный Яков
Лукич был глубочайше убежден в том, что его караулит какое-то большое
несчастье. Бледный, с трясущимися губами, вошел он в комнату Давыдова,
сказал:
- Захворал я, товарищ Давыдов, отпустите меня нынче с работы. Кладовщик
меня заменит.
 
Последнее редактирование:
Немного о природе. Вот уже несколько дней у меня за окном на уровне третьего этажа учебно-тренировочная пилотажная зона. Стрижи ставят на крыло молодняк. Стайка особей 10+(посчитать не получается) носятся по кругу с писком. В этом поиске узнаю: - Не тяни! Скорость! Проверь высоту! Убери левый крен!.... Да, круг полётов все время правый.)))
 
Убери левый крен!....
Всё правильно: сначала убираем крен и только потом тангаж.
Меня так учили и я так учил.
...
Говорят, кольца Сатурна состоят из камней и бесчисленной пыли.
Может и мы такие-же вечные пылинки мироздания?
 
Последнее редактирование:
Напрашивается незатейливый вопрос:"А насосы перекачки между группами баков тогда ещё не изобрели или есть какая-то инженерная тайна, которая недосягаема моему неокрепшему уму?"
 
Классика.
 
Так речь шла о том, что весь остаток только в передней группе был и того не хватало для балансировки. Это для свистка 4 тонны много, а для "ревущего зверя" это уже совсем ничего.
 
Все эти перечисленные Вами рекорды были установлены на самолетах Т-431 и Т-405 (обозначения для ФАИ). В "быту" это самолеты Т-43-1 и Су-9 №04-05. На Су-7 рекорды не ставились.
 
Очень точно. Я сам такой.
Бывают дни - ну всё из рук валится. Бросаю работу,
какой бы она ни была. Если может подождать.
И наоборот - всё у меня ладится, как бы само собой.
Тогда стараюсь переделать максимум возможного.