Посмотрел в инете - интересная судьба, связана с твоим питерским политехом и с морской авиацией и с полярниками.
Все видел, все знал.
Борька Чухновский - в числе моих любимчиков. Интересный персонаж и охламон в принципе в хорошем смысле этого слова. У меня есть основания так считать, поскольку пришлось ознакомиться с некоторыми воспоминаниями о нём из частной переписки, да и вообще, судя по документам.
В Википедии есть обновлённая статья про него, там много всяких источников, но первым идёт:
Журавлёв В. В., Вабищевич Г. Э., Митюрин Д. В. В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской авиации в Ораниенбауме. — Ломоносов, 2016. — 448 с. : ил. — С. 401—405.
Надо ли говорить, что 85% книги вышло из-под моего пера.
И уж, конечно, Борькину биографию писала я. Причём, до меня почему-то пиарилась только арктическая составляющая биографии Бориса Чухновского, а военная как-то по боку прошла. А меня-то интересовала именно военная, а арктическая - как пристяжная к военной.
Во-первых, он участвовал в обеспечении того самого Ледового похода Балтийского флота.
Балтийский флот в 1918 году-капитан 1-го ранга ЩАСТНЫХ А.М.
Да-да, вот этого самого. Только не Щастных, а Щастный Алексей Михайлович. Им тоже немножко пришлось заниматься, точнее не им самим, а Ледовым походом. Но щас не про это.
Так вот Борис Чухновский служил в ораниенбаумском отряде и вылетал на ледовую разведку в интересах обеспечения Ледового похода.
Во-вторых, Чухновский в первой половине 1920-х гг. был одним из самых лучших лётчиков в авиации Балтики, но безбожно лихачил. Авантюрист ещё тот. Вероятно, склонность к приключениям привела его и в Арктику.
В-третьих, что интересно, Борька дважды пытался учиться в нашей (твоей, моей и всехней) Военно-морской академии. Даже каким-то неведомым чудом сохранился групповой снимок, где он присутствует. А старых фото в академии сохранилось не так уж много, они не всегда или не исчерпывающе подписаны, поэтому приходится лёСиков опознавать в лицо только потому, что я их ЗНАЮ. Но академию он так и не закончил, его навсегда околдовала Арктика.
В-четвёртых, в 1924 г. он вторым, после Нагурского (через 10 лет), полетел к Новой Земле, там участвовал в экспедиции под руководством Николая Николаевича Матусевича - это выдающийся наш гидрограф, тоже один из корифеев в академии. Так вот экспедиция базировалась в Маточкином шаре, и Борька летал на ледовую разведку, причём не только над Баренцевым (как Нагурский), но уже и над Карским морем. Так что именно Чухновский - первый морской лётчик, летавший над Карским морем. После этого он перевёлся в академии на гидрографический факультет, но в 1925 г. он летом опять полетел на Север, теперь уже с Отто Кальвица. Кстати, Кальвица - финн, плохо говоривший по-русски, но выдающийся лётчик, сначала морской (военный), а затем тоже полярный.
В-пятых, всем известно, что Борис воевал в Гражданскую. Но он ещё и выполнил несколько десятков боевых вылетов в Великую Отечественную, не только на ледовую разведку, но и на бомбометание.
В-шестых, у него был родной брат Всеволод, тоже морской лётчик, в 1920 г. окончил нашу ШМА. Я это выкопала по документам.
А в прошлом году обнаружила фото Всеволода:
Смотрите музейные коллекции онлайн.
union.lenoblmus.ru
Ну, а эпизод со спасением экспедиции Нобиле действительно принёс Борису Чухновскому всемирную славу, да что там, всемирную СЛАВУ принёс.
Но это просто самый известный эпизод в его биографии, потому что связан со спасением иностранцев.
ПыПыСы: Сегодня 110-я годовщина Первой мировой войны.
ПыПыПыСы. Вроде бы как по новому стилю начало войны (110 лет назад) будет завтра, 15(28) июля 1914 г. А Россия вступила в неё 19 июля (1 августа) - печальная дата ещё впереди.
А если уж про завтра, то по старому стилю это ооооочень знаменательная дата для морской авиации. По новому стилю она получится 10 августа.
Записывайте, пацаны и девчонки:
"Звание (квалификация) «морской лётчик» было введено на основании ст. 64 «Положения о службе авиации в службе связи», утверждённого Императором 28.07.1914 г. и объявленного приказом по флоту и Морскому ведомству № 269 от 16.08.1914 г. Причём звание присваивалось только тем, кто летал на гидросамолётах.
Формально многим офицерам, ранее дипломированным как «военные лётчики», новое звание в 1915-1916 гг. было присвоено «задним числом». Циркуляром от 05.11.1915 г. в звании «морской лётчик» утверждены не менее 19 офицеров - с 1 июля 1914 г. и не менее 5 офицеров – с 4, 5 и 16 октября 1914 г. Одним из первых звание вновь присвоено циркуляром от 09.04.1915 г. лейтенанту Георгию Сергеевичу Скрягину с 14.02.1915 г. Во флоте служили и другие выпускники авиационных школ, ранее обучавшиеся на колёсных самолётах и имевшие звание «военный лётчик», как в авиации на нелётных должностях, так и в других родах сил ВМФ.
29 января 1915 г. был «высочайше» утверждён специальный нагрудный «знак об окончании Офицерского класса Морской авиации».
[1] Указ был объявлен приказом по флоту и Морскому ведомству № 73 от 07.02.1915 г."
Даю ссылку на источник цитаты: Вабищевич, Г. Э. Отдел Воздушного флота: у истоков морской авиации и всей военной авиации России, 1910-1917 годы / Г.Э. Вабищевич // Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст., вып. 8. / [ред.-сост. Ю. В. Кузьмин]. – М. : Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2017. – 272 с. – С. 3-45.
Нет повода не выпить!