Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ

Здесь многие летали на Ту-16, мне не понятна фраза про топливные баки и заправку.
У нас в полку при мне были 4 модификации Ту-16 (Р, РМ1, РМ2, З), у всех топливные системы были разные.
Заправщик от серийного и от остальных по большому счету отличается дополнительным баком в бомболюке для передачи топлива заправляемым. Как нужно нарушить заправку, чтоб после отрыва самолет ушёл в левый кран до 90 градусов? Не заправить баки правого крыла? Фраза про заправку как "заправщика" видимо означает, что залили какое то количество в центральный, а как это повлияет на заваливание в крен?
Лично мне эта версия не понятна совсем.
 
Последнее редактирование:
Блин, - "скорректировали"... Тогда возникает другой вопрос: а где были все необходимые перед полётом проверки лётчиков топливомеров, как они допустили совершенно не соответствующую для полёта заправку с опасным дисбалансом левой и правой группой крыльевых баков..? Ну так получилось, что техсостав "прощёлкал" с заправкой, но пилоты-то должны были это обнаружить перед полётом..!? Но почему-то не обнаружили... Грустно, что ЛС иногда всё же допускает такие грубые, я бы сказал, - судьбоносные, просчёты, причём, не в условиях жестокого лимита времени, когда счёт идёт на секунды, а в спокойной обстановке обычной предполётной проверки оборудования кабины... Или всё-таки причина катастрофы всё-таки другая и окончательно даже не совсем точно установленная..?
 
26 сентября 1991 года во время выполнения плановых полетов с аэродрома Саки, без контрольного полета с инструктором на спарке Су-25утг, по указанию РП (руководителя полетами) выполнил 3-и незапланированных прохода над палубой тавкр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с касанием, затем посадку и взлет с его палубы.

Таким образом, начальник ВОТП (воздушной огневой и тактической подготовки) – летчик 1063 ЦБП (КА) (Центра боевой подготовки Корабельной авиации) подполковник Тимур Автандилович АПАКИДЗЕ стал первым из строевых летчиков, выполнивших посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера.

 
получилось, что техсостав "прощёлкал" с заправкой,
Вспоминаю как у нас проходила заправка и выходит, что теоретически это возможно. Заправка у нас осуществлялась из двух ТЗух. Один механик начинал с левой плоскости, другой с правой, по два пистолета на каждого. Кто быстрее заправлял четвертую группу, переходил на вторую переднюю, а с третьей на первую переднюю. Могло так получиться, что одна ТЗуха не пришла, в запарке забегалась и забыли. Но это чисто теоретически, второй механик как-то должен был напомнить, да и стартех расписывался за количество принятого топлива.
 
Ну и для сравнения: на ТУ-22 такого не могло случиться, поскольку на нём заправка происходила по другому. Во-первых, точка откуда происходила заправка - была одна, - через централизованный узел заправки, во-вторых, раздачу топлива в баки (и фюзеляжные и крыльевые) осуществлял автомат заправки. Лётчик перед полётом должен был лишь проверить по топливомерам соответствие заправки каждого бака конкретному заданию...
 
Почему подполковник?...
Эх, журналами...
Костя, а ты уверен, что ошиблись? Особенно с должностью, сомневаюсь тоже. Вероятно, со званием так получилось по тем же причинам, что и перемещение его с должности комполка (помню почему то, что не на нач ВОТП, а на зам по боевой подготовки) пусть и в центр, но это фактически понижение, во всех смыслах... Я тоже сильно удивился, когда увидел его подполковничьи погоны. Не знаю, был он полковником, командуя полком и его понизили в звании, или просто присвоение звания задерживали. Слышал, что тому перемещению (с должности командира "сотки") предшествовали несколько аварий и катастроф в полку. Можно по разному относиться к этим решениям, но против фактов не попрёшь. В любом случае, Тимур Автандилович был и остался лучшим и первым палубным летчиком. Доказал это всей своей жизнью, не только той первой посадкой на палубу, к которой его полулегально готовили фирменные испытатели, а дальнейшей службой, уже на севере. Трудно представить, через что пришлось пройти ему со своими тимуровцами, чтобы сохранить саму идею, программу и корабль. Светлая память легендарному командиру...
 
И с одной ракетой Ту-22 не мог лететь, и правака не было, который в спешке мог не успеть пооверить заправку. А спешка, когда погода неустойчива и варианты (СМУ и ПМУ) могут меняться, имела место быть. Поэтому не будем судить строго пилотов, которые погибли, даже если по своей ошибке, которую так и не не установила комиссия. Это к словам "должны, прокняпали"...
 

Ильич, по должности без вопросов, после двух происшествий его сместили с полка, а вот звание..
 
«27 сентября 1961 года (63 года назад) состоялся первый полет самолета Ил-38 под управлением экипажа Заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Константиновича КОККИНАКИ.

Ил-38 создавался на базе самолета Ил-18в и имел существенные отличия.В фюзеляже оборудовали два обогреваемых отсека для размещения буев, бомб и торпед, установили дополнительный топливный бак. Крыло перенесли на три метра вперед и, вследствие увеличения количества топлива, изменили его конструкцию. Управление самолетом и двигателями разнесли по бортам фюзеляжа, изменили конструкцию многих самолетных систем.

Серийное производство самолетов Ил-38 началось в 1967 году и продолжалось до 1972 года. За этот период на заводе «Знамя труда» было построено 65 самолетов, что было почти в четыре раза меньше заявленной ВМФ потребности в 250 самолетов.

Первым в ВС СССР получил на вооружение противолодочные самолёты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Северного Флота в 1968 году.»


PS Первым командиром этого полка на Севере был будущий командующий Морской авиацией - Виктор Павлович Потапов!
 
Последнее редактирование:
Летали одновременно с нашим полком: вторник -день, пятница - ночь. Рулили мимо нас на двух внутренних. А если ещё подключались Ил28 отдельной АЭ, то движуха по РД была конкретная.
 
Но и на Ту-22Р были случаи когда одной из сопутствующих причин катастрофы было нарушение центровки из-за "неправильной" заправки топливом
 
Немного отвлеку от серъёзных Мыслей. Привыкли пользоваться для общения телефонами и ноутбуками. Совсем забыли про большие каПЮторы. Решил смахнуть "пыль" с такого, включил чтоб не заржавел и нашёл в архиве... кажется давненько выкладывали похожее...для улыбнуться...
Предложу вашему вниманию двустишия,
вышедшие из под пера лётчика-инструктора Геннадия Мамедова.

При чтении соблюдайте атмосферу учтивости господ - рекомендует автор.

-Противны мне изыски Ваших фраз,
Глагольте матом, сударь, иль заткнитесь.

-Остаться велено при школе ямщиков,
Берите спарку, сзади вожжи круче.

-Ямщик, не гони лошадей,
Колодки сперва убери!

-Взлетали Вы так вычурно и странно,
Причудливо изволили сажать.

-Плавнее, граф, достаточно вращений!
Мы в облаках, упритесь в АГД.

-Довольно Вам пахать до полосы,
Пора сказать: -Лопату мне, лопату!

-Извольте, князь,прибегнуть к целлофану,
Не исторгайте в маску свой восторг!

-Когда-то,сэр, Вы драили казарму?
-Нет, то не я. Мы- голубых кровей!

-Барон, Вам не пристало "стричь газоны",
Садовнику оставьте баловство.

-Я оскорблен, стреляемся, к барьеру!
За Вами выбор джойстика, милорд.

-По курсу, ниже двести, пара "мельниц".
Атака сходу! Санчо, правый - Ваш!

-Послушаешь, так Вы, синьор,- торреро,
А рулите, как пьяный гондольер.

- Нежнее, мавр! Штурвал - не Дездемона.
Вас обучал Не Яго - замполит?

-Ступай, сын мой, не педалируй всуе.
Не выучил инструкцию - молись!
 
Ещё из архива, немного посерьёзней заметки...
Клац...
Нас не любят, потому что боятся. Боятся, как что-то необъяснимое и непредсказуемое стихийное бедствие. Франция. Маленький городок (например, Авиньон). В местный магазин рано утром завозят свежие булки (багеты). Тёплые, вкусные, ароматные. Люди (французы) занимают очередь в ожидании привоза у кассы. Ждут минут 10 – 15. Очередь большая, но цивилизованная, не шумная. Только что испечённые и привезённые багеты стоят в трёх корзинах, как карандаши в стакане. На всех может и не хватить.
И вот появляется «Зло»: в магазин входят пятеро шумных бородатых арабов. Они берут в руки багеты из корзин. Каждый столько, сколько помещается в руках. Корзины пустеют. Громкие арабы идут в конец очереди (расплатиться). Очередь медленно провожает их глазами. Повисает тягостное молчание. Французы понимают, что стоят в очереди бесполезно: хлеб кончился благодаря арабам кончился. Но они толерантно молчат. Атмосфера наэлектризована.
И вдруг в гробовой тишине из очереди хрипло и угрожающе звучит фраза на неизвестном языке: «Это чо за ...уйня?!». Из середины очереди медленно вылезают два мрачных типа.Так появляется второе «Зло». Второе «зло» молча направляется в конец очереди к первому «злу». Очередь съёживается. Парни подходят к первым двум арабам, медленно и неотвратимо забирают у них все! ... все!!! багеты и поворачивают назад.
Очередь – в коматозном состоянии. А дальше происходит то, что ломает мозг французов окончательно. На обратном пути парни каждому французу в очереди отдают по батону в одни руки. И судя по их взгляду, отказаться от этих багетов ни у кого не выйдет.
Потом парни снова возвращаются к арабам, забирают багеты у следующих, и так повторяется до тех пор, пока у всех французов в очереди в руках не оказывается по багету. После этого каждый из парней берёт себе по одному батону, а оставшиеся возвращает арабам … и встают на своё место в очередь.
Всё. Второе «зло» победило первое «зло». Очередь в шоке. В тишине слышны мысли французов. «Это – Русские!» «Русские силой могут не только забрать хлеб, но и заставить его съесть?!» «Если Русские могут такое устроить в очереди голыми руками в мирное время, что они могут с помощью автомата Калашникова, танка или подводной лодки во время войны?!!»
Про характер...
 
Последнее редактирование:
Прочёл жене …
Посмеялись от души!
 
Да, - была такая катастрофа (единственная), но это была - сопутствующая причина, которая наложилась на основную
- самопроизвольное торможение колёс основного шасси, что привело к невозможности поднять переднюю стойку на взлёте и тем самым эти обе причины не дали лётчику создать взлётный угол, что привело к катастрофе...