Представились : "Владимир Григорьевич - в прошлом лётчик" \ "Павел Николаевич - аналогично" \
К счастью, я знаю вас обоих.
Владимир Григорьевич - не в прошлом лётчик (хоть и так сказал), он навсегда лётчик, впрочем, как и почти все лётчики (за редчайшим исключением "налетавшихся"), с кем мне приходилось встречаться. Мне иногда доводится беседовать с ДВГ, бывают какие-то дела, в основном, ветеранские. ДВГ до сих пор взахлёб рассказывает о полётах, когда он ещё мальчишкой летал в Очакове, потом в Николаеве, потом на севере командовал полком и дальше, дальше. Исключительно живой, интересующийся и позитивный человек, блестящий офицер с харизмой. Блестящий, каких теперь мало! В МА он единственный из живых генерал-полковник, но уже без приставки "авиации". Последним генерал-полковником авиации был В.П. Потапов. С Потаповым мне тоже приходилось встречаться.
Что могу сказать? АбАлдеть и не встать,
усло-овия... У нас пожёстче было, нас ещё фронтовые мичмана воспитывали.
Фронтовые мичмана - это сила.
Недавно пришлось вникнуть в тему (на основании архивных документов), исследовать аккурат военные времена, когда Нахимовские училища создавались, и немного после войны. Не простая это тема. В те времена в училища вообще в качестве педагогов и воспитателей зачастую попадали не лучшие офицеры. Драть их за "болезни" было сложно, выгнать тем более, наблюдалась острая нехватка кадров.
Адмирал Н.Г. Кузнецов, волею судьбы некоторое время руководивший УВМУЗ в первый период опалы, в своих докладах отмечал, что на летней практике нахимовцам и учащимся морских спецшкол организуют тепличные условия, требовал приучать к будущей суровой службе, непременно выходить в моря, осваивать нехитрую матросскую практику, накопить какой-никакой опыт, насаждать осознанную дисциплину. При этом как следует проезжался по "воспитателям".
Хотя, сказать правду, среди тех курсантиков были почти сплошь "повидавшие жизнь" дети, которым палец в рот не клади. И всё же, глядя на бритые круглые головушки этих "игрушечных" матросиков, посещает острая жалость. Такие маленькие, но такие серьёзные. А у некоторых уже медали, а, бывало, и ордена... Три года назад по работе делала выборки из наградных на корабельных юнг и воспитанников наземных частей. Господи, там далеко не каждый взрослый на такое способен... "Моряки, за мной!" - и первым в рядах десанта на штурм вражеских укреплений... Или когда командир катера был в бою тяжело ранен, пол экипажа погибли, остальные за пулемётами, юнга берёт штурвал и, под руководством лежащего рядом командира, выводит корабль из зоны огня... Юным свойственно бесстрашие и вера в бессмертие.
Позднее узнал, что два лётных (Оренбургское и Ейское) училища целенаправленно готовили выпускников к службе в МА. Их явно не хватало, поэтому добавляли выпускников из других лётных училищ. Кроме Барнаульского, ещё из Черниговского, Борисоглебского присылали. И не только выпускников, готовых первоклассных лётчиков из ДА, ИА, ФБА и даже из ПВО переводили. К чему клоню? Интересно, после учения "Океан 2024", какие выводы последуют? Вытащат МА из-под плинтуса, или оставят так, как есть?  Ведь цель учений не только "постучать ботинком по трибуне", а и отработать практические моменты, т.ск-ть на " перспективу"... А она в полный рост встаёт, если уже не встала.
Про "Океан-2024" не могу сказать, какие выводы последуют. А вот про организацию подготовки лётных кадров МА в исторической ретроспективе много знаю, инженерно-технических - поменьше. Вопрос о специализации авиационных училищ не только в ВВС, но и в МА, на определённых типах техники возник уже к концу 1930-х гг. Причём в то время значительная часть лётных школ ВВС была ориентирована на выпуск истребителей на однотипной технике.
В морскую авиацию до войны лётчиков и штурманов выпускало Ейское ВВАУЛ, но не только. Я предметно изучала этот вопрос, и до войны было достаточно много оренбуржцев (тогда "чкаловцев"
), качинцев, борисоглебцев, харьковчан, сталинградцев, челябинцев и др. Ейское выпускало морских разведчиков на гидросамолётах, разведчиков и бомбардировщиков на колёсных самолётах, истребителей и с весны-лета 1941 г. - штурмовиков. Николаевское только начало работу, должно было готовить штурманов, фактически до начала войны было аффилировано Ейскому.
Сразу в начале войны училища пришлось чётко специализировать, хотя процесс этот продолжался до 1942 г. Ейское выпускало истребителей и штурмовиков, с 1943 г. - исключительно истребителей. Николаевское - бомбардировщиков на Пе-2, 3-е ВМАУ - штурмов с 1943 г., 4-е ВМАУ - торпедоносцев и тяжёлых бомбардировщиков. Оставляю за скобками запасные полки. В целом специализация себя оправдала.
После войны сосредоточить одно училище на выпуск морских лётчиков на все типы, используемые в МА, было уже невозможно. Особенно при переходе на реактивную тягу. Слишком усложнилась техника. Ейское вообще передали из ВМФ в ВВС в 1956 г. Совершенно другой разговор, что в общих училищах ВВС были специализированные "морские" кафедры. Я абсолютно убеждена, что морских лётчиков и штурманов надо готовить с "младых когтей". Эту убеждённость не из пальца высосала, а на полном основании не только в теории, но и по репрезентативной выборке опроса. Возможно ли это? Наверно. Но если вернуться к объёмам выпусков хотя бы поздне-советских времён.
В продолжении….
Не увидел в этом списке:
- Киевское ВВАИУ;
- Рижское ВВАИУ;
- Даугавпилское ВАТУ!
Возможно, в том году разнарядки наборов в эти училища не было.
Например: штурман, ВВМУ им. Фрунзе или ТОВВМУ им. Макарова и т.д.
Оооо. Ради интереса, по поводу штурманской подготовки в лохматые времена (XVIII в.) провела небольшое исследование.
Но, главное, что я хорошего сделала для истории ВВМУ им. Фрунзе, написала очерк о подготовке авиационных штурманов, причём с 1932 по 1937 гг. во Фрунзе был авиационный факультет. Статья опубликована в Легендах и мифах авиации, к сожалению, мало кто её читал. А хорошая статья, и низкий реверанс авиаштурманам - фрунзенцам.