Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Тут тоже вертоли шныряют. Но, не везде им сесть можно.
Да уж, не степь.
Но именно с вертолёта открывается красота в динамике
движения и в быстроте смены ракурса. Нет того монотонного,
белого однообразия, как на эшелоне. Кто к чему привык.
 
Фрегат Северного флота "Адмирал Головко" отработал прием на палубу вертолета Ка-52К "Катран"

Летчики выполнили посадки на палубу корабля на стопе и на ходу.
Также они облетели фрегат, чтобы проверить его радиотехнчиеское вооружение,
комплексы ПВО, системы связи и управление авиацией.

 
Всё в границах нашего 27 корпуса ПВО ( Рига, КП п. Муциниеки ТЛГ позывной "Арка").
689 гв.иап (Нивенское) и 54 гв.иап (Вайнёде).
За ЗРВ и РТВ врать не буду, не мое, но корпус западно-приграничный и шухеру там было много.
Опять ( как обычно) сослаться бы на Чернявого ( он же-ж летал аки шмель, и Нивенского ему было не избежать)...
 
Динамика движения и быстрота смены ракурса. Или трудный путь к созданию Ту-160. Сценарий в понимании 27sbs.

ОКБ ТУ работает над проектом бомбардировщика Ту-135.
Высшее руководство страны принимает решение:
- тяжёлые самолёты - прерогатива ОКБ ТУ и ОКБ ИЛ,
- истребители - прерогатива ОКБ МиГ и ОКБ СУ,
- беспилотные самолёты носители крылатых ракет прерогатива ОКБ МиГ (Главный конструктор Гуревич),
- лёгкие и тяжелые крылатые ракеты прерогатива ОКБ Березняка,
- программу тяжёлого истребителя Т-37 (ОКБ СУ) закрывают,
- программу самолёта Т-4 (ОКБ СУ) закрывают,
- программы самолётов вертикального взлёта и посадки (ОКБ ЯК) закрывают,

При этом высшее руководство страны поручает:
Провести конкурс на право разработки МНОГОЦЕЛЕВОГО стратегического бомбардировщика между ОКБ ТУ и ОКБ ЯК,
- для создания эффекта конкуренции приглашают к участию ОКБ СУ,
- ОКБ СУ с огромным преимуществом выигрывает конкурс, предъявив аванпроект самолёта Т4 МС ("200") чего руководство просто не хотело.

Проекты рассматриваются и обсуждаются в течении года. За этот год ОКБ МЯСИЩЕВА закрыто, Мясищев назначен руководителем ЦАГИ, Яковлев
проиграл конкурс и стал заниматься сверхзвуковой вертикалкой. ОКБ СУ лишено права разработки стратегических бомбардировщиков.

В соответствии с принятой практикой Министр МАП СССР ДЕМЕНТЬЕВ собирает заседание Научно-Технического Совета. Решение НИС - первое место в
конкурсе аванпроектов заняло ОКБ СУ с проектом Т4 МС . Второе место аванпроект ОКБ ТУ. Третье место проект ОКБ МЯСИЩЕВА.

Следовательно конкурс "выигрывает" ОКБ ТУ. Все материалы по проекту Т-4МС передают в ОКБ Туполева. Туполев старший скончался. Генеральный коструктор А.А. Туполев по понятной причине отказался принять наши разработки. Но с первым вариантом Ту-160 Туполев младший не справился. Настоящим стратегом Ту-160 стал только в двадцатые годы XI - го века. Cледует признать, что концепция самолёта Ту-160 более выгодна, чем концепция проекта Т-4МС.
Вспомнил. Я был в кабинете Министра МАП СССР. Открывается дверь и входит с длинным тубусом человек. Лицо вроде как знакомое. Туполев младший.
Пока я докладывал о корабельной Су-27К и Су-25К, то краем глаза увидел плакаты по будущему Ту-160. Повезло.
У других авторов вы найдёте другие версии.
 
Последнее редактирование:
плакаты по будущему Ту-160.
Была (жуткая по нелепости) катастрофа, когда в обычном полете, где- то в Ивановской области, или рядом, с небольшой высоты внезапно рухнул "лебедь". Слышал (от кашника, летавшего на этих самолях) версию, которую не озвучивали в СМИ, что основная причина ЛП - отказ топливной автоматики, или какие-то краны отказали. Возникли не предусмотренные усилия в конструкции, из-за недостаточного наддува, или даже разрежения в топливных баках, расположеных в районе (огромного по площади) центроплана. При небольшой (в развороте) перегрузке центроплан сложился. Царствие небесное экипажу... Опыт - сын ошибок трудных (Пушкин)
 
К счастью, я знаю вас обоих.

Владимир Григорьевич - не в прошлом лётчик (хоть и так сказал), он навсегда лётчик, впрочем, как и почти все лётчики (за редчайшим исключением "налетавшихся"), с кем мне приходилось встречаться. Мне иногда доводится беседовать с ДВГ, бывают какие-то дела, в основном, ветеранские. ДВГ до сих пор взахлёб рассказывает о полётах, когда он ещё мальчишкой летал в Очакове, потом в Николаеве, потом на севере командовал полком и дальше, дальше. Исключительно живой, интересующийся и позитивный человек, блестящий офицер с харизмой. Блестящий, каких теперь мало! В МА он единственный из живых генерал-полковник, но уже без приставки "авиации". Последним генерал-полковником авиации был В.П. Потапов. С Потаповым мне тоже приходилось встречаться.

Фронтовые мичмана - это сила.

Недавно пришлось вникнуть в тему (на основании архивных документов), исследовать аккурат военные времена, когда Нахимовские училища создавались, и немного после войны. Не простая это тема. В те времена в училища вообще в качестве педагогов и воспитателей зачастую попадали не лучшие офицеры. Драть их за "болезни" было сложно, выгнать тем более, наблюдалась острая нехватка кадров.

Адмирал Н.Г. Кузнецов, волею судьбы некоторое время руководивший УВМУЗ в первый период опалы, в своих докладах отмечал, что на летней практике нахимовцам и учащимся морских спецшкол организуют тепличные условия, требовал приучать к будущей суровой службе, непременно выходить в моря, осваивать нехитрую матросскую практику, накопить какой-никакой опыт, насаждать осознанную дисциплину. При этом как следует проезжался по "воспитателям".

Хотя, сказать правду, среди тех курсантиков были почти сплошь "повидавшие жизнь" дети, которым палец в рот не клади. И всё же, глядя на бритые круглые головушки этих "игрушечных" матросиков, посещает острая жалость. Такие маленькие, но такие серьёзные. А у некоторых уже медали, а, бывало, и ордена... Три года назад по работе делала выборки из наградных на корабельных юнг и воспитанников наземных частей. Господи, там далеко не каждый взрослый на такое способен... "Моряки, за мной!" - и первым в рядах десанта на штурм вражеских укреплений... Или когда командир катера был в бою тяжело ранен, пол экипажа погибли, остальные за пулемётами, юнга берёт штурвал и, под руководством лежащего рядом командира, выводит корабль из зоны огня... Юным свойственно бесстрашие и вера в бессмертие.
Про "Океан-2024" не могу сказать, какие выводы последуют. А вот про организацию подготовки лётных кадров МА в исторической ретроспективе много знаю, инженерно-технических - поменьше. Вопрос о специализации авиационных училищ не только в ВВС, но и в МА, на определённых типах техники возник уже к концу 1930-х гг. Причём в то время значительная часть лётных школ ВВС была ориентирована на выпуск истребителей на однотипной технике.

В морскую авиацию до войны лётчиков и штурманов выпускало Ейское ВВАУЛ, но не только. Я предметно изучала этот вопрос, и до войны было достаточно много оренбуржцев (тогда "чкаловцев" ), качинцев, борисоглебцев, харьковчан, сталинградцев, челябинцев и др. Ейское выпускало морских разведчиков на гидросамолётах, разведчиков и бомбардировщиков на колёсных самолётах, истребителей и с весны-лета 1941 г. - штурмовиков. Николаевское только начало работу, должно было готовить штурманов, фактически до начала войны было аффилировано Ейскому.

Сразу в начале войны училища пришлось чётко специализировать, хотя процесс этот продолжался до 1942 г. Ейское выпускало истребителей и штурмовиков, с 1943 г. - исключительно истребителей. Николаевское - бомбардировщиков на Пе-2, 3-е ВМАУ - штурмов с 1943 г., 4-е ВМАУ - торпедоносцев и тяжёлых бомбардировщиков. Оставляю за скобками запасные полки. В целом специализация себя оправдала.

После войны сосредоточить одно училище на выпуск морских лётчиков на все типы, используемые в МА, было уже невозможно. Особенно при переходе на реактивную тягу. Слишком усложнилась техника. Ейское вообще передали из ВМФ в ВВС в 1956 г. Совершенно другой разговор, что в общих училищах ВВС были специализированные "морские" кафедры. Я абсолютно убеждена, что морских лётчиков и штурманов надо готовить с "младых когтей". Эту убеждённость не из пальца высосала, а на полном основании не только в теории, но и по репрезентативной выборке опроса. Возможно ли это? Наверно. Но если вернуться к объёмам выпусков хотя бы поздне-советских времён.
Возможно, в том году разнарядки наборов в эти училища не было.
Например: штурман, ВВМУ им. Фрунзе или ТОВВМУ им. Макарова и т.д.
Оооо. Ради интереса, по поводу штурманской подготовки в лохматые времена (XVIII в.) провела небольшое исследование.

Но, главное, что я хорошего сделала для истории ВВМУ им. Фрунзе, написала очерк о подготовке авиационных штурманов, причём с 1932 по 1937 гг. во Фрунзе был авиационный факультет. Статья опубликована в Легендах и мифах авиации, к сожалению, мало кто её читал. А хорошая статья, и низкий реверанс авиаштурманам - фрунзенцам.
 
Эту метеороту сформировали специально по такому случаю, чтобы детей не выбрасывать из авиации, а дать им специальность, близкую к самолётам, к небу.

Лебяжье - это звучит волшебно. Много раз в посёлке и на аэродроме Борки была. А однажды мне удалось попасть на территорию ВЧ, зав. музеем проводил нас по гарнизону, а я ему (я - ему!) рассказывала, где там и что было при 93-м ВМАУ. А всё потому, что успела-таки вытрясти воспоминания, и не только у лихих бывших курсантиков, но даже у парочки инструкторов... а после уже и по документам.

К сожалению моих Однокашников уже никого нет в живых.
Курсант Бой! Отставить грусть!
Помните, чему нас учили во ВМАУ им. Сталина? И один в поле воин, если он - морской лётчик!
Одесское военно-морское медицинское училище

В 1938 г. было сформировано Кронштадтское военно-морское фельдшерское училище (КВМФУ).
В начале Великой Отечественной войны на базе училища был сформирован «Кронштадтский» батальон морской пехоты в составе курсантской бригады морской пехоты.
В 1941 г. КВММУ было эвакуировано в Иваново, а затем в Баку и переименовано в Бакинское военно-морское медицинское училище. Училище специализировалось на хирургии, терапии и инфекционных болезнях.
В 1943 г. училище перебазировалось в г. Верещагино Пермского края, а затем в Красноярск, где оно было переименовано в Фельдшерское училище ВМФ.
В 1944 г. Фельдшерское училище переведено в Одессу, разместилось на базе Одесского медицинского техникума и стало именоваться Одесское военно-морское медицинское училище.
В 1957 г. училище выведено из состава флота и реорганизовано в Одесское медицинское училище № 3.

Одесское военно-морское училище механиков флота

В 1952 г. было сформировано Одесское военно-морское училище механиков флота (ОВМУМФ) на базе Одесского среднего мореходного училища. Оба училища функционировали в одном здании одновременно, но в ОВМУМФ стали готовить механиков и штурманов для Военно-Морского Флота.
Расформировано в 1960 г.
Вы молодец! Вы молодой!
Вы умеете донести и РАССКАЗАТЬ КАК ДОЛЖНО БЫТЬ!
Я вообще-то люблю вспоминать, что я инженер-механик. Но когда читаю нашего уважаемого Бурана (так мне больше нравится), понимаю, что я - не инженер. А когда читаю наших специалистов ИАС, понимаю, что, наверно, и не техник.

Это я так кокетничаю.

А вообще, друзья, вы все большие молодцы!
Прямо как тупоконечники и остроконечники у Джонатана Свифта.
Буквально недавно читала, что действительно до сих пор не определились с происхождением Луны.
В детстве Жюля Верна перечитала всего, что было переведено на русский язык. Очень увлекалась астрономией, в 6 классе прекрасно знала содержание школьного учебника за 10-й класс.
 
Непросто было парням на прогулке с тобой при виде звездного неба. Хотя в Ленинграде звезд даже с крыш не было видно поди? Смог, освещенный огнями большого города, мешал. Или в телескоп смотрели? Читал в детстве про Пулковскую обсерваторию, смотрел в папин бинокль и школьный телескоп. Некоторые созвездия и сейчас помню, могу найти.
 
Галя!
 
689 гв.иап (Нивенское) и 54 гв.иап (Вайнёде).
Как ни странным это покажется, но мне довелось летать с этих
аэродромов, причём с Вайнеде составом всей своей эскадрильи.
По учениям, с палатками, полевой кухней-столовой и прочими
удобствами. Прикрывали нас в море как раз истребители этого
полка с радиообменом. Хулиганы ещё те, и мастера конечно.
 
Последнее редактирование:
Фронтовые мичмана - это сила.
Согласен, - сила..! А вот у меня на третьем курсе был комэска на ИЛ-28-х, подполковник Яцковский, - воевал в ВОВ, летал на ИЛ-2, - тоже настоящий боевой лётчик..! И хоть однажды он объявил мне 5 суток гауптвахты (на пару с моим другом - курсантом Равилем Валиахметовым, мы тогда в увольнении отметили мой ДР бутылкой шампанского в ж.д. ресторане Соль Илецка) никакой обиды на него держать даже и в мыслях не было... К тому же эту "отсидку" мы с другом вспоминали до настоящего времени, как "лучший, почти санаторный отдых" в период интенсивных полётов летом 1967-го... Об этом я уже здесь не однажды рассказывал... Казалось бы, - человек "в летах" (лет около 50-ти ему было) и что, казалось бы ему "болеть за план ЛП"..? Но я хорошо помню, как он лично на своём "Москвиче 407" после вобщем-то редких в Оренбуржье проливных дождей, ездил по нашей грунтовой ВПП и флажками отмечал места, которые ещё не совсем высохли и инструктировал нас, курсантов, - как нам на взлёте и посадке уклоняться от этих не высохших участков ВПП, чтобы не застрять в них... Бывало, - некоторые всё же застревали и мы "всем колхозом" (т.е. - эскадрильей) выталкивали застрявшего... Вот так он, участник ВОВ, "болел" за выполнение плана ЛП эскадрильей...
 
Могу в двух словах рассказать - как я помогал жене, когда она одно время вела уроки астрономии в сельской школе села Ивановка ( это рядом с нашим аэродромом Саки, практически сразу за нашей ВПП). Я в вечернее время настраивал телескоп для урока астрономии и все ученики, а потом и все их родители и даже дедушки и бабушки с большим интересом смотрели в тёмное время на Луну... Все ученики, а также их родители и тем более дедушки и бабушки (чтобы посмотреть в настоящий телескоп все стояли в одной большой очереди) - все были натурально восхищены и даже шокированы увиденным: они, оказывается, никогда не видели Луну в телескоп и громко восхищались впервые увиденными на Луне кратерами, многие просто не могли поверить в то, что они увидели и в то, что узнали о Луне и звёздах на уроках астрономии...
 

А вот на самолётах Балтийских ВВС он мог летать..?
Гуляев, по многочисленным воспоминаниям тех, кто "под ним" служил, действительно любил своё дело, любил сам летать и летал-таки за штурвалом, злоупотребляя своим служебным положением, будучи командующим ВВС КБФ. Думаю, что ему удовольствие доставляло лишний раз прикатить на аэродром, подышать керосином и пообщаться и с лётным составом. Однако, едва ли с каждым КК беседовал.

Вообще-то, опять же старики рассказывали, за глаза его называли "барин", т.к. вёл себя соответствующим образом. Он долго просидел в кресле командующего, и уже не знали, как такого заслуженного человека подвинуть. Уходить он с должности никак не хотел. Якобы, специально под него ввели в штат должность заместителя начальника Военно-морской академии имени А. А. Гречко по авиации. Честно говоря, не вижу никакого другого резона для такой должности. Получилась почётная отставка с должности командующего ВВС КБФ. Это было в 1976 г., когда Гуляеву исполнилось всего каких-то 58 лет.

Но человек, разумеется, очень достойный, мастодонт морской авиации. Таких теперь нет, и не скоро теперь будут.

Пилоты выполнили полёты над Кольским заливом
Кто бы взял меня хоть разочек слетать над Кольским заливом. Я летала в 2010 г. и именно на Ка-27ПС, с удовольствием бы слетала ещё разок. Это здорово!
Даже в голову не приходило использовать свои знания, как средство охмурения. Я и математику знала превосходно, представляю, если бы с кем-то начала научно-популярные беседы. От меня бы и собаки шарахаться начали.
 
Опять кокетничаешь. Охмурила же нас, веточников. Причем давно и навсегда. И это через авиафорум, наскоками и на расстоянии, т. ск-ть, посредством интернета. А что говорить о тех, кто лично общался? Целых полковников охмуряла, познаниями в области истории МА, делала ручными и послушными слушателями и почитателями... А научно-популярными беседами кого можно охмурить? Разве что только редакторов толстых журналов...
 
А научно-популярными беседами кого можно охмурить?
Я бы только чуть поправил или скорректировал слова уважаемого Анатолия (Баштыка) в лексиконе: он, видимо, хотел сказать, - не - охмурить, а - поразить или восхитить..! Так мысль Анатолия звучала бы точнее и полнее..!
 
Здрав будь, боярин!
Чернявый на проводе. Что помню расскажу, что подзабыл привру да приукрашу
 
Вот, чем существенно отличалась "дежурка" на Балтике от Северов? На Северах развлечением из ДС были Орион, RC-135, SR-71, редким исключением Нимрод, да летом вертушки. Да, забыл про U-2, единственный случай. Про полеты за "угол" да в сторону ЗФИ и полюса молчу, редко, но с дрожью в коленях, ибо не готовили из нас морских штурманов с младенчества. Над седой равниной моря, на предельно малой высоте, черт его знает на какой высоте летишь, барометрический стоит по своему аэродрому, радиовысотомер врет безбожно.
На Балтике же, развлечения были поинтересней. Там уже появились Ф-16, Торнадо, Вигген, Атлантик. Датчане на Ф-16, парой, затягивали на догфайт и позорно проигрывали одиночному Су-27. Шведы стремились парой уйти на предельно малую, наглые очень.
Пока границы не устаканили, гонял Су-27 на день авиации в Пушкин, через гордую Прибалтику. В эфир только:" Вввы ннаходитесь ввв ввоздушном пространстве ХХХ, немедленнно измените курс", чудаки блин. Грустно и одиноко пилить было, ни связи по направлению, ни поддержки РСБН/ДПРС, до самого Пскова и то, если не забудут включиться. Поддежуривали в Громово, там их фины достали на легкомотрных, здорово придумали дежурить попарно днем и ночью, не вылезая из дежурки. Пришлось нарушать, меняя позывные и слава Богу, что ничего не случилось.
Вот, чуток на почитать...
Попозже пройдусь по КСФ