Я не интересуюсь такими статьями, поскольку они не имеют никакой практической ценности.
Продолжу.
Значит есть углеволокно Teijin IMS65 с модулем упругости 290 ГПа ( кстати это не высокомодульное, а среднемодульное) и прочностью 6 ГПа. Кстати аналогом его является Toray T800H/S, этот материал производится уже лет 30. На сегодня у Toray есть волокно T1100G с модулем упругости 325 ГПа прочностью 7 ГПа. Но волокна Toray производятся на заводах Toray в США. И я не сомневаюсь, что IMS65 был выбран как раз по причине что он производится в Европе. Поскольку санкции США как бы предполагались с самого начала. Так и получилось, американской компании Cytec запретили поставку углеленты и связующего в РФ. А вот ровинг IMS65 E23 24К, из которого Cytec мотала ленту, без проблем продается в РФ "на каждом углу".
Вот его продает дистрибьютор
Углеродный ровинг Tenax®-E IMS65 E23 24k / 830 tex
Вот его продает завод Роснано
Углеродный ровинг Toho Tenax IMS65 24k
И еще можно найти продавцов, и не только ровинга, но и углеткани из IMS65 и препрегов.
Смотрим каталог ВИАМ
https://catalog.viam.ru/catalog/na-epoksidnom_svyazuyushchem/
Препрег углепластика марки ВКУ-28/IMS65E23 на основе однонаправленного углеродного наполнителя IMS65 E23 24K и связующего ВСЭ-1212.
Есть кстати и с использованием Toray
Препрег углепластика марки ВКУ-28/T800SC24K на основе однонаправленного углеродного наполнителя Т-800SC 24К и связующего ВСЭ-1212
Вот еще использование IMS65
выполнение работ по переработке углеродного волокна TENAX-E IMS65 E23 24K 830tex в эпоксидный препрег Т107/11/ОН310/300 и поставка препрега Т107/11/ОН310/300 - тендер №16648113
Из IMS65 делают детали детских игрушек
Балка хвостовая для F1H/F3K СПРЕД-IMS65 под 45º 830мм/14,5ммх8мм/10г в Ногинске и Электростали - Первый модельный
Отсюда вывод - никаких проблем с доступностью волокна Teijin IMS65 нет. А рассказки о "запрете на поставки в РФ японского углеволокна" - это пропагандистская "лапша на уши"
Теперь следующий вопрос - цена.
Вот презентация Аэрокомпозита "Создание композитного крыла нового пассажирского самолета МС-21"
http://old.aviationunion.ru/Files/Nom_4_AeroKompozit.pdf
Смотрим 5-й слайд "Сравнительные свойства материалов Cytec, Hexcel, ФГУП «ВИАМ» и ХК «Композит» на этапе выбора полимерных композиционных материалов" и диаграмма с ценами. Углеродные наполнители Cytec и Hexel - менее 5000 руб/кг, российские - от 15000 до 40000 руб/кг, т.е. в 3-8 раз дороже. Примерно такое же соотношение цен я получил из другого источника.
В результате видится 2 варианта "импортозамещения"
1. Стали делать ленту из ровинга Teijin IMS65,(что является логичным и разумным). .Кстати один источник так прямо и пишет «Завод работает на сырье японского производителя Toho Tenax, и сам занимается сложной логистикой и таможенным оформлением стратегического материала, поставки которого не так просто организовать в нашу страну».
2. Стали делать ленту из какого-то своего углеволокна, которое значительно дороже. что по сути есть "распилом " бюджетных денег.
Есть еще вопрос связующего, точнее двух - вспомогательного CYCOM 7720 ( которым предварительно пропитывается углелента) и основного PRISM EP2400 (которое заливается в процессе инфузии) . Они разработаны Cytec и их химсостав защищен патентами.
Но здесь тоже есть мистификация. в виде утверждения. что материалы для инфузии имеют длительный срок хранения в обычных условиях. В отличие от препрегов. Так вот смола PRISM EP2400 (однокомпонентная) имеет срок хранения 1 мес. при комнатной температуре и 12 мес. при -18 град. Т.е. практически те же условия. что и для препрегов.
Ну и последняя мистификация - это формовка "автоклавная - безавтоклавная " . Но это объемный вопрос, который требует отдельного рассмотрения.