Аэропорт Толмачево: пример государственно-частного партнерства
Михаил КИЧАНОВ
17 декабря крупнейший аэропорт Сибири — Толмачево — представил проект развития до 2010 года, который будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Трехсторонний договор, заключенный между дирекцией аэропорта, администрацией Новосибирской области и инвестиционной группой «Промышленное развитие», предусматривает, что к 2009 году аэропорт обретет современную инфраструктуру, включающую отель, логистический центр, экспоцентры, пассажирский и грузовой терминальные комплексы. Проект будет реализован за счет частных инвестиций. Власти же обязуются в 2007 году закончить строительство второй взлетно-посадочной полосы.
ОАО «Аэропорт Толмачево» — крупнейший аэропорт за Уралом. По числу перевезенных пассажиров он занимает 5-е место в стране, по объему грузопотока — 8-е. Ежегодный прирост пассажиропотока составляет 10–15%, грузопотока — около 8%. По итогам 9 месяцев 2005 года аэропорт обслужил 1,3 млн человек, выручка составила 1,6 млрд руб. 51% акций принадлежат государству, около 32% — группе «Промышленное развитие».
Проект развития авиатранспортного узла Новосибирска17 декабря 2005 года было объявлено, что проект развития Толмачево будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Трехсторонний договор заключен между администраций Новосибирской области в лице вице-губернатора Василия Юрченко, дирекцией аэропорта (вр.и.о. генерального директора Алексей Чертенков) и инвестиционной группой «Промышленное развитие» (президент Роман Троценко).
«Промышленное развитие» берет на себя обязательства по развитию прилегающей к ВПП-2 территории и созданию соответствующей инфраструктуры. Объем инвестиций составит не менее $280 млн. По словам Алексея Чертенкова, проект будет реализован в три этапа. Первая очередь включает в себя завершение строительства блока прилета, установку телескопических трапов на внутреннем и международном терминалах, строительство современного грузового терминала площадью 3,5 тыс. кв. м, а также трехзвездочного отеля на 250 мест.
Второй этап развития аэропорта (2007–2009 годы) предполагает строительство нового пассажирского терминала площадью 40 тыс. кв. м; четырехзвездочного отеля на 600 мест, крытой парковки на 500 машин; возведение экспоцентра площадью 34 тыс. кв. м; логистического центра площадью 60 тыс. кв. м и грузового терминала площадью 20 тыс. кв. м.
И наконец, до конца 2012 года должно быть закончено строительство второго экспоцентра, логистического центра-2, цеха бортпитания (3 тыс. кв. м). Срок окупаемости всех затрат — около пяти лет.
Со своей стороны государство обязуется до конца 2007 года полностью завершить строительство второй взлетно-посадочной полосы, без которой проект развития аэропорта не имеет смысла. «Крупный транспортный авиаузел без двух взлетно-посадочных полос — это нонсенс«, — заявил Чертенков. Цена вопроса — 1,4 млрд руб.
«Взлетно-посадочную полосу частные инвесторы строить не могут, так как она относится к системе управления полетами и является государственной собственностью, — объясняет заместитель руководителя Росавиации Геннадий Чернов. — Если раньше на эти цели выделялось по 100–150 млн руб., то в 2006 году Минтранс намерен направить около 350 млн руб., и, скорее всего, эта сумма будет увеличена до 500 млн руб. Все это дает уверенность, что в 2007 году вторая полоса будет готова».
Уверенность в реализации проекта есть и у частных инвесторов. «Нам бы очень хотелось, чтобы не оправдалась старая истина, что реализация любого крупного строительного проекта требует в два раза больше денег, чем было рассчитано, и занимает в два раза больше времени. Мы собираемся уложиться в смету и закончить строительство в течение 4,5 года», — заявил журналистам Роман Троценко. По его словам, все построенные группой объекты будут находиться в собственности компании и под ее управлением.
«Я могу только порадоваться тому, что мы близки к устранению ситуации, за которую мне как губернатору и жителю Новосибирска всегда было стыдно перед земляками и гостями города. Ведь Новосибирск — это международный инфраструктурный центр, и успех развития области во многом зависит от того, как город вписан в международные транспортные магистрали. Вот почему проект развития Толмачево будет считаться приоритетным в политике областных властей«, — отметил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. А Василий Юрченко пообещал, что частный инвестор получит от Новосибирской области налоговую льготу на сумму 37 млн руб. на весь срок реализации проекта.
»Государственно-частное партнерство — это очень грамотный путь развития. Аэропорт Толмачево имеет все шансы стать «локомотивом«, который потащит за собой всю экономику не только Новосибирской области, но и всего Сибирского региона», — отметил экс-генеральный директор Толмачево (с осени 2005 года — мэр Южно-Сахалинска) Андрей Лобкин.
По словам участников соглашения, основной упор аэропорт Толмачево будет делать на обработку грузов. «Развитие грузового направления для нас приоритетно. За счет обработки грузов мы сможем заработать больше, чем на росте пассажиропотока. Вторая же взлетно-посадочная полоса сделает Новосибирск способным к заключению долгосрочных соглашений с грузоперевозчиками, использующими авиационные суда любого класса», — говорит господин Чертенков.
«Мы рассчитываем, что Толмачево будут обслуживать не только Новосибирск, но станет транспортным центром для близлежащих регионов в радиусе 300 км. На этой территории живет примерно 12 млн человек. Мы уже на первой очереди реализации проекта сможем в разы увеличить грузооборот Толмачево», — заметил Толоконский.
А Геннадий Чернов из Росавиации заверил дирекцию аэропорта, что как минимум десять ведущих авиаперевозчиков США изъявляют желание получить право полетов через Новосибирск. «Потенциал у Толмачево как международного аэропорта громадный, нужно лишь создать необходимую инфраструктуру», — подчеркнул Геннадий Чернов.