Проанализировав в середине прошлого года финансовые перспективы ОАО «Аэропорт Толмачево», внутренние ревизоры пришли к выводу: по итогам первого кризисного года компания получит 120 млн рублей чистого убытка. И предпосылки к этому были вполне объективные — пассажиропоток обслуживаемых в Толмачёво авиакомпаний неумолимо падал начиная с осени 2008 года. В первые четыре месяца 2009-го средний спад объемов производства в аэропорту по сравнению с 2008-м составил 20%. Однако на первое в наступившем году заседание совета директоров будет представлена совсем другая статистика: прошлый год аэропорт закончил с прибылью в 40 млн рублей. Достижению позитивных показателей способствовал целый ряд антикризисных мер, первой и главной из которых генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин считает «сосредоточение управления в своих руках».
Структурные изменения
В середине 2009 года новосибирский аэропорт стал эпицентром скандала и объектом прокурорских проверок на предмет злоупотреблений своими должностными полномочиями бывшим топ-менеджментом компании. Финансовый кризис, который поразил практически все отрасли экономики, не миновавший и Толмачёво, усугубился кризисом внутренним, кризисом управления. Необходимо было быстро и максимально безболезненно провести реформу системы менеджмента компании и попытаться с наименьшими потерями окончить финансовый год.
«Прогноз по итогам первого полугодия был такой, что если бы мы ничего не делали, то закончили бы год с убытком в 120 млн рублей. Велосипеда мы не изобретали — как и все во всем мире, оптимизировали расходы и увеличивали доходы», — рассказывает Александр Бородин. Первой задачей антикризисной программы стало снижение административных расходов. В результате ее решения во втором полугодии администрация аэропорта сократилась с 32 до 20 человек. «Рабочая неделя стала короче, я отменил себе все премии», — утверждает господин Бородин.
Значительные изменения претерпела структура управления аэропортом, из нее была исключена должность первого заместителя генерального директора. Сегодня в прямом подчинении у генерального — 10 заместителей и руководителей конкретных направлений деятельности компании. «Свои полномочия я никому не делегирую и в ближайшее время делегировать не собираюсь, — говорит Александр Бородин. — Самая главная антикризисная мера — взять управление в свои руки. Тогда это работает. Избавиться от злоупотреблений оказалось проще, чем я ожидал. За меня это сделали правоохранительные органы».
Штат аэропорта Толмачёво в 2009 году не только не сократился, но и увеличился на 200 человек — в основном за счет возвращения под крыло материнской компании многочисленных «дочек» и «внучек», выведенных за штат аэропорта несколько лет назад как непрофильные для аэропорта бизнесы. «Сейчас мы вернули в аэропорт функцию продажи билетов. До сих пор аэропорт сам билеты не продавал! Мы возвращаем службу упаковки багажа, обслуживание VIP-пассажиров, — отмечает руководитель Толмачёво. — В перспективе мы оставим за пределами аэропорта те виды деятельности, которые не должны вести: розничную торговлю, общепит, — а все остальное вернется в аэропорт. Это тоже генерирует деньги — не столько прибыль, сколько обороты аэропорта. Кроме того, у аэропорта последние два года не было договора с базовой авиакомпанией «Сибирь». Мы заключили его в начале января, сразу по окончании праздников».
Эти антикризисные меры вызвали одобрение у независимых экспертов рынка. «Выделение некоторых бизнесов преследовало цель вывода средств из компании. То есть наиболее доходные виды бизнеса ускользали из-под контроля аэропорта. Это ухудшало финансовую ситуацию, — утверждает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — При этом следует отметить, что выделение некоторых бизнесов в отдельные структуры оправдано, так как, к примеру, грузовой, гостиничный и прочие виды бизнеса обладают своей спецификой. Весь вопрос в том, как осуществляется распределение доходов от этих видов бизнеса: достаются ли они аэропорту или уходят на сторону».
Структурные изменения
В середине 2009 года новосибирский аэропорт стал эпицентром скандала и объектом прокурорских проверок на предмет злоупотреблений своими должностными полномочиями бывшим топ-менеджментом компании. Финансовый кризис, который поразил практически все отрасли экономики, не миновавший и Толмачёво, усугубился кризисом внутренним, кризисом управления. Необходимо было быстро и максимально безболезненно провести реформу системы менеджмента компании и попытаться с наименьшими потерями окончить финансовый год.
«Прогноз по итогам первого полугодия был такой, что если бы мы ничего не делали, то закончили бы год с убытком в 120 млн рублей. Велосипеда мы не изобретали — как и все во всем мире, оптимизировали расходы и увеличивали доходы», — рассказывает Александр Бородин. Первой задачей антикризисной программы стало снижение административных расходов. В результате ее решения во втором полугодии администрация аэропорта сократилась с 32 до 20 человек. «Рабочая неделя стала короче, я отменил себе все премии», — утверждает господин Бородин.
Значительные изменения претерпела структура управления аэропортом, из нее была исключена должность первого заместителя генерального директора. Сегодня в прямом подчинении у генерального — 10 заместителей и руководителей конкретных направлений деятельности компании. «Свои полномочия я никому не делегирую и в ближайшее время делегировать не собираюсь, — говорит Александр Бородин. — Самая главная антикризисная мера — взять управление в свои руки. Тогда это работает. Избавиться от злоупотреблений оказалось проще, чем я ожидал. За меня это сделали правоохранительные органы».
Штат аэропорта Толмачёво в 2009 году не только не сократился, но и увеличился на 200 человек — в основном за счет возвращения под крыло материнской компании многочисленных «дочек» и «внучек», выведенных за штат аэропорта несколько лет назад как непрофильные для аэропорта бизнесы. «Сейчас мы вернули в аэропорт функцию продажи билетов. До сих пор аэропорт сам билеты не продавал! Мы возвращаем службу упаковки багажа, обслуживание VIP-пассажиров, — отмечает руководитель Толмачёво. — В перспективе мы оставим за пределами аэропорта те виды деятельности, которые не должны вести: розничную торговлю, общепит, — а все остальное вернется в аэропорт. Это тоже генерирует деньги — не столько прибыль, сколько обороты аэропорта. Кроме того, у аэропорта последние два года не было договора с базовой авиакомпанией «Сибирь». Мы заключили его в начале января, сразу по окончании праздников».
Эти антикризисные меры вызвали одобрение у независимых экспертов рынка. «Выделение некоторых бизнесов преследовало цель вывода средств из компании. То есть наиболее доходные виды бизнеса ускользали из-под контроля аэропорта. Это ухудшало финансовую ситуацию, — утверждает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — При этом следует отметить, что выделение некоторых бизнесов в отдельные структуры оправдано, так как, к примеру, грузовой, гостиничный и прочие виды бизнеса обладают своей спецификой. Весь вопрос в том, как осуществляется распределение доходов от этих видов бизнеса: достаются ли они аэропорту или уходят на сторону».
полномочиями бывшим топ-менеджментом компании. Финансовый кризис, который поразил практически все отрасли экономики, не миновавший и Толмачёво, усугубился кризисом внутренним, кризисом управления. Необходимо было быстро и максимально безболезненно провести реформу системы менеджмента компании и попытаться с наименьшими потерями окончить финансовый год.
«Прогноз по итогам первого полугодия был такой, что если бы мы ничего не делали, то закончили бы год с убытком в 120 млн рублей. Велосипеда мы не изобретали — как и все во всем мире, оптимизировали расходы и увеличивали доходы», — рассказывает Александр Бородин. Первой задачей антикризисной программы стало снижение административных расходов. В результате ее решения во втором полугодии администрация аэропорта сократилась с 32 до 20 человек. «Рабочая неделя стала короче, я отменил себе все премии», — утверждает господин Бородин.
Значительные изменения претерпела структура управления аэропортом, из нее была исключена должность первого заместителя генерального директора. Сегодня в прямом подчинении у генерального — 10 заместителей и руководителей конкретных направлений деятельности компании. «Свои полномочия я никому не делегирую и в ближайшее время делегировать не собираюсь, — говорит Александр Бородин. — Самая главная антикризисная мера — взять управление в свои руки. Тогда это работает. Избавиться от злоупотреблений оказалось проще, чем я ожидал. За меня это сделали правоохранительные органы».
Штат аэропорта Толмачёво в 2009 году не только не сократился, но и увеличился на 200 человек — в основном за счет возвращения под крыло материнской компании многочисленных «дочек» и «внучек», выведенных за штат аэропорта несколько лет назад как непрофильные для аэропорта бизнесы. «Сейчас мы вернули в аэропорт функцию продажи билетов. До сих пор аэропорт сам билеты не продавал! Мы возвращаем службу упаковки багажа, обслуживание VIP-пассажиров, — отмечает руководитель Толмачёво. — В перспективе мы оставим за пределами аэропорта те виды деятельности, которые не должны вести: розничную торговлю, общепит, — а все остальное вернется в аэропорт. Это тоже генерирует деньги — не столько прибыль, сколько обороты аэропорта. Кроме того, у аэропорта последние два года не было договора с базовой авиакомпанией «Сибирь». Мы заключили его в начале января, сразу по окончании праздников».
Эти антикризисные меры вызвали одобрение у независимых экспертов рынка. «Выделение некоторых бизнесов преследовало цель вывода средств из компании. То есть наиболее доходные виды бизнеса ускользали из-под контроля аэропорта. Это ухудшало финансовую ситуацию, — утверждает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — При этом следует отметить, что выделение некоторых бизнесов в отдельные структуры оправдано, так как, к примеру, грузовой, гостиничный и прочие виды бизнеса обладают своей спецификой. Весь вопрос в том, как осуществляется распределение доходов от этих видов бизнеса: достаются ли они аэропорту или уходят на сторону».
Как договориться с банками
В 2009 году ОАО «Аэропорт Толмачево» столкнулось с проблемами, присущими всем коммерческим предприятиям, — ростом стоимости денежных средств и ужесточением требований банков по обеспечению кредитов. «Первое частично компенсировалось субсидированием части процентной ставки и льготой по налогу на имущество по программе господдержки инвестпроектов аэропорта, по которой за последние пять лет Толмачёво получило более 92 млн рублей», — рассказывает заместитель генерального директора по финансам аэропорта Вячеслав Губин. Чтобы максимально снизить ставки по кредитам, Толмачёво внедрило систему открытых конкурсов среди банков на право оказания услуг по предоставлению кредитов. Результатом принятых мер стало снижение эффективной ставки по большинству банковских кредитов. «Я должен отметить, что мы первыми в Новосибирской области получили кредит в 200 млн рублей под 16% годовых. Никто на тот момент в области так дешево не кредитовался, кроме администрации региона, — говорит Александр Бородин. — А буквально на днях я подписал согласие на овердрафт под 8% годовых!» По его словам, переход от длинных дорогих кредитов к дешевым коротким — часть нынешней финансовой политики аэропорта. Короткие кредиты в банках зачастую привязаны к индикативной ставке московского межбанковского кредитного рынка MosPrime, и иногда ставки по таким кредитам оказываются равны ставке Центробанка. В 2009 году ключевым финансовым партнером новосибирского аэропорта стал Банк Проектного Финансирования, предложивший Толмачёво беззалоговое кредитование.
В результате мер, принятых финслужбой аэропорта, за последние полгода Толмачёво удалось снизить кредитную нагрузку почти на 10% — с 1,14 млрд рублей до 1,02 млрд. «Радует и динамика ставки по кредитам: на начало года она составляла 20% годовых, на середину — 16% годовых, на конец 2009 года — 14% годовых, — говорит Вячеслав Губин. — По конкурсу нам удалось заместить полученный в Сбербанке кредит на сумму 100 млн рублей со ставкой 16,5% до 13,5%, а также кредит в размере 60 млн рублей, полученный в банке «Зенит», до ставки 14%».
Отказаться от посредников
Одной из ключевых антикризисных мер для Толмачёво стал отказ от института посредников, и в частности от посредника-офшора, который на протяжении нескольких последних лет перепродавал аэропорту топливо для заправки самолетов. «Угадайте с трех раз, у кого оставалась основная прибыль?» — задает риторический вопрос Александр Бородин. Ответ на него очевиден. Договор с посредником был расторгнут, и с ноября прошлого года прямым поставщиком топлива в Толмачёво является «Газпромнефть-Аэро». «Керосин мы сегодня покупаем по ценам омского завода. В результате цена на топливо для авиакомпаний немного снизилась, и аэропорт стал больше зарабатывать на продаже топлива. Условно, если раньше мы с одной тонны зарабатывали 100 рублей, то сейчас стали зарабатывать сразу 200 рублей», — резюмирует гендиректор аэропорта. Рентабельность услуги Толмачёво по авиазаправке сразу выросла в четыре раза.
«Политика исключения из производственной цепочки посредников будет продолжаться в Толмачёво, — считает Олег Пантелеев. — Бородин намерен предоставлять возможность работать в Толмачёво самим производителям авиатоплива, исключая посредников». По его словам, во втором полугодии ушедшего года цены на керосин, заправляемый в новосибирском аэропорту, были вполне на уровне цен соседних региональных аэропортов, и даже более привлекательными для авиакомпаний: «Поэтому аэропорт имел возможность оставить себе дополнительную прибыль и не снижать цены для авиакомпаний. Надо понимать, что аэропорт не будет добровольно отказываться от прибыли, если клиенты готовы платить высокую цену».
Оптимизировать инвестпрограмму
Секвестирование расходов коснулось и инвестиционной программы Толмачёво. Впрочем, следует оговориться, что сокращению подверглись лишь те инвестпроекты, которые никак не затрагивали производственную деятельность аэропорта или его безопасность. «Мы отказались от финансирования целого ряда вторичных, на наш взгляд, объектов, — поясняет Александр Бородин. — В частности, заморозили реконструкцию нашего представительства в Москве, реконструкцию административного комплекса — бывшего здания гостиницы, реконструкцию фасада административного здания аэропорта Толмачёво. Мы отказались от тех трат, которые не были направлены на повышение нашей производительности. Ничего страшного не произойдет, если еще год мы поживем в неотреставрированном здании». Совсем не коснулось сокращение инвестиционных издержек, направленных на обеспечение производственной деятельности и безопасности аэропорта. Все, что было запланировано, приобретено по списку, но значительно — до 15% — дешевле, чем планировалось. «Более 120 млн рублей в 2009 году мы потратили на приобретение техники. И каждый раз нам удавалось путем личных переговоров снижать цену. Поставщики практически брали под козырек и подписывали контракты с 15%-ной скидкой. И еще были счастливы, что мы снизили стоимость контракта на 15%, а не на 20%», — говорит руководитель аэропорта.
На 2010 год инвестиции запланированы в объеме 250 млн рублей. И уже сегодня менеджмент аэропорта понимает, что этих денег может оказаться недостаточно для обеспечения производственной деятельности Толмачёво. Для предприятия приоритетом в инвестициях становится приобретение необходимой инфраструктуры для работы на второй полосе. Это дорого, но совершенно необходимо. «В зависимости от того, как будет формироваться у нас денежный поток, мы, наверное, сможем увеличить объем планируемых инвестиций, — предполагает Бородин. — Это получится, если мы увидим, что пассажиропоток растет более высокими темпами, чем ожидалось. А мы прогнозируем рост пассажиропотока чуть более чем на 5% — весь бюджет составлен в расчете на указанную цифру. Это большое увеличение».
Аренда растет
Непопулярное решение пришлось принять в кризис руководству Толмачёво для увеличения доходной части бюджета: повысились арендные ставки для арендаторов. «Аэропорт привлекает пассажиров как потенциальных покупателей. Если во всем Новосибирске 1,5 млн жителей, то через аэропорт ежегодно проходит порядка 2 млн человек. И это уже задача продавца — продать им то, что они хотят. Конечно, в данных условиях у нас арендные ставки должны быть одними из самых высоких в городе. Примерно так оно и есть», — объясняет Александр Бородин. Эту меру, предпринятую руководством Толмачёво, эксперты оценивают неоднозначно. «Очень тяжело было повысить арендные ставки в 2009 году. Во всех городах ставки, напротив, снижались, — заявил «КС» гендиректор ООО «Русские инвесторы — Сибирь» Андрей Панченко. — Если аэропорту удалось повысить стоимость аренды и при этом сохранить заполняемость торговых площадей — это очень хорошо».
Ставки выросли на 10%, однако никто из арендаторов не изъявил желания покинуть торговую площадку в Толмачёво. Более того, в прошлом году в аэропорту был открыт ресторан Beerman & Grill, разместились единственный в регионе спортивный бутик Bosco, а также минимаркет печатной продукции и сопутствующих товаров «Хорошие новости».
Повысив арендные ставки, Толмачёво одновременно пересмотрело сроки действия договоров аренды. «Мы приняли решение увеличить для наших арендаторов сроки договоров с одного года до пяти лет, — говорит Александр Бородин, — чтобы им не нужно было каждый год ходить к нам на поклон с просьбой пролонгировать наши договоренности».
нды. «Мы приняли решение увеличить для наших арендаторов сроки договоров с одного года до пяти лет, — говорит Александр Бородин, — чтобы им не нужно было каждый год ходить к нам на поклон с просьбой пролонгировать наши договоренности».
Для привлечения новых арендаторов Толмачёво заключило договор с сервисной компанией, которая специализируется на привлечении арендаторов в аэропорты. «Мы намерены привлекать на наши площадки не «карманные» предприятия каких-то офшоров, а бренды, представленные в любом другом международном аэропорту. Необходимо, чтобы пассажир мог получить у нас те же услуги, увидеть те же бренды, что и, скажем, в Домодедово, — говорит гендиректор Толмачёво. — Думаю, что в новом сезоне у нас появится новый оператор по duty-free мирового уровня.
Итоги антикризисной программы
Итогом антикризисной программы, реализованной в Толмачёво в 2009 году, стало перевыполнение предприятием плановых производственных показателей. В частности, план по пассажиропотоку был перевыполнен на 2,8%. На 2% перевыполнен годовой план по самолето-вылетам, на 2,9% — годовые показатели по количеству пассажиров, воспользовавшихся аэровокзалом ОАО «Аэропорт Толмачево». Аналогичный прирост показали по итогам года аэропорты московского авиаузла (Шереметьево, Внуково, Домодедово).
Конечно, по сравнению с 2008 годом пассажиропоток в Толмачёво снизился на 14,5%, и практически пропорционально этому снизились финансовые показатели аэропорта. «По финансовым показателям 2009 год нельзя сравнивать с 2008-м, — считает Александр Бородин. — Там был всеобщий «мыльный пузырь», и мы еще не скоро вернемся к докризисным ценам на нефть, объемам продаж автомобилей, квартир… Важнее сравнивать итоги 2009 года с 2007-м, а по сравнению с ним наши показатели как раз чуть-чуть выше. Принятые меры позволили нам по итогам года не просто выйти в плюс ноль, а получить 40 млн прибыли (до налогообложения), около 6 млн рублей чистой прибыли. То есть можно сегодня записать в наш актив генерацию 160 млн рублей буквально за полгода». «Толмачёво чувствует себя вполне хорошо. То есть они, в отличие от многих коллег в региональных российских аэропортах, принимали меры для сокращения издержек и увеличения собственной прибыли», — резюмирует Олег Пантелеев.
«Демонстрируя экономическую устойчивость, аэропорт Толмачёво подтверждает две основные тенденции 2009 года, — рассуждает эксперт PBN-consult (Москва) Андрей Коньшин. — Во-первых, успешнее других из кризиса выходят те предприятия, на которых грамотно отстроены бизнес-процессы. И во-вторых, амбициозные проекты, к которым, несомненно, относится аэропорт Толмачёво, имеют больше шансов на выживание в силу своей масштабности. Но, конечно, при условии, что акционеры контролируют кредиторскую нагрузку на эти проекты».