"Индустриальная Караганда", 3 августа
Hовейшая история карагандинской воздушной гавани началась в 2006 году, когда ее приобрела казахстанская компания «Sky sеrvice». Свою задачу новые владельцы обозначили так: превратить «Сары-Арку» в важнейшую транзитную точку для авиарейсов из Европу в стремительно развивающиеся страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Есть такое понятие «аэрокартография», - объясняет Михаил Викторович. - Это когда расстояния измеряются не по плоской карте, а по глобусу, в трехмерной системе координат. При таком способе измерений Караганда находится точно посередине между Юго-Восточной Азией и Европой.
Над нашим аэропортом в сутки пролетает 47 грузовых самолетов из одного конца континента в другой. Мы работаем с авиакомпаниями, предлагая совершать у нас так называемый техстоп на дозаправку. Им от этого прямая выгода – в точке отправления они могут залить ровно в два раза меньше горючего, чем при беспосадочном перелете. А значит, экономится место, на которое можно взять дополнительный коммерческий груз. Ну а мы получаем доход за счет обслуживания этого рейса.
Чтобы сделать наш аэропорт привлекательным для транзитных авиакомпаний, за прошедшие три года в инфраструктуру воздушной гавани было вложено 4,2 млрд тенге. В частности, расширена взлетная полоса, и сейчас она может принимать суда любых типов без ограничения числа взлетов и посадок. Также было заменено сигнальное оборудование, полностью реконструирован аэровокзальный комплекс, где построен обзорный и рабочие лифты, реконструированы залы вылетов и прилетов. Установлено два телескопических рукава, которые позволяют принимать пассажиров из самолета сразу в зал, минуя открытое пространство с дождями, ветрами и холодом.
- Мы развиваем не только грузовые перевозки, но и пассажирские, - рассказывает Михаил Сокович. - Сейчас у нас выполняется три рейса в неделю на Москву (авиакомпания «Трансаэро»), один рейс - в Санкт-Петербург (компания «Россия») и еще один на Германию — Караганда - Дюссельдорф (немецкая компания «Blu wings») на абсолютно новых воздушных судах А-320. Уже к концу этого года планируются новые рейсы. Мы провели переговоры с авиакомпанией «Чешские авиалинии» и продолжаем работу с Комитетом гражданской авиации по рейсу Караганда - Прага. Также рассчитываем открыть рейс Караганда - Урумчи с авиакомпанией «Китайские южные авиалинии».
Что касается грузовых перевозок, то построен карготерминал класса “А”. Он позволяет обрабатывать все виды грузов, в том числе девятой категории из разряда «очень опасные». Раньше такого терминала в Карагандинском аэропорту не было.
- Нами закуплен спецтранспорт, необходимый для обслуживания современных воздушных судов, в том числе грузовых, - продолжает Михаил Сокович. – Например, оборудование для заправок. У нас сейчас единственный в Средней Азии топливозаправщик на 80000 литров плюс еще два на 60000 л. Благодаря этому мы можем заправлять порядка 150 тонн горючего за час. Многие грузовые компании, которые хотят совершить у нас техстоп, интересуются именно скоростью заправки, чтобы сократить время остановки.
Карагандинский аэропорт провел огромную работу на международном уровне по привлечению клиентов. «Сары-Арка» сейчас постоянный участник всех международных карговыставок и семинаров. Первая компания, которая совершила официальный техстоп в Карагандинском аэропорту, – голландская «MK-Airlines» на «Боинге-747». Этому примеру последовали другие крупные мировые перевозчики – российские, турецкие, европейские, азиатские. Они летают не на регулярной основе, а по заказам. Но сейчас ведутся переговоры и с компаниями, которые выполняют регулярные перевозки – это экспресс-почта DHL и UPS.
В перспективе с Карагандинским аэропортом готовы сотрудничать еще несколько компаний из Малайзии, Кореи (рейс Сеул — Караганда - Франкфурт), Китая, Японии (рейс Токио — Караганда - Амстердам). Из местных компаний по чартерным программам работают с аэропортом «Казахмыс» и «Арселор Миттал Темиртау».
- С такими мировыми лидерами авиаперевозок, как “KLM-Kargo” и “Lufthansa-Kargo”, подписаны договоры о том, что наш аэропорт является запасным для их рейсов, - сообщает Михаил Викторович. - То есть, если в основном порту нелетная погода, они летят к нам. Так, «KLM-Kargo» за минувший сезон совершил две посадки на запасной аэродром и еще три посадки произвел пассажирский «KLM», выполняющий рейс Амстердам - Алматы. Дело в том, что аэропорт Алматы в осенний и весенний периоды часто закрыт из-за тумана. А наш аэропорт в этом отношении предпочтительнее.
Михаил Сокович признает, что кризис сильно ударил по авиационным перевозкам, особенно грузовым. Упала платежеспособность населения, деловая активность. Так что сейчас и пассажирские воздушные суда, и грузовые часто летают с малой загрузкой. Им хватает заправки в порте вылета, чтобы долететь до места назначения без дозаправки от Юго-Восточной Азии до Европы. Но к концу года, согласно прогнозам, ситуация стабилизируется. На это и надеется команда аэропорта «Сары-Арка», проводя сейчас агрессивный маркетинг и работая на перспективу.