Год назад правительство выбрало альянс Credit Suisse и «Тройки Диалог» для проведения оценки активов аэропорта Шереметьево и выбора модели их объединения. Однако, как выяснилось, в конце прошлого года правительство заказало Ernst & Young провести еще одну оценку, поскольку у «Тройки» не было лицензии на проведение рыночной оценки. По неофициальным данным, вторая оценка потребовалась из-за позиции ВЭБа и авиакомпании «Аэрофлот», которые были не согласны с потерей контроля в объединенном аэропорту.
Как рассказали несколько источников РБК daily, близких к проекту объединения двух операторов аэропорта Шереметьево, из-за позиции ВЭБа, несогласного с прошлыми вариантами оценки, правительство приняло решение заказать компании Ernst & Young проведение еще одной оценки. Как ожидается, она представит свою версию рыночной стоимости аэропортовых активов Шереметьево к концу февраля.
Проблемы с оценкой, подготовленной Credit Suisse и «Тройкой Диалог», возникли сразу после ее презентации в октябре правительственной комиссии. Согласно разработанной инвестбанками концепции ОАО «Терминал» (оператор терминала D) должно быть присоединено к Международному аэропорту Шереметьево (МАШ) путем обмена акциями. Доля государства в объединенном Шереметьево должна составить от 75 до 92%.
Документация по проекту не давала ответа на главный вопрос, каким образом все компании, работающие на площадке Шереметьево, обменяются своими долями и какой правовой статус получит объединенная компания-оператор. Представители Минэкономразвития даже высказали претензии к презентации: в ней не отражена позиция ВЭБа (владеет блокпакетом акций ОАО «Терминал» и вместе с ВТБ профинансировал проект на 1 млрд долл.) и «Аэрофлота» (владеет 52% акций ОАО «Терминал»). «Аэрофлот» указал, что авиакомпания должна остаться в терминале D, а не ставить себе целью равномерно заполнять все терминалы Шереметьево.
Официальный представитель Шереметьево отметил, что решение о привлечении Ernst & Young принимало правительство. «Тройка» не давала рыночной оценки, так как у нее на это нет лицензии, а сделала только оценку бизнеса», — отмечают в Шереметьево. Представитель аэропорта отметил, что оценка Ernst & Young будет сделана в конце февраля. В компании Ernst & Young не ответили на вопросы РБК daily, сославшись на практику не комментировать действия клиентов. Источник в ВЭБе сказал, что Ernst & Young должна в том числе посчитать коэффициенты обмена акций двух аэропортовых операторов. По его словам, банк рассчитывает получить «ровно столько акций объединенной компании, сколько ВЭБ вложил денег».
Согласно подготовленной «Тройкой» презентации для управления объединенным аэропортом Шереметьево планировалось привлечь зарубежного оператора. Им может стать компания, имеющая опыт управления аэропортом с пассажиропотоком не менее 10 млн человек в год, способная инвестировать 100—200 млн долл. и готовая делиться технологиями. Кроме того, потенциальный претендент не должен управлять другими аэропортами в радиусе 1000 км от Москвы. Потенциальному партнеру придется вложить в Шереметьево 100—200 млн долл. и в первые один-три года получать фиксированные комиссионные. При этом в последующем прибыль компании может как увеличиться, так и уменьшиться в зависимости от результатов работы проекта.
Как утверждает источник РБК daily в Минтрансе, сейчас ведутся переговоры с несколькими потенциальными управляющими компаниями. Среди них есть и немецкая Fraport, которая управляет аэропортом Франкфурта и является партнером питерского аэропорта Пулково.
http://www.rbcdaily.ru/2011/01/21/industry/562949979578752