Почему правительство США может продолжать вести бизнес с уголовником Boeing
Поскольку Boeing продолжает преодолевать последствия двух катастроф 737 MAX, произошедших примерно пять лет назад, перед компанией встал еще один вопрос о ее будущем.
Может ли недавнее решение Министерства юстиции
предложить Boeing сделку о признании вины для урегулирования обвинения в мошенничестве привести к сокращению государственных контрактов компании, включая ее миллиардные контракты на оборону?
С юридической точки зрения все еще не ясно.
По словам Брэндона Гарретта, профессора права в Университете Дьюка, ответ на этот вопрос могут дать условия сделки, либо Boeing может отдельно достичь соглашений с отдельными агентствами.
По словам пяти профессоров права и аналитиков, которые общались с The Seattle Times в июне, с практической точки зрения сделка о признании вины вряд ли отстранит Boeing от работы на правительство.
Эксперты утверждают, что правительство слишком сильно зависит от Boeing.
«Я очень сомневаюсь, что федеральная подрядная работа Boeing будет как-то меняться», — сказал Питер Рейлли, профессор права в Техасском университете A&M, представляющий интересы семей, потерявших близких в катастрофах MAX в 2018 и 2019 годах.
Ранее в этом году Министерство юстиции установило, что Boeing нарушил соглашение 2021 года, которое позволило ему избежать уголовного преследования после катастроф MAX. Когда срок действия соглашения приближался к концу, самолет MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines потерял панель в полете, что вновь вызвало опасения, что Boeing не выполнил обещанные улучшения безопасности и качества.
В воскресенье Министерство юстиции заявило, что предложит Boeing сделку о признании вины для урегулирования уголовного обвинения, что в очередной раз подняло вопрос о том, что будет означать признание вины или осуждение за мошенничество для одного из крупнейших оборонных подрядчиков страны.
По словам Джона Коффи, профессора права в Колумбийском университете, существует закон, который не позволяет подрядчикам по обороне, осужденным за определенные тяжкие преступления, выигрывать будущие оборонные контракты. Но в данном случае «это безнадежный тупик».
«У правительства нет альтернативы Boeing», — заявил Коффи.
При необходимости, сказал Рейли, законодатели найдут обходной путь. «Boeing — одна из самых влиятельных компаний в мире», — сказал он.
От военных самолетов до систем вооружения, спутников и космического корабля Starliner — правительственные подрядчики Boeing охватывают целый ряд услуг по исследованиям, производству и модификации. Большинство ее федеральных контрактов поступает от Министерства обороны, которое заплатило Boeing 14,8 млрд долларов в 2022 году, по данным Исследовательской службы Конгресса.
Согласно
рейтингу отраслевого издания DefenseNews за 2023 год, компания Boeing вошла в пятерку крупнейших оборонных подрядчиков мира, конкурируя с такими компаниями, как Lockheed Martin и Northrop Grumman.
Доходы от государственных контрактов компании становятся все более важными для Boeing, поскольку коммерческий бизнес компании по производству самолетов резко замедлился после фатальных катастроф MAX и вызванных ими приостановок полетов, сокращения пассажиропотоков из-за пандемии и введенного на федеральном уровне ограничения на производство после взрыва фюзеляжа самолета рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines 5 января.
В прошлом году государственные контракты составили почти 40% выручки компании, согласно последнему годовому отчету Boeing. В первом квартале этого года сектор обороны, космоса и безопасности Boeing принес $7 млрд выручки, в то время как бизнес коммерческих самолетов сообщил о $4,7 млрд.
Будущее государственных контрактов Boeing оказалось под вопросом в 2021 году, когда Министерство юстиции предъявило Boeing обвинение в мошенничестве после крушений самолетов MAX.
Федеральные прокуроры обвинили Boeing в введении в заблуждение регуляторов безопасности относительно новой системы программного обеспечения на самолетах 737 MAX. Ошибка в этой системе привела к тому, что два самолета рухнули вскоре после взлета, в результате чего погибло 346 человек.
Уголовное обвинение было приостановлено одновременно с его предъявлением, когда Boeing согласилась на сделку с федеральными прокурорами, которая позволила бы ей избежать уголовных обвинений при выполнении определенных условий, таких как создание новой программы соответствия и поощрение культуры сообщения о проблемах безопасности.
В мае Министерство юстиции постановило, что Boeing нарушила условия первоначального соглашения.
Boeing отказался комментировать сделку о признании вины или ее потенциальное влияние на будущие государственные контракты. Компания заявила, что выполнила условия соглашения 2021 года.
Семьи жертв крушения MAX заявили, что планируют возражать против предложенного соглашения о признании вины, которое они назвали «очередной полюбовной сделкой», не возлагающей на компанию ответственность за гибель более 300 человек.
Техасский адвокат Рейли, представляющий интересы некоторых из этих семей, заявил, что у группы «нет никакого интереса вмешиваться в федеральную подрядную работу Boeing».
«Они хотят, чтобы Boeing преуспел, и они прекрасно понимают важность этой компании для нашей национальной безопасности», — сказал Рейли. «Семьи просто хотят, чтобы продукция Boeing была безопасной».
Марк Линдквист, адвокат из Такомы, представляющий интересы семей жертв авиакатастроф MAX, а также пассажиров самолета MAX, потерявшего панель в январе, заявил, что Министерство юстиции сейчас пытается найти баланс.
«Они должны заставить семьи жертв почувствовать, что здесь была какая-то ответственность и справедливость», — сказал Линдквист. «Они должны сделать это таким образом, чтобы это не повлияло негативно на статус Boeing в нашей экономике и нашей национальной безопасности».
«Весь смысл соглашения об отсрочке судебного преследования [2021 года] заключался в том, чтобы Boeing избежал уголовного преступления», — сказал Линдквист. «Потому что доказательства были».
Скотт Гамильтон, аналитик и управляющий директор консалтинговой компании в сфере авиации Leeham Co., согласился с тем, что вероятность осуждения за тяжкое преступление или признания вины не повлияет на работу Boeing по государственным контрактам или на подразделение Boeing по производству коммерческих самолетов, известное как BCA.
Гамильтон отметил, что эти клиенты больше обеспокоены темпами и качеством производства, чем последствиями аварий.
Согласно
отчетам компании , в прошлом году объем коммерческих заказов Boeing вырос на 23%. Выручка от BCA упала на 31% в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поставки упали на 36%.
В ответ на взрыв панели Федеральное управление гражданской авиации наложило ограничение на производство Boeing. Это ограничение остается в силе, но Boeing производит гораздо меньше самолетов, чем позволяет мандат FAA.
«Коммерческие заказы, у них гораздо больше беспокойства по поводу производительности BCA», — сказал Гамильтон. «У Boeing есть проблемы с FAA, которые влияют на здоровье BCA».
As Boeing continues to face the fallout from two fatal 737 MAX crashes, the company now meets yet another question: What happens to its government contracts?