Вспомнил, как давал на Авиафоруме его интервью 2019 года.
Инженер-суперзвезда Джон Харт-Смит критиковал стратегию Boeing
11 января 2025 г.
Более двух десятилетий назад инженер-авиаконструктор Джон Харт-Смит, тогда уже всемирно известный эксперт по проектированию конструкций самолетов, приобрел известность за пределами своей области, когда
предупредил руководство компании Boeing о том, что ее недальновидная финансовая ориентация приведет к губительным последствиям .
В своей внутренней презентации в Boeing в 2001 году и в эссе, написанных с уморительным юмором и проницательностью, он высмеял корпоративную бизнес-культуру Америки, основанную на аутсорсинге, сокращении расходов и сокращении штатов.
«Я пережил крушение Douglas Aircraft и видел, как то же самое должно было произойти с Boeing», —
объяснил Харт-Смит в интервью в 2019 году.
Старшие руководители Boeing, сторонники стратегий управления, которые он высмеивал, отвергли как наивные взгляды ведущего инженера на деловые вопросы.
Харт-Смит, которого уважали за его технические знания, которыми восхищались за силу его интеллекта и которого коллеги любили за его скромную, очаровательно эксцентричную личность, умер в декабре в возрасте 84 лет у себя дома в Мельбурне, Австралия, спустя много времени после того, как траектория Boeing ясно доказала его пророческие способности.
Ведущий инженер компании Boeing Джон Харт-Смит был известен во всем мире...
Бывший технический директор Boeing Джон Трейси объявил о смерти Харта-Смита на своей странице в LinkedIn. Это сообщение вызвало множество комментариев от инженеров, ученых и деятелей аэрокосмической отрасли со всего мира, восхваляющих его жизнь и наследие.
В одном из интервью Трейси вспомнил, что впервые встретился с уже известным инженером лично в начале 1980-х годов, найдя его после прочтения его основополагающей ранней работы по соединению деталей самолетов из углеродного композита.
«Он был суперзвездой в этой области. Я был как парень из Малой лиги, и я хотел поговорить с Бейбом Рутом», — сказал Трейси, который позже станет начальником Харта-Смита в Boeing. «Он был готов поговорить с кем-то, кто почти ничего не знал, и помочь ему. Он был просто самым милым парнем в мире».
Однако Харт-Смит также донкихотски и непоколебимо выступал против общепринятых взглядов, если считал их явно глупыми.
Джим Огоновски, бывший старший главный инженер по конструкциям в Boeing Commercial Airplanes, сказал, что Харт-Смит «абсолютно не уважал иерархию. Ему было все равно, с кем он говорил, он говорил то, что думал».
Этот внутренний документ 2001 года «вызвал много внутреннего смятения среди высшего руководства Boeing», сказал Огоновски в интервью. «Прошло время, много времени, прежде чем я в конце концов сказал, что он оказался прав».
Инженерная икона
Работа Харта-Смита в компании Douglas, часто выполняемая по контракту с НАСА или ВВС США,
получила многочисленные похвалы , поскольку он разработал новые методы крепления или склеивания как углеродных композитных, так и металлических конструкций, анализа таких конструкций и проверки результатов.
В одном крупном исследовательском проекте ВВС он разработал фюзеляж, который был склеен без использования крепежных элементов.
Огоновски сказал, что Харт-Смит создавал проекты, стремясь сделать их простыми в изготовлении, так что его работа «стала почти евангелием в отрасли».
Он перепроектировал композитный хвостовой обтекатель гигантского военно-транспортного самолета C-17, который ранее представлял собой единую сложную деталь из углеродного композита, подверженного дефектам, разделив его на шесть простых в изготовлении частей, соединенных вместе, которые можно было изготовить без дефектов.
«Он смог радикально упростить конструкцию и производство», — сказал Трейси. «У него было просто шестое чувство, понимающее, каковы пути нагрузки».
Трейси добавил, что благодаря одному только этому проекту Харт-Смит сэкономил компании многие десятки миллионов долларов.
В конце 1980-х годов компания Hart-Smith даже помогла решить серьезную структурную проблему конкуренту Douglas: компании Boeing.
Изучая контуры вокруг кабины на реактивном самолете 747, он проанализировал нагрузки и предсказал, что в каркасах фюзеляжа появятся трещины. С благословения своих начальников в Douglas он поделился этим анализом со своими коллегами в Boeing, и когда трещины действительно были обнаружены, его объяснение того, почему это происходит, позволило инженерам Boeing разработать исправление.
«Это повысило мой авторитет среди технического руководства Boeing», — сказал Харт-Смит.
Затем, после слияния Boeing с McDonnell Douglas в 1997 году, когда Огоновски и Трейси присоединились к руководству Boeing в качестве ведущих технических руководителей, Харт-Смит был повышен до высшего эшелона инженеров, не имеющих руководящих должностей, став старшим техническим сотрудником.
Противостояние лидерству Boeing
Повышение Харта-Смита повлекло за собой необходимость представить доклад высшему руководству инженерного отдела на следующей ежегодной конференции Boeing Technical Excellence в Институте лидерства компании в Сент-Луисе.
Именно здесь Харт-Смит проявил наглость и представил в 2001 году свой подробный доклад, посвященный не техническим особенностям соединений конструкций самолетов, а бизнес-стратегии Boeing.
Он не был таким наивным в этом вопросе, как считали топ-менеджеры. У него был сертификат по управлению бизнесом от Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, он закончил курсовую работу для получения степени MBA, хотя и не удосужился пройти стажировку, необходимую для получения степени магистра.
Пропущенные через независимый интеллект Харта-Смита, эти занятия стали топливом для его последующих яростных насмешек над бизнес-школами и новоиспеченными обладателями степени MBA.
Когда настал день его презентации, Харт-Смит не смог приехать из Калифорнии, так как ему только что сделали операцию по установке стента под сердцем. Поэтому он выступил с докладом по телефону, а его коллега переворачивал слайды в Сент-Луисе.
По сути, он представил
доклад по экономике , преподнесенный с фирменным невозмутимым юмором.
В нем подверглась резкой критике стратегия McDonnell Douglas, теперь навязанная Boeing, по передаче работ на аутсорсинг и отказу от основных конструкторских и производственных активов.
Он ясно и доступно объяснил, как это в конечном итоге приведет к увеличению затрат, снижению прибыли и поставит под угрозу способность Boeing разрабатывать будущие самолеты.
Впоследствии Харт-Смит узнал от коллег, присутствовавших в зале, что после того, как он закончил и повесил трубку, тогдашний главный технический директор Boeing Дэйв Суэйн встал и в течение получаса пытался опровергнуть доводы Харт-Смита.
«К тому времени, как он закончил, в комнате не осталось никого, кто не соглашался бы со мной», — сухо сказал Харт-Смит в 2019 году.
Его статья
пересылалась из одного почтового ящика в другой в компании Boeing и постоянно цитировалась сотрудниками.
Винни-Пух бросает вызов корпоративной Америке
Обладая бесстрашной и озорной независимостью, Харт-Смит отстаивал свою позицию в спорах и не признавал избегающих технические дебатах.
Трейси со смехом вспоминает, как Харт-Смит начал крестовые походы, чтобы опровергнуть анализы разрушения композитных конструкций, опубликованные другими выдающимися инженерами.
«Он писал технические статьи, в которых называл других ученых шарлатанами и торговцами змеиным маслом», — сказала Трейси. «Мне приходилось поддерживать спокойствие и вежливость всех. Я сказала: «Джон, нельзя использовать слово «шарлатан» в статье в техническом журнале».
«Дело не в том, что он считал себя умнее или лучше всех. Он был одним из самых скромных людей, которых только можно себе представить», — добавила Трейси. «Он был просто так предан своей работе и тому, во что он верил, как в истину».
Огоновски сравнивал Харта-Смита с «человеком, похожим на Эйнштейна», чья внешность и манеры поведения скрывали яростный и блестящий интеллект.
Действительно, у него были странности характера человека, чей мозг был сосредоточен на работе и мало внимания уделял обыденным деталям повседневной жизни.
Его офис был «полной катастрофой», заваленный стопками бумаг и справочных материалов, так что пожарная служба компании настоятельно рекомендовала Трейси «заставить этого парня убраться в своем офисе; это пожароопасно».
Продолжая неустанно критиковать менеджмент, в 1990-х годах Харт-Смит написал серию статей которые он распространял в частном порядке среди друзей и коллег. В них он с юмором изображал, как Винни-Пух побеждает команды бизнес-консультантов, обладающих "здравым" смыслом.
«Медведь с очень маленьким мозгом» был сатирическим аналогом Харта-Смита, который в более поздние годы действительно разделял невысокий, коренастый рост Винни-Пуха.
На вопрос, почему он не публикует эти хорошо написанные, забавные статьи, он беспомощно ответил, что авторские права на Винни-Пуха принадлежат Disney, и «у меня там нет контактов».
Учитывая антипатию Харт-Смита к менеджменту, Трейси признает, что, когда он стал топ-менеджером инженеров Boeing, «я систематизировала все, что ему не нравилось».
Тем не менее, Харт-Смит «все еще относился ко мне как к другу».
«Трудно было не любить его, даже когда ты злилась на него», — сказала Трейси, снова смеясь. «Я любила этого парня».
Предупреждение о стоимости 787
В середине 2000-х годов Харт-Смит снова ввязался в битву внутри Boeing, когда попытался предупредить, что план по созданию самолета 787 Dreamliner имеет серьезные недостатки и обойдется очень дорого.
Сначала он присоединился к другим инженерам, рекомендовавшим изготавливать его из металла, а не из углеродных композитов.
В тот период Харт-Смит руководил небольшой исследовательской группой, которая разработала новую конструкцию металлического фюзеляжа, которая была дешевле в производстве и прослужила дольше, чем предыдущие металлические фюзеляжи. Он был испытан на пять сроков службы без каких-либо усталостных трещин.
Когда Boeing настаивал на строительстве 787 из композитных материалов, Харт-Смит выступил против концепции изготовления самолета из цельных композитных стволов, каждый из которых производился бы отдельным крупным субподрядчиком.
Он сказал им, что идеальное соединение этих больших секций фюзеляжа окажется чрезвычайно дорогостоящим. Он написал отчет, в котором предлагал лучший подход: изготовление секций из изогнутых панелей длиной с фюзеляж, скрепленных вместе.
Руководство снова отказалось слушать. И снова время доказало правоту Харта-Смита.
Хотя 787 является чрезвычайно успешным самолетом, эксплуатируемым авиакомпаниями по всему миру, для Boeing он стал финансовой катастрофой, не оставив никакой надежды на возврат миллиардов долларов, потраченных на его разработку.
Совсем недавно зазоры в соединениях фюзеляжа на много месяцев остановили поставки самолетов 787, а их ремонт обошелся Boeing в 6,3 млрд долларов.
После того как Харт-Смит ушел из Boeing в 2008 году, Огоновски вернул его в качестве консультанта до 2015 года.
«Я уважал его проницательность. Она заставила меня задуматься, убедиться, что я не пью свою собственную воду», — сказал Огоновски. «Он был тем, кто мог бы дать другую точку зрения».
Затем, уже полностью выйдя на пенсию, Харт-Смит в течение как минимум последних пяти лет сосредоточился на той последней работе, которую он хотел написать.
Он считал, что обнаружил ошибку в стандартных академических теориях о том, как тонкие оболочки, такие как фюзеляжи самолетов, деформируются под давлением, и именно эта ошибка объясняет существенное расхождение между теоретическими прогнозами и фактическими результатами испытаний, на основании которых работают производители самолетов.
Статья, которую он закончил в больнице в последний день своей жизни, была его последней попыткой убедить ученых принять его позицию.
Огоновски сказал, что, возможно, Харт-Смит еще окажется прав. «Я надеюсь на это», — сказал он.
Доминик Гейтс — лауреат Пулитцеровской премии
World-famous aircraft structures engineer John Hart-Smith, who years ago pointed out to Boeing leaders the folly of their business strategy, died last month at 84.
www.seattletimes.com